Интернет или бумага: за чем будущее журналов?
Журналы удобнее всего конвертировать не в сетевые порталы, но в приложения — об этом пишет и Крис Андерсен из Wired, и Джим Уэльс из Wikimedia Foundation. Однако с действительно стоящими идеями для iPad туго как никогда. Где же выход?
Можно назвать сразу несколько дат рождения интернета. 1969-й — год, когда впервые были переданы данные по Сети. 1971-й — год появления электронной почты. 1984-й — разработка системы доменных имён. В 1993-м появился браузер. Тогда уже работали первые новостные сайты. Старейший интернет-журнал существует с 1984 года.
И на протяжении всего этого времени ни на секунду не прекращаются рассуждения на тему скорой смерти печатных СМИ. Такие же, как при появлении радио в конце XIX века или распространении ТВ в 1950—1960-е годы. Как тогда, газеты и журналы как будто не замечают никаких пессимистических прогнозов, хотя тиражи действительно снижаются, а посещаемость веб-страниц, кажется, растёт.
Есть ли смысл в таких, чаще всего идущих из самой Сети, предсказаниях?
Если исходить из того, как сегодня финансируются рекламные кампании, — да, есть. Реклама — вполне объективный показатель, поскольку все стараются распределять бюджеты эффективно, использовать самые массовые медиа. Крупные бюджеты интернет-рекламы демонстрируют доверие рекламодателей к ней. Например, только в первом полугодии 2010 года компания Procter & Gamble потратила на медийную рекламу в Рунете 220 млн рублей, что в четыре раза больше, чем за тот же период в 2009-м. И, кстати, почти 20% их телевизионного бюджета.
Примерно такое же соотношение наблюдается в целом по рынку: в телерекламу было вложено около 56 млрд рублей, в интернет, считая контекстную рекламу, — свыше 11 млрд (рост на треть). При этом Россия явно далеко не лидер по объёмам рекламных вложений и развитию интернета.
Реклама на ТВ по-прежнему актуальна и в более развитых, более «вовлечённых» в Сеть странах, чем наша; с рынком печатной рекламы всё обстоит гораздо хуже. В августе 2010 года Всемирная газетная ассоциация (World Association of Newspapers, WAN) выпустила доклад, в котором, в частности, утверждается, что рекламные бюджеты в газетах уменьшились на 17% по миру. В Центральной и Восточной Европе, куда, по-видимому, следует отнести и Россию, падение составило 18,7%.
Агентство TNS сообщает о том, что отечественной прессе, возможно, пришлось ещё хуже: в 2009 году её рекламные доходы снизились на треть. И это связано не только с кризисом — он только выделил тенденции, отчётливо обозначившиеся ещё в 2007—2008 годах. Практически все ежедневные новостные издания ушли в интернет, любой журнал имеет собственную онлайновую версию, причём зачастую более популярную, чем печатный вариант, причём многократно. Это касается и «серьёзного чтения», и развлекательной прессы.
Однако сегодня наблюдается и другое явление, которое удивляет многих наблюдателей, — существующие форматы интернет-прессы и рекламы далеко не всегда адекватны предъявляемым к ним требованиям. Блогосфера не смогла заменить журналистику, даже несмотря на пугающую порой политизацию в 2010 году. В сентябрьском номере журнала Wired вышла статья с заголовком «Веб умер, да здравствует интернет». В ней указывалось, в частности, что, занимая 50% американского трафика в 2000 году, сегодня Веб «сжался» до 23%. Это столько же, сколько P2P-сети, и более чем вдвое меньше, чем видео.
Трафик, конечно, не лучший показатель. Понятно, что видеоролик «по чистому весу» равняется тысячам страниц. Однако это, равно как и оптимистические прогнозы относительно цифрового ТВ и радио, свидетельствует о том, что концепция Мировой сети, где каждый был активным участником, а не просто потребителем, устарела. И о том, что люди всё меньше читают в интернете, а больше смотрят ролики и обмениваются файлами.
Наконец, медийная реклама, несмотря на постоянное развитие технологий и увеличение расходов, также потерпела крах. Об этом недвусмысленно свидетельствует статистика, приводимая в специальном номере «Эксперта», посвящённом интернету. Баннер вызывает раздражение у 88% пользователей, платные ссылки — у 69%. В то же время газеты и журналы размещают рекламу, устраивающую 73% своих читателей, из которых серьёзно её рассматривают целых 66% — больше, чем в любом другом виде медиа. Всё больший интерес рекламодателей вызывает контекстная реклама.
На этом фоне проекты типа видеороликов, загружающихся на странице без ведома и согласия пользователя (последняя инициатива агентства AdWatch), выглядят вчерашним днём. Пользователь должен получать то, что ему интересно, и если печать вызывает у него большее доверие, следует учитывать это.
Представители IT-индустрии прекрасно осведомлены о достоинствах бумажных журналов. Воспроизведение их формата в цифре — тренд, охвативший весь мир. Ещё в середине 2000-х годов начали говорить об электронной бумаге. Об устройствах с тачскрином, позволяющих листать файл как книгу, и о планшетах — том же iPad — не слышал только человек, вовсе незнакомый с современной цифровой техникой. Журналы удобнее всего конвертировать не в сетевые порталы, но в приложения — об этом пишет и Крис Андерсен из Wired, и Джим Уэльс из Wikimedia Foundation. Язык для создания таких приложений есть. В первую очередь благодаря компании Adobe, развивающей Flash — основу не только анимации, а также внутренней структуры многих сайтов и потокового видео.
А вот встреча всех этих компонентов в едином формате у большинства участников рынка так и не состоялась: как написал Даниил Дугаев из «Афиши», проанализировав «успехи» на этом поприще, «хотите, назову вам область, где действительно туго с идеями? Это журналы для iPad».
Готовой, а главное, работающей концепцией развития журналов-приложений, основанных на Flash и родственных ему технологиях, обладают немногие. Тем выгоднее смотрится компания Ceros (Великобритания), разработавшая платформу для подобных публикаций ещё в 2006 году и с тех пор не дающая ей морально устареть. Ближайшие её конкуренты до сих пор, кстати, находятся на стадии проектирования. На платформе Ceros создаются журналы в виде скачиваемых или просматриваемых в Сети приложений — почти неотличимые от печатных изданий. За исключением одной маленькой детали: на страницах может быть размещён не только обычный текст или статичные изображения, но и видеоролики, анимация, функциональные меню — весь контент, который позволяет сделать Flash.
По сути, это применение rich media (по-английски, кстати, теперь предпочитают «interactive media») в принципиально новом ключе — не для рисования баннеров, раздражающих 9 из 10 пользователей интернета, а для создания полноценного продукта. В числе клиентов Ceros — IKEA, Sony, Nokia, BBC, HP, Cadbury…
Ещё одно важное отличие продуктов Ceros от rich media, каким мы его знаем, — читатель сам может регулировать степень своей вовлечённости в интерактив, включая или отключая звук, видеовставки или анимацию, обращаясь к скрытым меню или просматривая только текст.
В России первый стартап, полностью основанный на технологи Ceros, — издательский дом iZine (Internet magazine) — был запущен только в этом году. Несмотря на юный возраст, мы успели запустить несколько журналов в новом формате — от компьютерной техники до модной жизни. Ориентируемся мы по большей части на молодёжь, самую активную аудиторию в Сети. Хотя журналы легко доступны почти для любого пользователя современного интернета — слово «современный» здесь стоит подчеркнуть: журналы рассчитаны на связь третьего-четвёртого поколения.
Пионер и нынешний лидер рынка сетевых журналов, компания Zinio идёт по другому пути. Она выводит в онлайн уже существующие журналы, заключая в привлекательную оболочку их точные копии, причём за деньги — неудивительно, что с Zinio сотрудничает Руперт Мёрдок, прославившийся попытками монетизировать интернет-СМИ.
Насколько же перспективным выглядит проект по переносу отечественных глянцевых журналов на планшеты — разумеется, производства Apple — без существенного изменения их контента? Вряд ли это можно назвать «ожившим глянцем». Как показывает опыт первых планшетных или даже просто рассчитанных на онлайн-распространение журналов, механический перенос контента на новый носитель оставляет его мёртвым.
Кроме того, замечает профессор Йо Грёбель, директор Deutsches Digital Institut Berlin, у статусных журналов есть не менее важная, чем получение информации, «функция физической репрезентации» А онлайн-проекты могут выигрывать лишь за счёт конвергенции, продолжает он. То есть слияния текста и изображений с сетевыми способами представления информации — в конечном счёте творческого преобразования, адаптации журнального формата к цифровым носителям, а лучше — создания отдельной отрасли журналистики, с учётом всех действующих факторов. Если проводить аналогии, Zinio с переменным успехом занимается конвергенцией, а iZine создаёт в журнальном формате проекты, изначально предназначенные для цифровых носителей.
Очевидно, что назрела необходимость обсудить на профессиональном уровне перспективы, которые в ближайшем будущем ожидают современные СМИ. Сейчас ясно одно: рынок интернет-рекламы нуждается в качественном скачке в представлении информации. Чтобы понять, как это сделать при полном использовании имеющихся технологий и их синтеза, 26 октября я приглашаю коллег на круглый стол под названием «Будущее СМИ в свете развития интерактивных интернет-технологий» в рамках конференции Softool.