Зарубежный исследователь оспаривает правомерность лечения СДВГ как болезни

9

Мэтью Смит (Matthew Smith), аспирант Центра медицинской истории при Университете Эксетера (University of Exeter), Эдмонтон, Великобритания, считает, что проблема гиперактивности современных детей как патологического состояния в последнее время активизировалась. Но у многих родителей, педагогов и самих детей складывается неверное понимание явления как такового.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — определенная картина физического и психологического развития ребенка, при которой у него наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. Такой ребенок стремится успеть все и сразу, однако эта торопливость непродуктивна, не успев толком ознакомиться с одним предметом или занятием, ребенок уже заинтересовывается другой вещью или родом деятельности, бросая начатые дела.

Сегодня гиперактивность ставится как диагноз детского психического расстройства, поясняет Смит. Такие дети наблюдаются у невропатолога, и многие из них получают для лечения сильнодействующие лекарства. До 1950−х годов врачи такому состоянию детской психики не придавали никакого значения, а в 1957 году оно было описано как заболевание. В своем докладе на конгрессе гуманитарных и общественных наук, который проходил в Университете Оттавы, Канада, Смит, оспаривая современный подход, заявил, что явление гиперактивности сегодня — это нормальная поведенческая реакция следующего поколения. Медики считают, что гиперактивность есть явление адаптации к новому современному ритму. К примеру, такие яркие исторические фигуры, как Моцарт или Эйнштейн, обладали всеми признаками гиперактивности. Смит утверждает, что гиперактивность сегодня ассимилирована с социальными, культурными, политическими и экономическими изменениями последних пятидесяти лет. «Когда история данной особенности поведения уходит корнями за 1957 год, она опускает все социальные факторы на тот момент», — добавил он.

Родители и детские специалисты рассматривали гиперактивность как болезнь, в зависимости от контекста и описаний, которые возникли в конце 1950−х годов в США, когда шли изменения в их системе образования. Действительно, когда ребенок играет в футбол или с энтузиазмом занимается другими активными видами спорта (что тоже является проявлением гиперактивности), родители и врачи не видят больших проблем в поведении. А когда гиперактивность вмешивается в процесс обучения, детей пытаются лечить.

Маленьким пациентам и их родителям необходимо понять, что темперамент и жизненный ритм ребенка, которые описываются в медицинской карте как диагноз, не имеют настоящей патологии. Истинное понимание вопроса даст возможность взрослым вооружиться знаниями в качестве инструмента, чтобы опровергнуть социально негативное представление. Это поможет не только сохранить гармоничные и доверительные отношения с ребенком, но и избежать бессмысленного приема серьезных препаратов, которые существенно влияют на формирующиеся в детстве поведенческие навыки.

Источник: Наталья Паутова/Infox.ru