"Как появляется детство" – интервью c И.С. Коном в передаче"Наука 2.0"

72

И.С. Кон"Детство - это универсальное биологическое явление. ...Одна из самых важных инноваций в психологии развития ...заключается в том, что существует не единая культура детства, а две разных: мальчишеская и девчоночья. Причем так дело обстоит везде, абсолютно во всех обществах", - отметил в своем интервью программе "Наука 2.0" один из крупнейших отечественных специалистов в области социальных наук, доктор философских наук, академик РАО, почетный профессор Корнелльского университета, доктор honoris causa университета Суррей Игорь Кон.

Более того, "есть сенсационные работы о подростковом мозге. Показывается, что характер развития, причем не только в функциональной, но и в структурной части, у мальчиков и девочек не совсем одинаков", - подчеркнул он.

Игорь Семенович Кон родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. Окончил исторический факультет Ленинградского Пединститута имени А.И. Герцена (1947) и две аспирантуры, по новой истории и по философии (1950). Кандидат исторических наук (1950), кандидат философских наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской Академии образования (1989), почетный профессор Корнелльского университета (1989), доктор honoris causa университета Серрей (1992).

Автор свыше 40 книг и 300 статей, многие из которых переведены на иностранные языке.

Области научных интересов: философия и методология истории, история социологии (основатель и первый президент Исследовательского комитета по истории социологии Всемирной социологической ассоциации), этика, социальная и возрастная психология, теория личности, антропология и социология детства и юности, сексология.

И. Кон также рассказал о том, что "наименее продолжительное детство отмечается в наиболее примитивных обществах. У разных биологических видов детство вообще неодинаково по своей длительности, но человеческий детеныш, вне зависимости от типа общества, должен расти довольно долго, прежде чем он может делать что-то человеческое". 

Вместе с тем, он обратил внимание на то, что "с одной стороны, более богатое общество дает возможность продлевать период детства. С другой стороны, это способствует тому, что у людей не вырабатывается чувство ответственности, самостоятельности и т. д. Поэтому совсем не маленькие дети, юноши продолжают жить в детском мире, не хотят принимать на себя ответственность ни за семью, ни за работу. В особенности это мужская проблема..."

И. Кон также заметил, что "проблемы, связанные с возрастом, вращаются вокруг двух главных глобальных тенденций. Это индивидуализация и плюрализация. Современное общество более мобильно, многообразно и повышает значение индивидуальности. Это значит, что очень многие решения, которые раньше автоматически диктовались родителями, церковью, семьей и т. д., принимаются теперь самостоятельно. Отсюда вытекает плюрализация образов, стилей жизни".

Услышать передачу "Наука 2.0" можно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

Смотрите также:

Поная стенограмма интервью в передаче "Наука 2.0" с И.С. Коном "Как появляется детство"

«Наука 2.0» на "Вестях": новые гипотезы в прямом эфире

Стенограмма лекции Игоря Кона: Мужчина в меняющемся мире

Сексология. Сайт И.С. Кона

Персональный сайт И.С. Кона