Педагогика, психология и право на детство в журнале «Социальные науки и детство»

26
Иллюстрация к новости

Представляем читателям первый номер журнала «Социальные науки и детство» в 2025 году. (2025 № 1). В него вошли 5 статей, не объединенных общей тематикой и анализирующих широкий спектр проблем из разных областей социальных наук.

В разделе «Педагогика и психология образования» представлена статья, в которой рассматривается система критериев и показателей эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Авторы предлагают методику оценки, включающую три ключевых аспекта: качество процесса, условия и результаты воспитательного воздействия, что позволит комплексно оценивать эффективность воспитательной работы, выявлять сильные и слабые стороны процесса, отслеживать достижения воспитанников. Разработанная система служит инструментом для повышения качества воспитательной работы и соответствует целям мероприятий, предусмотренных Планом основных мероприятий в рамках Десятилетия детства.

Раздел «Возрастная психология» включает в себя статью, исследующую связь функционального состояния замещающей семьи и социального благополучия приемного подростка. Авторы рассматривают факторы, влияющие на успешную адаптацию подростка в новой семье. Результаты подчеркивают значимость поддержания гармоничного функционирования замещающих семей для обеспечения социального благополучия их воспитанников.

В разделе «Безопасность и право» опубликована статья, посвященная праву ребенка на выражение мнения в спорах об ограничении и лишении родительских прав его родителей, отмене ограничения и восстановлении родительских прав. Авторы анализируют проблемы реализации этого права и предлагают пути их решения.

Раздел «Научная жизнь» представлен двумя статьями. Первая посвящена Валерии Сергеевне Мухиной, выдающемуся ученому в области психологии развития. В статье подчеркивается ее вклад в науку, включая разработку рекомендаций по созданию приемных семей, которые оказались высоко востребованными. Она также активно продвигала идею введения должности психолога в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вторая статья представляет обзор Стратегической сессии, на которой обсуждались ключевые аспекты развития системы опеки и попечительства в Российской Федерации до 2036 года. В ходе сессии были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в сфере защиты прав и интересов детей, и предложены возможные ответы на существующие вызовы.

Диапазон тем, затрагиваемых авторами этого номера, широк. Мы надеемся, что каждый из наших читателей найдет для себя в этом выпуске что-то новое и полезное.

Полный выпуск журнала читайте на Портале психологических изданий PsyJournals.ru