Семейный психотерапевт Анна Варга: "Если существуют какие-то конфликты и насилие в среде учителей, они обязательно спустятся в среду детей"

34

Фото Анны Варга с сайта psybooks.ruБеседа Дмитрия Ицковича и Бориса Долгина с семейным психотерапевтом Анной Варгой, в передаче "Нейтральная территория" на Финам FM, началась с ее слов, что "большинство детей сначала хотят учиться в школе, а потом очень быстро не хотят. И прямо говорят: «Не хочу. Не хочу. Не хочу. Не хочу». А ему говорят: «Должен, обязательно. Закон есть»".

Она так же как и многие родители считает, что школьники перегружены занятиями, и выход видит в том, чтобы перейти на обучение по выбору. "В младших классах надо научить ребенка обязательному минимуму, а дальше давать ему возможность делать то, что у него лучше получается".

На взгляд редактора энциклопедии "Энциклопедия взаимопонимания" (ОГИ), президента Общества семейных консультантов и психотерапевтов, главная проблема современной школы состоит в том, что в России нет настоящей концепции школьного образования, считается, что школьник должен уметь все и успевать по всем предметам. А. Варга считает, что в школе должна быть создана система каких-то компенсаций, которые бы позволяла ребенку внутренне смиряться и не страдать. "А вот когда принуждение бессмысленно, нет никаких компенсаций, никакого утешения, это уже очень мощное насилие".

А. Варга также отметила, что "чем гуманнее общество, тем больше в нем вариантов адаптации для человека с любым уровнем знаний. А чем общество жестче и требования к успешности и адаптивности выше, тем больше насилия в системе образования". Другими словами, "чем мягче общество, тем яснее, что человек, на каком бы уровне образования и культуры он ни находился, найдет себе достойное место".

"Семья и школа должны быть в сотрудничестве. Если родитель считает, что над его ребенком совершается насилие, он должен протестовать, - подчеркнула она. - Нельзя быть безучастным наблюдателем и нельзя объяснять ребенку: «Да, тебя унизили, обидели, оскорбили, но учитель всегда прав; смирись»".

Кроме того,  А. Варга заметила, что "школа - единый организм, одна система. Если существуют какие-то конфликты и насилие в среде учителей, они обязательно спустятся в среду детей. ...Если учителя испытывают дискомфорт, если конфликтный школьный коллектив, это не может не отражаться на общении учителя с детьми и потом как-то воспроизводится в общении детей между собой".  См. подробнее "Современный ребенок".