Формула по оценке электронно-библиотечной системы вуза
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования предложил и одобрил концепцию, которая предусматривает бальный подход к оценке ЭБС, используемых в вузах.
В проекте «Требований по обеспеченности обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации доступом к электронно-библиотечным системам и электронным изданиям» говорится, что должны учитываться обязательные критерии (предусмотренные действующими нормативными правовыми актами или непосредственно вытекающие из их требований) и дополнительные (основывающиеся на качественных и количественных показателях, допускающих объективную оценку и поддающихся эффективному контролю).
К обязательным критериям относятся те, что уже упомянуты в законодательных документах и нормативных актах. А именно:
-
формирование на основе договоров с правообладателями (ГК РФ, ФГОС ВПО);
-
возможность доступа для каждого обучающегося (ФГОС ВПО, Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2010 г. № 588);
-
доступность из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет (ФГОС ВПО);
-
регистрация в качестве электронного СМИ (Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2010 г. № 588);
-
наличие зарегистрированной базы данных материалов ЭБС (Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2010 г. № 588).
Предполагается, что дополнительные критерии будут оцениваться в своей совокупности, выраженной в баллах, которая рассчитывается по формуле:
В1×К1 + В2×К2 + В3×К3 + В4×К4 + В5×К5 + В6×К6 + В7×К7
КЭБС = ——————————————————————————
×100
В1 + В2 + В3 + В4 +
В5 + В6 + В7
Где:
КN – показатели, характеризующие качественные или
количественные параметры ЭБС;
BN – весовые коэффициенты, характеризующие значимость каждого из
параметров для оценки ЭБС в целом.
Группа количественных и качественных показателей включает:
-
К1 – обеспеченность включенными в ЭБС учебными и учебно-методическими изданиями, выпущенными за последние 5 (10) лет (выполнение требований ФГОС ВПО об обеспечении обучающихся доступом к ЭБС, содержащей учебную и учебно-методическую литературу);
-
К2 – наличие учебных изданий по всем основным областям знаний (развитие универсальности подключаемых ЭБС, обеспечение возможности подготовки специалистов широкого профиля и проведения междисциплинарных исследований);
-
К3 – наличие единого каталога и единого полнотекстового поиска (упрощает работу с ЭБС, способствует выполнению пункта 2 “ж” поручения Президента Российской Федерации от 09.09.2010 г. № Пр-2663);
-
К4 – количество представленных в ЭБС издательств (способствует расширению спектра представленных изданий, обеспечивает возможность использования конкурентных изданий);
-
К5 – общее число изданий, включенных в ЭБС (способствует расширению общего круга дистанционно доступных источников, используемых в образовательном процессе);
-
К6 – возможность доступа ко всем изданиям с использованием единого входа по одному адресу в сети Интернет;
-
К7 – представление изданий с сохранением вида страниц – оригинальной верстки (обеспечивает возможность цитирования и корректных ссылок на страницы оригинального издания, в том числе в учебных работах и научных публикациях).
При достижении идеальных (максимальных) показателей по пункту из К группы, коэффициент В равен единице. Чем меньше и хуже представлен в ЭБС тот или иной пункт из группы К, тем больше его коэффициент В стремится к нулю.
При этом предусматривается, что рассчитываться будут показатели по целой ЭБС вуза, комплектовать которую можно из разных источников: подключаться к одному или к нескольким действующим на рынке агрегаторам; приобретать литературу по книгам, по коллекциям у различных коммерческих ЭБС (в зависимости от предусмотренных условий подписки); комплектовать фонд системы собственными электронными ресурсами. Теоретически, вуз может даже самостоятельно создать подходящую требованиям электронно-библиотечную систему, но, в силу большого массива организационных работ (в том числе и по заключению договоров с издателями, авторами и правообладателями) эта непрофильная работа потребует гигантских затрат финансовых, кадровых и прочих ресурсов.
Полученный в результате расчета по приведенной выше формуле коэффициент будет называться коэффициент электронно-библиотечной системы и обозначаться как КЭБС.
Он не может быть итоговой оценкой обеспеченности доступа к электронным ресурсам для обучающихся. Поэтому, для расчета финального показателя вводится еще один коэффициент – КЭИ (электронные издания по отдельным дисциплинам).
КЭИ должна учитывать доступность изданий из следующих источников (при условии их доступности в библиотеке вуза):
-
подключенной ЭБС (одной или нескольких);
-
подключенных профессиональных баз данных;
-
собственных электронных ресурсов вузов, создаваемых с соблюдением требований части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценка в баллах обеспечивается путем расчета процента дисциплин, обеспеченных электронными изданиями, представленными в библиотеке вуза на каком-либо материальном носителе (в количестве не менее 25 единиц на каждые 100 обучающихся), либо включенных в указанные выше источники.
Таким образом, итоговая оценка обеспеченности обучающихся вуза электронными образовательными ресурсами определяется как совокупность баллов, определяемых исходя из оценки ЭБС и оценки обеспеченности электронными изданиями библиотеки вуза:
КОБЕСП. = КЭБС + КЭИ
Все численные показатели в настоящий момент рассматриваются.