Доклад Д.Б.Богоявленской «Психодиагностический метод исследования творческих способностей и одаренности»

24

ПИ РАО опубликовал на своем сайте доклад Д.Б.Богоявленской «Психодиагностический метод исследования творческих способностей и одаренности».

Выдержки:
Одной из сложнейших и фундаментальных проблем психологии является соотношение теории и метода. Оценить валидность и эффективность метода можно лишь в контексте определенной теории. 
1. История исследования проблемы творчества  описала  кривую, которая находит свое объяснение в методологических взглядах Л.С.Выготского. Его идея, что психология, желающая изучать сложные единства, должна заменить методы разложения на элементы методами  анализа, расчленяющего на единицы, делает очевидной закономерность в понимании творческих способностей, которая складывалась исторически на протяжении IХХ – ХХ1 веков....
Обобщая, можно выделить два наиболее распространенных подхода в понимании творческих способностей.
2. Первый - где творческие способности рассматривались как максимальный уровень развития способностей (это подкреплялось механистической традицией, знающей лишь количественные различия),  господствовал в течение первого столетия молодой науки. Однако со временем было доказано, что творческая отдача человека и показатели умственных способностей подчас не коррелируют. Он исчерпал себя, что было осознано как кризис в исследовании данной проблематики. Наступление этого кризиса  закономерно, т.к. «на пути отождествления целого с элементами, проблема не решается, а просто обходится» [Выготский, т.2, с.12]. ....

Поэтому в 50-е годы назрело и оформилось стремление выделить специфическую способность к творчеству, не сводящуюся лишь к интеллекту. Свое последовательное воплощение указанная выше тенденция нашла в методологическом подходе Дж.Гилфорда.
3. Выделение Гилфордом коэффициента креативности "Cr", отличного от "IQ"- показателя интеллекта, иллюстрирует тенденцию, которая характерна именно для поэлементного анализа  и заключается «в колебании от полного отождествления к столь же метафизическому, столь же абсолютному разрыву и разъединению». А затем, начинается установление между ними «чисто внешней механической зависимости как между двумя различными процессами» [там же], что и демонстрируют многочисленные  сопоставительные исследования креативности и интеллекта на протяжении второй половины XX века, увы по настоящее время.....

Подробнее на сайте ПИ РАО