Психологи и юристы обсуждают проблемы профессионального обеспечения семейного устройства

15

11 ноября 2008 года в пресс-центре "Московского Комсомольца" прошла конференция "Право на семью. Кто принимает решение?», посвященная проблемам и перспективам профессионального семейного устройства.

"Органы опеки - это команда администраторов", - сформулировала основную проблему руководитель Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. Но одних полномочий (по новому закону об опеке и попечительстве органы опеки стали органом исполнительной власти) недостаточно для принятия решений, например, о возможности сохранить данного конкретного ребенка в кровной семье.

И для профилактики социального сиротства, и для поддержки принимающих семей нужна командная работа специалистов - психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Только формируются и функционируют такие команды отдельно от тех, кто принимает окончательные решения. Борис Львович Альтшулер и Эмма Федоровна Огарышева, руководители общественной организации "Право ребенка" поясняют: "Понятия профессионального сопровождения принимающих семей в новом законе нет". А в таких сиутациях не исключены моменты взаимного недопонимания - например, недовольство сотрудников опеки качеством подготовки приемной семьи, которая проводилась на базе детского дома. Или, наоборот, выдача разрешения на усыновление семье, которая на курсах подготовки почувствовала себя неготовой к такому шагу.  

Если приемные и опекунские семьи так или иначе находятся в сфере внимания органов опеки (хотя бы с целью контроля), усыновители по-прежнему отправляются "в свободное плавание". "Системы поддержки семей, усыновивших ребекна у нас нет. Если в семье возникнут проблемы, она может обратиться за помощью, а может терпеть "до последнего", уже раскаявшись в своем выборе. Как можно повлиять на их мотивацию к сотрудничеству? Только обеспечив им опыт комфортной и продуктивной работы со специалистами в Школе приемных родителей," - считает Татьяна Арчакова, аспирантка МГППУ, участница инновационного образовательного проекта "Дети-сироты".

"А зачем вообще нужен посредник между семьями и детьми в таком благом деле как семейное устройство?", - задает риторический вопрос Татьяна Губина, психолог детского дома № 37, и сама же на него отвечает. Помимо помощи в борьбе с типичными проблемами развития и адаптации приемного ребенка, перед психологом встает целый ряд задач. Например, как устроить в семью не младенца, а пятиклассника "с характером"? Каким будет путь совместного исследования мотивации и ресурсов принимающих семей, который рано или поздно приведет к дому ребенка с диагнозом "ЗПР"?

Для успешного принятия решений мало полномочий и желания - нужны некие инструменты. Анна Берникова, редактор журнала "Беспризорник" считает, что важнейшим инструментом создания сообщества специалистов по семейному устройству является именно научно-практическое издание, которое было бы интересно и психологам, и социальным работникам и самим родителям.