19 декабря в 09:00 (мск) на дискуссионной площадке Наука в публикациях: От идеи до практики при поддержке Точки кипения МГППУ состоится второй вебинар «Шаг за шагом традиционная игра возвращается в детские сады России».
Авторы продолжают серию вебинаров по психологической работе с использованием традиционной игры на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики».
Это второй вебинар из серии встреч, направленных на поддержку сотрудников дошкольных образовательных учреждений в освоении Программы фольклорных игр, разработанной факультетом «Юридическая психология» МГППУ и рекомендованных Министерством просвещения как способ подготовки детей к действиям в ситуациях террористической опасности.
В настоящее время в реализацию программы включилось 48 регионов России от Камчатки до Калиниграда (924 участника, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов физической культуры).
На первом вебинаре были рассмотрены особенности и значимость этапов вхождения в игровое пространство: Закличка, Имена, Каравай. Эксперты рабочей группы изучают по видеороликам участников первый опыт освоения традиционной игры, отмечают успехи участников и направления особого внимания, необходимого для воссоздания игровой фольклорной практики, обладающей особым потенциалом для развития самостоятельности, ответственности и инициативы детей. Именно эти качества помогают избегать паники, дезорганизованности в чрезвычайных ситуациях.
Наметилась основная трудность — заорганизованность игр, проведение их в театрализованном демонстрационном формате, с фонограммами и предметами, обозначающими персонажей (например, шапочки с козьими рожками). В публикациях авторов многие трудности использования игр в психологической работе рассматривались. На вебинарах они рассматриваются на конкретном опыте участников проекта.
Второй вебинар будет посвящен результатам освоения начальных этапов игровых модулей и продолжению анализа игр базовой детской программы «Коза», «Тетера». Одновременно рассматривается применение основных принципов организации игры при реализации игр базовой детской программы, т.е. теория рассматривается в контексте игровой практики.
Будем совместно обсуждать трудные для ведущего ситуации, происходящие в игре, и искать пути решения.
С теоретическими основаниями анализа игровой практики можно ознакомиться в следующих публикациях:
- Чернушевич, В.А., Куприянова, Е.А., Бобрышова, Е.И. Народная игровая культура как средство формирования норм общения в детском возрасте // Психология и право. — 2016. — Т. 6, № 2. С. 93—106.
- Теплова, А.Б., Чернушевич, В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. — 2017. — Т. 3, № 3. — С. 51—59.
- Теплова, А.Б., Чернушевич, В.А., Чупракова, Н.Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 2. С. 64—77.
- Чернушевич, В.А. Народная игра как феномен инкультурации современного ребенка // Психология и право. — 2023. — Т. 13, № 3. — С. 119—134.
Спикеры:
- Чернушевич Владимир Анатольевич, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ
- Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ
Эксперты:
Куприянова Екатерина Анатольевна, старший преподаватель факультета «Юридическая психология» МГППУ, психолог Учебно-производственной лаборатории.
Могилевчик Марина Григорьевна, педагог-психолог (руководитель кружка «Лесная игровая»).
Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.