Развивать одаренность в ребенке с малых лет должны родители

24

Юркевич Ю.С.Проект Минобрнауки «Наша новая школа» особое внимание уделяет работе с одаренными детьми. Своим мнением о том, что такое одаренность и как следует поддерживать талантливых ребят, поделилась заведующая лабораторией образовательных стратегий развития одаренности Московского городского психолого-педагогического университета Виктория Юркевич.

- Что скрывается за тезисом о том, что одаренность надо видеть в каждом ребенке?

- Существует два типа одаренности. Первый тип – это так называемые особо одаренные дети. У них чрезвычайный интерес к познанию, для них оно важнее, чем общение. Таких детей можно определить сразу, то, что они особо одаренные дети, буквально написано у них на лбу. Второй тип - это обыкновенные дети, которым очень повезло с самого рождения. Им попались хорошие родители, которые воспитывали ребенка, давая ему самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такой ребенок тоже будет одаренным, то есть его способности будут существенно выше средней нормы. Поэтому, когда мы говорим, что каждый ребенок одарен, имеется в виду, что многое зависит от воспитания. Второй аспект одаренности состоит в том, что каждый может быть одарен по-разному. У каждого ребенка своя специфика одаренности. Нельзя всех стричь под одну гребенку.

- Что-то изменилось с советских времен в подходе к талантливым детям?

- На мой взгляд ситуация изменилась принципиально. В советские времена считалось, что все дети способные, а если учитель не может с ними работать как надо, то это его проблема. Серьезно проблемой одаренности не занимались. Объявлялось, что все дети одаренные, но при этом не создавались необходимые условия для их развития, исключая математические школы. Сейчас проблематика одаренности не просто признается, а всячески высвечивается, но структурно изменилось не так много, как хотелось бы.

- Есть ли сейчас у учителя стимулы развивать одаренность?

- С одной стороны есть. Каждый учитель хочет, чтобы его ученик победил на олимпиаде, чтобы он мог гордиться своими учениками. Такой стимул есть, и школы отчитываются в том, сколько у них победителей олимпиад. С другой стороны, с одаренными детьми тяжело. Если учитель не уверен в себе, если выбрал эту профессию по остаточному принципу, то тогда он будет сильно комплексовать со способным ребенком.

С одаренными работать трудно. Они не всегда деликатны, могут иногда демонстрировать, что учитель не тянет, указывать на его ошибки. С такими особо одаренными детьми надо больше работать, так как они задают больше вопросов, это требует погружения в материал, что сложно обеспечить учителю, особенно если он уже пожилой и не очень много читает.

- Какие вы видите выходы из этой ситуации?

- Конечно, финансы - это тоже стимул, но начать нужно с чисто человеческого стимулирования. Когда ты воспитал несколько одаренных, ты получаешь от общества какие-то знаки внимания.

Надо чтобы учитель проходил подготовку с точки зрения развития одаренности у детей, которые как-то сумели развить свои способности. Необходима специальная подготовка, потому что в рамках общих курсов детской психологии, общей психологии и психологии обучения не удается должным образом подготовить учителей.

Но работа с одаренными детьми должна касаться не только учителей, но и родителей. Многие не понимают, что те 6 лет до того, как ребенок пойдет в школу – самые главные в жизни ребенка. Родители принимают навыки за развитие способностей. Они считают, что, научив читать, добиваются развития, а это на самом деле навык. Развитие способностей – это развитие у ребенка желания и умения думать.

Когда родители отдают ребенка в школу, основа уже должна быть создана. Если мы будем считать, что только школа воспитывает способности, то мы ничего не добьемся.

- Как вы относитесь к предложениям о развитии сети специальных школ-интернатов и дистанционном обучении для одаренных детей?

- Что касается школ-интернатов, то это счастье для тех детей, которые туда попали. Такие школы хороши в первую очередь для особо одаренных детей, которые отличаются тем, что имеют трудности в общении. У них настолько велика страсть к познанию, что общение отходит на второй план.

Дистанционное обучение позволяет дать образование детям из разных уголков страны, которые не менее талантливы, чем москвичи. Оно хорошо еще и тем, что каждый ребенок может иметь свою отдельную программу, что позволит ему заниматься в том темпе, в котором ему нужно, и теми направлениями, которые ему наиболее интересны.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости