В Москве состоялась конференция "Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики"

18

Сегодня профессиональное образование должно в полной мере учитывать требования рынка труда XXI века, полностью соответствовать общемировым критериям качества.

Профессиональное образование в условиях инновационного развития страныОб этом говорится в приветствии Президента России участникам и гостям всероссийской конференции «Профессиональное образование в условиях инновационного развития страны», прошедшей 11 декабря.

По мнению Дмитрия Медведева, в России необходимо продолжать модернизацию вузов, колледжей, техникумов и училищ, укреплять их преподавательский состав, усиливать практическую направленность в учебном процессе, развивать взаимодействие с производством.

В рамках конференции эксперты, представители образовательного сообщества и органов власти подвели итоги приоритетного национального проекта «Образование», обменялись опытом внедрения инновационных программ и оценили перспективы дальнейшего развития профессионального образования страны.

Открывая конференцию, заместитель Председателя Правительства России Александр Жуков отметил, что приоритетный национальный проект «Образование» является самым масштабным проектом государственной поддержки образовательных учреждений, в рамках которого «беспрецедентные по объему средства» присуждались лучшим идеям и замыслам, лучшим программам развития образовательных учреждений.

Как рассказал Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, в рамках национального проекта государственную поддержку своих инновационных программ получили 57 вузов и 243 учреждения начального и среднего профессионального образования из 57 субъектов РФ. По словам Министра, «вся Россия покрыта сетью инновационных образовательных учреждений».

Объем средств федерального бюджета, направленных за три года на поддержку инновационных вузов, составил 30 млрд руб., объем софинансирования из средств бизнеса составил за этот срок более 8 млрд руб.

Учреждения начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) в течение 2007 и 2008 годов получили из федерального бюджета более 6 млрд руб., при этом софинансирование бизнесом их программ развития превысило объем государственной поддержки.

В результате вузы и учреждения НПО и СПО смогли значительно обновить свою материальную и учебную базу. Так, по словам Андрея Фурсенко, скачок по обеспеченности вузов оборудованием составил 10-15 лет. Внедряя инновационные программы, образовательные учреждения сформировали команды эффективных менеджеров, способных работать с новыми механизмами финансирования.

Кроме того, были найдены эффективные формы взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса. Как отметил Александр Жуков, «более 90% опрошенных работодателей уверено, что более тесное взаимодействие с образовательными учреждениями облегчило им поиск работников нужной квалификации и сократило их затраты на подбор кадров». Докладчики уверены, что в условиях экономического и финансового кризиса, когда работодатели заинтересованы в формировании  компактного и эффективного кадрового состава, целевые программы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов будут чрезвычайно востребованы. Уже сейчас количество обучающихся по целевым программам выросло втрое, обучающихся по программам повышения квалификации – почти в 6 раз.

Следует отметить, что инновационные учреждения НПО и СПО также совершили качественный рывок в вопросах подготовки квалифицированных рабочих рук. В соответствии с запросами работодателей они существенно обновили содержание порядка 600 учебных программ и разработали десятки новых. Так, в 2007 году в училищах было введено 250 новых направлений подготовки специалистов, в 2008 – 352. В целом число обучающихся по новым программам за два года составило 25 тыс. человек.

Среди других системных эффектов отмечено также то, что сфера образования стала более открыта для общества, вырос конкурс в инновационных образовательные учреждения, в том числе начального и среднего профессионального образования, а их выпускники стали более востребованы на рынке труда.

«Возможно, говорить о системных эффектах национального проекта "Образование" пока рано, должно пройти несколько лет, чтобы общество могло убедиться, что эти изменения необратимы, а выпускники гораздо лучше подготовлены и востребованы экономикой, но, тем не менее, инновационные вузы многого достигли за эти годы, - отметил Александр Жуков. - Думаю, что достигнуты в целом очень неплохие результаты, теперь необходимо закрепить их в рамках долгосрочной стратегии развития российского образования».

Следующим шагом в развитии высшего профессионального образования, по словам Андрея Фурсенко, станет создание сети национальных исследовательских университетов, объявленное Указом Президента России от 7 октября 2008 года. «В 2009 году будет начато создание сети, даже если нам придется каким-то образом перераспределить сегодняшнее финансирование по поддержке науки и образования», - сказал он.

Министр также отметил, что для облегчения практической инновационной деятельности высших учебных заведений по поручению Правительства в настоящее время разрабатывается законодательная база, которая позволит вузам создавать дочерние малые инновационные предприятия.

Что касается приоритетного национального проекта «Образование» в целом, то, как отметил Андрей Фурсенко, он «будет продолжаться, несмотря на все трудности экономического и финансового плана, невзирая на мировой финансовый кризис». «Правительство и Президент считают эти проекты по-прежнему приоритетными, мы по-прежнему мы будем уделять им особое внимание и выделять необходимые финансовые ресурсы», - подчеркнул Министр.

Смотри также

Отчет инновационного ВУЗа-участника - Московского городского психолого-педагогического университета на psyjournals.ru