Формула по оценке электронно-библиотечной системы вуза

29

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам использования электронно-библиотечных систем в образовательных учреждениях высшего профессионального образования предложил и одобрил концепцию, которая предусматривает бальный подход к оценке ЭБС, используемых в вузах.

В проекте «Требований по обеспеченности обучающихся высших учебных заведений Российской Федерации доступом к электронно-библиотечным системам и электронным изданиям» говорится, что  должны учитываться обязательные критерии (предусмотренные действующими нормативными правовыми актами или непосредственно вытекающие из их требований) и дополнительные (основывающиеся на качественных и количественных показателях, допускающих объективную оценку и поддающихся эффективному контролю).

К обязательным критериям относятся те, что уже упомянуты в законодательных документах и нормативных актах. А именно:

  1. формирование на основе договоров с правообладателями (ГК РФ, ФГОС ВПО);
  2. возможность доступа для каждого обучающегося (ФГОС ВПО, Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2010 г. № 588);
  3. доступность из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет (ФГОС ВПО);
  4. регистрация в качестве электронного СМИ (Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2010 г. № 588);
  5. наличие зарегистрированной базы данных материалов ЭБС (Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2010 г. № 588).

Предполагается, что дополнительные критерии будут оцениваться в своей совокупности, выраженной в баллах, которая рассчитывается по формуле:

В1×К1 + В2×К2 + В3×К3 + В4×К4 + В5×К5 + В6×К6 + В7×К7

КЭБС =  —————————————————————————— ×100
                               В1 + В2 +  В3 + В4 + В5 + В6 + В7

Где:

КN – показатели, характеризующие качественные или количественные параметры ЭБС;
BN – весовые коэффициенты, характеризующие значимость каждого из параметров для оценки ЭБС в целом.

Группа количественных и качественных показателей включает:

  • К1 – обеспеченность включенными в ЭБС учебными и учебно-методическими изданиями, выпущенными за последние 5 (10) лет (выполнение требований ФГОС ВПО об обеспечении обучающихся доступом к ЭБС, содержащей учебную и учебно-методическую литературу);
  • К2 – наличие учебных изданий по всем основным областям знаний (развитие универсальности подключаемых ЭБС, обеспечение возможности подготовки специалистов широкого профиля и проведения междисциплинарных исследований);
  • К3 – наличие единого каталога и единого полнотекстового поиска (упрощает работу с ЭБС, способствует выполнению пункта 2 “ж” поручения Президента Российской Федерации от 09.09.2010 г. № Пр-2663);
  • К4 – количество представленных в ЭБС издательств (способствует расширению спектра представленных изданий, обеспечивает возможность использования конкурентных изданий);
  • К5 – общее число изданий, включенных в ЭБС (способствует расширению общего круга дистанционно доступных источников, используемых в образовательном процессе);
  • К6 – возможность доступа ко всем изданиям с использованием единого входа по одному адресу в сети Интернет;
  • К7 – представление изданий с сохранением вида страниц – оригинальной верстки (обеспечивает возможность цитирования и корректных ссылок на страницы оригинального издания, в том числе в учебных работах и научных публикациях).

При достижении идеальных (максимальных) показателей по пункту из К группы, коэффициент В равен единице. Чем меньше и хуже представлен в ЭБС тот или иной пункт из группы К, тем больше его коэффициент В стремится к нулю.

При этом предусматривается, что рассчитываться будут показатели по целой ЭБС вуза, комплектовать которую можно из разных источников: подключаться к одному или к нескольким действующим на рынке агрегаторам;  приобретать литературу по книгам, по коллекциям у различных коммерческих ЭБС (в зависимости от предусмотренных условий подписки); комплектовать фонд системы собственными электронными ресурсами. Теоретически, вуз может даже самостоятельно создать  подходящую требованиям электронно-библиотечную систему, но, в силу большого массива организационных работ (в том числе и по заключению договоров с издателями, авторами и правообладателями) эта непрофильная работа потребует гигантских затрат финансовых, кадровых и прочих  ресурсов.

Полученный в результате расчета по приведенной выше формуле коэффициент будет называться коэффициент электронно-библиотечной системы и обозначаться как  КЭБС.

Он не может быть итоговой оценкой обеспеченности доступа к электронным ресурсам для обучающихся.  Поэтому, для расчета финального показателя вводится еще один коэффициент – КЭИ (электронные издания по отдельным дисциплинам).

КЭИ должна учитывать доступность изданий из следующих источников (при условии их доступности в библиотеке вуза):

  1. подключенной ЭБС (одной или нескольких);
  2. подключенных профессиональных баз данных;
  3. собственных электронных ресурсов вузов, создаваемых с соблюдением требований части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оценка в баллах обеспечивается путем расчета процента дисциплин, обеспеченных электронными изданиями, представленными в библиотеке вуза на каком-либо материальном носителе (в количестве не менее 25 единиц на каждые 100 обучающихся), либо включенных в указанные выше источники.

Таким образом, итоговая оценка обеспеченности обучающихся вуза электронными образовательными ресурсами определяется как совокупность баллов, определяемых исходя из оценки ЭБС и оценки обеспеченности электронными изданиями библиотеки вуза:

КОБЕСП. = КЭБС + КЭИ

Все численные показатели в настоящий момент рассматриваются.