На портале психологических изданий PsyJournals.ru появилась еще одна функция, помогающая читателям планировать работу с текстами, — оценка времени, необходимого для чтения публикации. Подсказка с примерной продолжительностью чтения теперь отображается на страницах материалов портала рядом с основной информацией о тексте и дополняет уже внедренные инструменты доступности: визуализированные метрики просмотров и скачиваний статей, активные DOI-ссылки и функцию озвучивания материалов.
Время чтения становится важной метрикой удобочитаемости. В повседневной практике читатель ограничен не только сложностью текста, но и временем, которым он располагает. Исследования показывают, что для взрослого человека средняя скорость чтения «простого» неспециализированного текста про себя составляет около 275 слов в минуту (SD = 86), тогда как сложные, специализированные тексты читаются примерно в 0,74 раза медленнее — около 203 слов в минуту (SD = 50). На скорость чтения влияет целый ряд факторов: уровень образования, привычка регулярно работать со специализированной литературой, а также возраст и характер читаемых материалов. Так, более высокие скорости демонстрируют те, кто постоянно обращается к профессиональным текстам; при этом нормативные и типографские параметры среды (цифровой интерфейс, шрифт, формат подачи текста) также могут изменять скорость чтения и комфорт восприятия (Яковлева, 2025).
Оценка времени чтения на PsyJournals.ru также рассчитывается исходя из объема текста и усредненных показателей скорости чтения взрослых для научных и научно-популярных материалов. Показатель носит ориентировочный характер, но позволяет прикинуть, успеет ли читатель внимательно познакомиться с публикацией «здесь и сейчас» или стоит сохранить ее «на потом» — например, выбрав формат прослушивания статьи, доступный на портале.
Контекст развития таких «человеческих» метрик особенно заметен на фоне обсуждений роли генеративного ИИ в научной коммуникации. Недавний междисциплинарный анализ 730 тысяч публикаций, индексируемых в PubMed за период 2005–2025 годов, показал резкий рост группы так называемых «prolific debutante»-авторов — очень продуктивных авторов-новичков, которые с 2023 года начали публиковать десятки писем в редакции в год. Несмотря на то, что они составляют малую долю от всех авторов, именно на них приходится значительная часть опубликованных писем. Многие такие тексты краткие (около 500 слов), касаются десятков разнородных тем и, с высокой вероятностью сгенерированы ИИ. Исследователи предупреждают, что при внешней «корректности» таких писем они создают риск информационного шума и подрыва доверия к научным журналам. На этом фоне прозрачные и понятные читателю сервисы — от метрик просмотров до оценки времени чтения — работают на укрепление доверия: они помогают ориентироваться в массиве публикаций и планировать вдумчивое чтение.
Для читателей журналов портала PsyJournals.ru новая метрика становится ещё одной навигационной подсказкой: можно быстро отличить короткую заметку от развернутой исследовательской статьи, спланировать время для чтения подборки материалов или использовать оценку времени в образовательных целях (например, при составлении списков литературы к занятию).
Оценка времени чтения делает структуру публикаций более прозрачной: помогает соотносить объем текста с задачами статьи, а также открывает возможность для дальнейших исследований читательского поведения — вместе с уже доступными данными о просмотрах, скачиваниях и аудиопрослушиваниях.
Новая функция продолжает линию развития портала как открытой и технологически оснащенной инфраструктуры психологических знаний, в которой удобство и качество чтения — одна из ключевых ценностей.