Как мозг анализирует гласные звуки в норме и что меняется при аутизме? Обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики»
28 ноября на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Как мозг анализирует гласные звуки в норме и что меняется при аутизме?».
Автор научных статей Елена Владимировна Орехова рассказала о своих исследованиях восприятия гласных мозгом детей с расстройством аутистического спектра РАС (а также типично развивающихся детей и взрослых) с помощью метода Магнитоэнцефалографии (МЭГ).
Что мы узнали на вебинаре (и узнаете вы, если посмотрите видеозапись):
- Как действует аппарат для МЭГ, который есть в России в единственном экземпляре, и находится он в МГППУ!
- Удивительные факты о гласных нашего языка: это самые древние звуки речи; они воспринимаются ребенком еще в утробе матери; несут информацию о личности и ее эмоциях.
- Как необычно звучат синтезированные звуки, в эксперименте с МЭГ использовалось 4 их вида: формантные периодичные гласные (обычные), гласные без периодичности (высоты), звуки разной высоты без гласности (воспринималось как звуковой дождь), и неформантные непериодичные звуки (бульканье). Зачем же использовались эти синтезированные звуки? Чтобы разделить две важные характеристики гласных (формантность и периодичность), чтобы посмотреть, как они обрабатываются в правой и левой части мозга (у взрослых, у типично развивающихся детей и у детей с РАС), зависит ли латерализация их обработки от возраста, и восприятие какой характеристики страдает при РАС.
- Что такое Устойчивая негативная обработка (УНО). Гласные, воздействуя на мозг, вызывают в нем медленную устойчивую волну (вызванный потенциал). Она имеет свой знак, в данном случае отрицательный. УНО возникает во вторичных зонах слуховой коры (в верхней височной доле), причем не у всех нейронов, а только тех нейронов-детекторов, которые «предпочитают» стимулы с определенными характеристиками.
- О «Синдроме коктейльной вечеринки», когда шум мешает воспринимать речь. Этим приемом воспользовалась Елена Владимировна в своих исследованиях (Тест «Слова в шуме»).
Всего Елена Владимировна провела два исследования: в первом сравнивались группы взрослых и типично развивающихся детей, во втором — дети с РАС и нейротипичные. Были наглядно продемонстрированы их результаты с помощью красочных графиков и подробных объяснений.
В конце вебинара состоялась дискуссия со зрителями. Почему было принято решение изучать реакцию на гласные у детей с РАС, если на практике проблем с пониманием именно гласных у таких детей не наблюдается? Предъявлялись ли испытуемым естественные гласные звуки или только синтезированные и какова причина такого выбора? Почему медленноволновой ответ мозга на гласные назван «негативным»? Было ли какое-то практическое применение результатов исследований для помощи детям с РАС?
Ответы на эти вопросы вы можете узнать, посмотрев вебинар. Отвечая, Елена Владимировна подчеркнула тот факт, что мало известно о нарушениях восприятия речи у детей с РАС, и ее исследования должны внести вклад в понимание этого, чтобы в итоге появились какие-то технологии, которые могли бы построить диагностику.
Посмотреть видеозапись встречи можно на видеоканалах портала психологических изданий PsyJournals: