Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога — в журнале «Вестник практической психологии образования»
Новый выпуск сетевого журнала «Вестник практической психологии образования» (№4-2024) завершает тему «Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога»
Открывает выпуск рубрика «События», в которой приведены результаты XX юбилейной международной научно-практической конференции «Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога». Конференция, организованная в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации о Десятилетии науки и технологий в Российской Федерации 2–3 июля 2024 г., актуализировала задачи и направления интеграции культуры, науки и технологий как ресурсного обеспечения развития образования, а также проблемы и перспективы развития профессиональной деятельности педагога в мире искусственного интеллекта и цифрового образовательного пространства.
Во второй рубрике номера «Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей» обсуждаются особенности современной профессиональной подготовки педагогов-психологов. Авторы статей данной рубрики подчеркивают важность формирования у студентов-психологов таких профессиональных качеств, как способность к рефлексии учебной и дидактической деятельности; характеризуют актуальные стратегии модернизации опережающей профессиональной подготовки будущего учителя; рассматривают особенности адаптации студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки; раскрывают возможности профессионального (демонстрационного) экзамена как инструмента развития профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов; описывают требования к подготовке специалистов для работы с детьми, а также с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Третью рубрику «Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды» представляют статьи, посвященные оказанию методической помощи педагогам при работе с конфликтами, возникающими в учебных подростковых и взрослых группах, развитию психологических основ совершенствования управленческой деятельности в образовательной организации; анализу текущего состояния и перспектив развития психологической службы в российских педагогических вузах; оценке влияния культуры общения родителей на проявления тревожности их детей — младших школьников; социально-психологические особенности детей, переживших боевые действия, обусловленные тяжестью пережитого травмирующего опыта; истории отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Четвертая рубрика «Психология самоопределения личности в образовании и профессии» посвящена изучению таких тем, как ценностные ориентации будущих специалистов социономической сферы и их приоритеты; а также готовность учащихся психолого-педагогических классов к выбору педагогической профессии как основной.
Авторы пятой рубрики «Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством» анализируют опыт оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, в том числе — в чрезвычайных ситуациях с участием несовершеннолетних; сравнивают результативность активных форм обучения и традиционных лекций в условиях высшего образования; исследуют проблемы школьной тревожности, ее влияния на успешность обучения младших школьников.
Вне тематической части в номере опубликованы статьи, посвященные анализу взаимосвязи личностных качеств студентов и результатов их обучения; роли эмоционального интеллекта в процессах адаптации человека и методов развития эмоциональной компетентности; факторов воспитательной среды, значимых для профилактики девиантного поведения подростков, оценке готовности педагогов-психологов к оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательного процесса и др.