О регуляции эмоций, благополучии и нейромифах в журнале «Психологическая наука и образование»

1109
Иллюстрация к новости

Журнал «Психологическая наука и образование» представляет четвертый номер за 2025 год (№4, 2025). В выпуске представлены эмпирические и теоретические исследования, раскрывающие механизмы психологической регуляции, формирования образовательных установок и развития личности в современных социокультурных условиях.

В рубрике «Психология развития» особое внимание уделено исследованию регуляторной функции юмора у младших школьников. В публикации «Использование юмора в регуляции субъективного переживания опасности младшими школьниками» представлены результаты эмпирического анализа того, как дети используют юмор для построения субъективно безопасной реальности в ситуациях нарушения культурных норм. Исследование выявило, что способность воспринимать нарушение правил как смешное зависит от осознания его последствий: потенциальная угроза наказания или травмы подавляет юмористическое восприятие. При этом в менее регламентированных, внеклассных контекстах дети чаще предлагают комические сценарии, что свидетельствует о развитии когнитивно-эмоциональной саморегуляции.

Также в рубрике опубликованы результаты адаптации русскоязычной версии опросника EPOCH для оценки психологического благополучия подростков, а также анализ возрастных и семейных детерминант представлений детей о счастье.

Рубрика «Психология образования» включает исследования, посвященные профессиональному развитию педагогов и качеству образовательной среды. В частности, анализируются житейские психологические представления и нейромифы у студентов педагогических вузов, практикующих учителей и педагогов-психологов. Особое внимание уделено проблемам психической устойчивости первокурсников и влиянию тревожности на учебную деятельность студентов музыкальных специальностей. В номере также представлены данные о роли когнитивных и социальных факторов в образовательных достижениях учащихся-мигрантов, а также перспективы применения технологий компьютерного зрения и нейронаук в педагогической практике.

Выпуск включает как отечественные, так и международные исследования, что подчеркивает его научную значимость и актуальность для исследователей, преподавателей и практикующих психологов.

Слушайте подкаст PsyJournals LIVE — в новых выпусках  авторы рассказывают о своих исследованиях :

Татьяна Николаевна Тихомирова — о психической устойчивости студентов первого курса: взаимосвязь со стратегией поступления в вуз и образовательных результатов

Бибигуль Сансызбаевна Искакова об установках и ожиданиях педагогов как факторах академической успеваемости учащихся с миграционным опытом

Мария Анатольевна Толстова — о вовлеченности в процесс онлайн-обучения: результаты психофизиологического исследования

Эльвира Нурахматовна Гилемханова — об изучении базовых представлений о счастье у дошкольников и младших школьников с помощью метода глубинного интервью

Татьяна Васильевна Артемьева — об использовании юмора в регуляции субъективного переживания опасности младшими школьниками

Людмила Анатольевна Бегунова — о структурно-динамических характеристиках мировоззрения учащихся юношеского возраста

Полный выпуск журнала «Психологическая наука и образование» опубликован в свободном доступе на Портале психологических изданий PsyJournals.ru