Родители будут выбирать, основы какой религии будет проходить их ребенок в школе

18

Фото с сайта Rsnews.netВ российских школах появится новый предмет – «духовно-нравственное воспитание». Так сказал президент. Дети будут изучать основы отдельных конфессий, историю религии в целом или светскую этику. В учебных заведениях на решение главы государства рефлексируют: у нас образование по закону светское, а такая идея – очередная попытка государства решить социальные проблемы за счет школ. Эксперты не против нового предмета, но опасаются, что религиозное воспитание может привести к пропаганде определенного вероисповедания.

Дмитрий Медведев заявил, что считает возможным внедрить в программу российских школ новый предмет – основы религиозной культуры. Учащиеся будут изучать основы православия, ислама, буддизма либо иудаизма, историю религии в целом или светскую этику. «Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения», – подчеркнул гарант Конституции (в которой, кстати, сказано, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую).

Как водится, начнется все с эксперимента. Идею для начала попробуют реализовать в 18 регионах страны. К сожалению, пока не известно, будет ли Пермский край (один из лидеров в различных апробациях) участвовать в эксперименте.

Президент предложил несколько вариантов реализации проекта: школьники на выбор могут изучать основы определенной религии; тем, кто не хочет ограничиваться рамками одной конфессии, предложат общий курс по крупнейшим мировым религиям; атеистов будут обучать основам светской этики. Преподавать все предметы станут светские учителя. На март 2010 года назначен старт эксперимента. После «обкатки» наработанная практика распространится на всю страну – случится это в 2012 году. Дмитрий Медведев, уведомив что его решения затрагивает чувствительные социальные сферы, заявил, что для введения основ религиозной культуры необходимо «проявлять и открытость, и деликатность, и доброжелательность, и всяческое терпение по всем вопросам».

В России, как в светском государстве, образование тоже светское. Однако религия, как оплот определенных системы ценностей и мировоззренческих позиций, всегда играла одну из главных ролей в государственном управлении. Поэтому и был сделан акцент на «деликатности» – преподают светские учителя, ребенок делает выбор. Но нужно ли это детям?

«Предмет нужен, – говорит культуролог, преподаватель Вячеслав Раков. – Это будет еще один канал для передачи моральных ценностей, дети будут знать, что не только деньги у нас главное, есть что-то более важное. Сейчас наша страна находится в моральном кризисе, и если так все будет дальше продолжаться – у нас нет будущего». Чтобы эти слова не показались слишком пафосными, вспомним историю Древнего Рима, вспомним, что стало с могучей империей безнравственных повелителей.

Между тем эксперт не уверен, хватит ли Прикамью квалифицированных специалистов для преподавания религиоведения. Безусловно, они есть, но вопрос их количества так и остается открытым. К дополнительным урокам дети всегда относятся прохладно, поэтому еще не факт, что группы будут наполнены. Все это дает пищу для размышлений: а не способствуют ли данные факторы пропаганде одного вероисповедания, самого распространенного на определенной территории, и не будут ли ущемляться права детей, попавших в число «религиозных меньшинств».

Кстати, сами представители мировых религий на пермской земле не очень дружелюбны по отношению друг к другу, нет, они вполне уживаются, иногда сотрудничают, но существуют практически автономно друг от друга. Здесь, как выразился Вячеслав Раков, нужно пройти между Сциллой и Харибдой: не допустить школьного «монотеизма» и не столкнуть между собой на религиозной почве учащихся. «Если выбирать, то лучше давать знания о солидарности. Это важнее», – резюмирует Вячеслав Раков.

В пермских школах, услышав о решении президента, сразу вспомнили законодательство – образование-то у нас светское. «Это еще одна попытка решить проблемы общества с помощью школ, – говорит директор пермской гимназии имени Братьев Каменских Татьяна Дьякова. – Так было с основами безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовкой. Почему мы, урезая часы других предметов, должны решать проблему всего общества? Педагогов, которые могли мы взяться за этот предмет, в Перми – единицы. Школьная программа достаточно насыщенная. Сейчас мы переходит на пятидневку, сокращается количество часов и Роспотребнадзор не даст дополнительное время для «основ религиозной культуры».

В гимназии имени Братьев Каменских патриотическое и гражданское воспитание осуществляются через светские методы: здесь преподается МХК, в курс которой входит изучение религий, здесь ребята знакомятся с историей Прикамья, ездят в экспедиции, изучают географию и экономику родного края. «Введение «основ» на данный момент не считаю возможным», – подводит итог Татьяна Дьякова.

Между тем пока в Москве решали вопрос с «религиоведением», в Пермском крае местная епархия уже начала работу по духовному воспитанию. Создается отдел духовной безопасности, где жертвы деструктивных культов и сектантского экстремизма смогут получить помощь. Его главной целью станет организация мероприятий, направленных на оздоровление религиозной жизни Пермского края (информационно-просветительская работа, консультации психологов, реабилитационная и социально-адаптационная работы).

Стоит согласиться с Татьяной Дьяковой («Нельзя просто взять и что-то провозгласить!»). Материал для эксперимента еще очень сырой. Поэтому, как бы вновь это пафосно не звучало, пока вопросом духовного воспитания детей должны обеспокоиться их вечно занятые родители.

Текст: Никита ОРЛОВ
Источник: http://59.ru