Исполнилось 55 лет научному сотруднику РАО А.В.Суворову

21

СУВОРОВ Александр Васильевич (03.06.1953) - российский психолог, Почетный Международный Доктор Гуманитарных наук Саскуаханского Университета (штат Пенсильвания, США).

После обучения в Загорском интернате для слепоглухих детей в составе экспериментальной группы четверых выпускников интерната под руководством А.И.Мещерякова и Э.В.Ильенкова в 1972-77 гг. обучался на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

С 1977 г. научный сотрудник Психологического института Российской академии Образования (бывший НИИ ОПП АПН СССР).

В 1994 г. С. защитил кандидатскую диссертацию "Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты", в 1996 г. - докторскую диссертацию "Человечность как фактор саморазвития личности".

С. - автор более 70 научных статей, методических пособий и разработок по психолого-педагогическим, философским, этическим проблемам социореабилитации слепоглухих детей, подростков и взрослых.            

Называя себя учеником и последователем Э.В.Ильенкова, всей своей жизнью и постоянным научным самоисследованием С. подтверждает тезис своего учителя о том, что нет специальных "слепоглухих" и "инвалидных" проблем, - есть проблемы общечеловеческие, обостренные той или иной болезнью. Одна из основных проблем исследования С. – общение человека с самим собой. Научная позиция С. – гуманизация человеческих взаимоотношений с окружающей природой и внутри человеческого общества: человечность должна быть смыслом жизни и сущностью образа жизни как для человечества в целом, так и для отдельного человека. Им впервые выдвинут и обоснован тезис о высшем уровне социореабилитации в процессе развития-саморазвития личности, выявлены и исследованы уровни личностной полноценности, где высший уровень - уединенный труд души - дает основу творческому общению с окружающими людьми.

С. разработал принципы «совместной педагогики», среди которых: принципы взаимной человечности и надежности; взаимной интеграции и ответственности за себя перед своими друзьями; принцип совместно-разделенной деятельности (заимствован у А.И.Мещерякова, но переосмыслен вслед за Э.В.Ильенковым и Ф.Т.Михайловым как всеобщий принцип человеческого взаимодействия по любому поводу); принцип постоянного поиска обходных (в обход физической инвалидности, но при строжайшем ее учете) вариантов решения проблем (заимствован у Л.С.Выготского); принцип самоопределения личности в диалоге образов жизни (он же принцип взаимоуважения). 

С. также пишет стихи, исследуя природу собственного поэтического творчества, одна из основных тем которого - тема Матери. С. - соавтор сценария художественно-документального фильма "Прикосновение" (1987).
Основные труды: "Школа взаимной человечности" (1995), "Слепоглухой в мире зрячеслышащих" (1996), "Проблемы конкретной человечности" (1996), "Достоинство" (1996).