Итоги конференции «Тверь – столица книгоиздания России»
На конференции, которая была посвящена вопросам налаживания книжного бизнеса в гуманитарном «Сколково», представители независимых издательств предложили возможные варианты сотрудничества.
Обозреватели СМИ дружно отметили, что несколько десятков независимых издателей, принявшие участие в конференции «Тверь – столица книгоиздания России», настроены были скорее скептически. Пока, на уровне предварительных обсуждений непонятно, насколько процесс «брендирования» территории имеет шансы вылиться в решение конкретных практических проблем, ключевой среди которых была признана книжная дистрибуция. По словам участников, монопольная логика «большой двойки» российского рынка («Эксмо» и «АСТ») создает полностью непрозрачную систему со своими закрытыми сетями распространения. Оптовики при этом, как известно, предпочитают работать с большими партиями и преимущественно с продукцией массового спроса.
Министр финансов и заместителя губернатора Тверской области Алексей Каспржак заявил, что готов обдумать проект создания независимого дистрибуционно-логистического центра и инвестировать часть доходов от тверской полиграфии в субсидирование распространения. Этот шаг можно было бы предпринять в партнерстве с интернет-ретейлером «Озон», который располагает большим складом в Твери. Предполагается, что в этот центр будут попадать книги с логотипом «made in Tver», то есть напечатанные в регионе. Каспржак сообщил также, что местные власти готовы сдавать издателям помещения за номинальные суммы, фактически за коммунальные платежи, субсидировать закупку нового оборудования для типографий, которые, по мнению московских заказчиков, пока «отличаются недостаточной шустростью». Тверь, по его словам, позиционируется как место, которое позволит издательствам снизить издержки.
РИА Новости приводит перечень других обсуждавшихся вопросов: Игорь Эбаноидзе («Культурная революция») предложил устраивать регулярные книжные ярмарки; Михаил Котомин (Ad Marginem) настаивает на необходимости единого каталога российских книг с прозрачным рейтингом; Алла Штейман («Фантом-пресс») полагает, что пользу могло бы принести масштабное маркетинговое исследование, которое независимые игроки не могут себе позволить, и налаживание работы с социальными сетями. Юрий Михайлов («Ладомир») напомнил о почти исчезнувшем институте редактуры и корректуры и предложил перепрофилировать тверской университет на подготовку кадров, а заодно подключить к работе инвалидов.
На вопросы о бюджете Марат Гельман конкретных ответов не дал, отметив, что пока важнее создать условия для возникновения среды. Издатели после окончания конференции признались, что реализация и малой части задуманного была бы совсем не лишней, но в полной мере наполеоновские планы едва ли окажутся жизнеспособны.