Особенности образа тела у подростков, склонных к Интернет зависимому поведению, и его коррекция

Аннотация

В данной работе представлены результаты, полученные в ходе исследования, проводимого в 2010 – 2011 годах на школьниках нескольких школ ЦАО г. Москвы. Данные, полученные в ходе исследования являются важным вкладом в изучение Интеренет-зависимого поведения среди подростков. Результаты данного исследования и выводы послужили нам основой для построения программы профилактики аддиктивного поведения в среде учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.

Общая информация

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Меркурьева Ю.А. Особенности образа тела у подростков, склонных к Интернет зависимому поведению, и его коррекция // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Интернет - зависимое поведение - достаточно новая, но уже крайне популярная тема для обсуждения в среде специалистов. Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета (www.monitoring.ru), в России с 1992 по 2004 гг. удельный вес в ней подростков увеличился с 2% до 25%, т.е. подростки становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем и увеличиваются случаи Интернет-аддикции среди молодежи.  Особенно важной для исследования нам представляется именно эта аудитория, потому как возрастные и социальные изменения в подростковом возрасте являются фактором риска развития зависимости, в том числе и Интеренет-зависимого поведения. Доступность интернета, относительная социальная одобряемость и некомпетентность еще больше увеличивают риск злоупотребления Интернетом.

Признавая вклад уже существующих исследований в развитие этого направления, мы также стремимся изучить и расширить знания в области феноменологии Интернет - аддикции. Практический смысл всех исследований заключается в том, что конечной целью должны являться точные и научно обоснованные выводы относительно специфики характера и личности лиц, проявляющих ту или иную форму зависимого поведения, что позволит направить профилактические и коррекционные меры на источники столь проблемного поведения.

<...>

Полный текст

Интернет - зависимое поведение - достаточно новая, но уже крайне популярная тема для обсуждения в среде специалистов. Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета (www.monitoring.ru), в России с 1992 по 2004 гг. удельный вес в ней подростков увеличился с 2% до 25%, т.е. подростки становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем и увеличиваются случаи Интернет-аддикции среди молодежи.  Особенно важной для исследования нам представляется именно эта аудитория, потому как возрастные и социальные изменения в подростковом возрасте являются фактором риска развития зависимости, в том числе и Интеренет-зависимого поведения. Доступность интернета, относительная социальная одобряемость и некомпетентность еще больше увеличивают риск злоупотребления Интернетом.

Признавая вклад уже существующих исследований в развитие этого направления, мы также стремимся изучить и расширить знания в области феноменологии Интернет - аддикции. Практический смысл всех исследований заключается в том, что конечной целью должны являться точные и научно обоснованные выводы относительно специфики характера и личности лиц, проявляющих ту или иную форму зависимого поведения, что позволит направить профилактические и коррекционные меры на источники столь проблемного поведения.

В проведенном нами исследовании в 2010 году на базе одной из школ ЦАО г. Москвы мы использовали экспериментально психологический метод исследования, включавший в себя проведение тестовых методик наличия/отсутствия Интернет- зависимого поведения, а также проективных методик, направленных на исследование я-образа и образа тела, полученные данные были обработаны статистически, проведен качественный анализ проективного материала.  В исследовании приняли участие 100 подростков, на момент проведения являющиеся учащимися 10-х классов. В ходе данного исследования нами были разработаны специальные критерии (с использованием как субъективных, так и объективных параметров) включения подростков в экспериментальную и контрольную группы.

Первоначально мы обследовали всю группу подростков специально разработанной анкетой (Анкета участника исследования (форма А) разработанная совместно с Феклисовым К.А, Смирновой Е.А), позволяющей оценить характер Интернет деятельности, особенности поведения, уровень социального функционирования подростка. На основе полученных данных нами были выделены 2 группы подростков:

 1- экспериментальная (зависимые), 2- контрольная.

Экспериментальная группа состояла из 32 человек, критерии включения в группу следующие:

  1. Наличие доступа в интернет в течении последнего года, опыт использования интернета более 1 года.
  2. Наличие минимум двух из ниже следующих показателей: время пребывания в интернете не менее 3 часов в сутки, низкая социальная активность (отсутствие увлечений вне учебной деятельности, недостаток общения с друзьями вне школы) наличие он-лайн игр, азартных он-лайн игр в списке предпочитаемых интернет ресурсов.
  3. Возрастные границы от 14 до 16 лет, средний возраст составил 15, 46 лет.

Контрольная группа состояла из 32 человек, критерии включения следующие:

  1. Время в сутки проводимое в Интернете менее 3 часов
  2. Высокая социальная активность (расширенный круг увлечений, удовлетворенность частотой встреч с друзьями)
  3. Отсутствие в списке предпочитаемых интернет ресурсов он-лайн игр, азартных он-лайн игр.

Возрастные границы от 14 до 16 лет, средний возраст 15, 46 лет

Значимых различий по возрасту при анализе по критерию Манна-Уитни между двумя группами не отмечается.

Данные группы были обследованы следующими методиками:

  • Тест на интернет зависимость Кимберли Янг (адаптация Буровой);
  • Методика « Телесный образ я» ( M. Feldenkreiz, адаптация И.А. Соловьевой);
  • Методика « Рисунок человека» (K. Маховер)

Результаты исследования группы по методике  « Телесный образ я» ( M. Feldenkreiz, адаптация  И.А. Соловьевой) представлены в таблице №1.

Таблица № 1. Выраженность общего уровня искажений и искажений      конкретных частей тела в основной группе.

Descriptive Statistics (Янг,Чен) Include condition: 1 Include cases: 2

Mean Std.Dev.
ширина головы 62,8669 49,69
ширина рта 57,5524 43,9799
длина шеи 60,7983 52,0664

ширина бедра

30,5174

42,2194

 

Пояснения: mean- среднее, Std.Dev. – стандартное отклонение, жирным выделены параметры с наиболее высоким % искажения.

Таким образом, из таблицы № 1 мы видим, что процент искажений образа тела в целом по основной группе высокий, наиболее сильными искажениями являются искажения длины шеи, ширины головы, ширины рта, ширины бедра.

Таблица №2. Значимость различий между группами №1 и №2.

Mann-Whitney U Test (янг,чен) By variable зав Marked tests are significant at p <,05000

 

Rank Sum - Group 1

Rank Sum - Group 2

p-level

ширина головы

1272,000

1356,000

0,04

ширина шеи

1407,500

1220,500

0,021778

ширина бедер

1325,000

1303,000

0,05

длина шеи

1310,000

1318,000

0,05

Пояснения: p-level– значимость различий между группами по критерию U Манна-Уитни, жирным выделены показатели, по которым выявлены значимые различия между подгруппами.

Из таблицы №2 видно, какие показатели искажений конкретных частей тела значимо различаются в контрольной и экспериментальной группах, это показатели ширины головы , ширины шеи, ширины бедер и длины шеи. 

Из анализа по методикам « Телесный образ я» ( M. Feldenkreiz, адаптация И.А. Соловьевой); и методике К.Янг  видны следующие взаимосвязи между определенными искажениями образа тела и количественных показателей по К.Янг. Повышение количества искажений образа тела, а следовательно снижение его адекватности, связано с большей выраженностью Интерент-зависимого поведения.

Учитывая качественный анализ результатов методики « Телесный образ я» ( M. Feldenkreiz, адаптация И.А. Соловьевой) мы провели анализ методики « Рисунок человека» для поиска сходных символических особенностей образа тела.

В методике «Телесный образ я» нами были выявлены следующие символические особенности образа тела:

  1. уменьшение длины стопы, свидетельствующее о недостаточной устойчивости, потребности в опоре, что говорит об отсутствии как внутренней, так и внешней поддержки, неуверенности, нестабильности; удлинение шеи- тенденция к отделению телесности от сознания, а также блокирование и отделение эмоций от сознания;
  2. увеличение ширины и высоты головы - высокая значимость интеллекта в системе ценностей, гиперконтроль над телесными импульсами;
  3. уменьшение длины руки- нарушения, проблемы общения, уход от общения или его недостаток, недостаточная коммуникативная компетентность;
  4. преуменьшение области от талии до промежности- тревога, относящаяся к сексуальности и гендерной идентичности, вызывает тенденцию контролировать свои сексуальные импульсы и их подавление;
  5. увеличение ширины бедер (у девушек)- повышенное внимание к сексуальной сфере, соответствует генитальной фазе психосексуального развития, формирования гендерной идентичности, принятие поло-ролевой позиции. 

В методике Рисунок человека были отмечены сходные символические особенности образа тела:

  1. Проблемы опоры (неуверенность, отсутствие стабильности и т.д) : плотно сдвинутые ступни, отсутствуют или резко преуменьшены, нарисованы штриховыми линиями, стерты, неустойчивая поза. Один из признаков отмечается в 80 % рисунков.
  2. Отделение чувств и эмоций от сознания: шея изображена штриховыми линиями, слабым нажимом, не прорисован стык с головой, шея изображена непропорционально тонкой, отделена полосой или воротником. Встречается в 75% рисунков.
  3. Нарушение общения- руки нарисованы за спиной, в карманах, кисть пальцы отсутствуют или сильно укорочены, нарисованы множественными или штриховыми линиями. Встречается в 70 % рисунков.
  4. Внимание к сексуальной сфере, подчеркивание женственности/ мужественности- подчеркнуты бедра, грудь, талия, узкие плечи в женской фигуре; мускулатура, широкие печи, узкие бедра в мужской. Характерно для 80 % рисунков. В большинстве рисунков сексуально значимые области выполнены с сильным нажимом, что говорит о напряженности в отношении темы сексуальности.
  5. Недифферинцированность рисунка, наличие только границ, что говорит о нарушении контакта с телом, отсутствии знаний о нем, а также несформированном, диффузном самосознании (30% рисунков).

Таким образом, подытоживая  наше эмпирическое исследование связи Интернет - зависимого поведения с особенностями  образа тела и Я - Образа, опишем основные результаты.

  1. Общий уровень искажений образа тела по экспериментальной группе весьма высок среднее значение искажений 467+- 80, тогда как по контрольной группе 189.
  2. Испытуемые наиболее сильно искажают такие параметры образа тела, как ширина головы (на 62% от реального), длина шеи(на 30%), ширина шеи(35%), ширина бедер(на 34%),ширина рта(40%)
  3. Высокие показатели по К.Янг коррелируют с увеличением процента искажений  образа тела в группе.

Заключение.

Изучение особенностей образа тела и эмоциональной сферы подростков не только позволяют расширить представление о феномене интеренет зависимости, но и разработать психодиагностические, коррекционные меры по профилактике интернет зависимости.

На данный момент нами проводится проверка эффективности программы коррекции интеренет-аддикции у подростков, основанной на коррекции искажений образа тела, Я-концепции и развития самосознания. По изучению данного предмета существует недостаточно исследований, необходимо исследовать связь телесности, эмоций с формированием Интернет-зависимости у подростков.

В качестве перспектив исследования мы рассматриваем изучение связи различных компонентов образа тела с формированием Интернет-аддикции. Необходимо углубление знаний по особенностям телесности и эмоциональной сферы подростков, склонных к Интеренет-зависимому поведению. Полученные данные могут быть использованы для выявления факторов риска и для профилактики формирования Интернет-зависимости.

Литература

  1. Егоров А.Ю «Нехимические аддикции» Санкт-Петербург, 2007
  2. Малыгин В.Л. Интернет зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика
  3. Менделевич В.Д. «Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения». М: Медпрес 2003;
  4. Ferraro G, Caci B, DiAmico A, et al. Internet addiction disorder: an Italian study. CyberPsychology & Behavior – 2007 – vol.10 – p.170-177.
  5. Goldberg Ivan, MD Web Publishing 1996-1999
  6. Griffiths, M.D. Internet addiction - Time to be taken seriously? Addiction Research – 2000 – vol.8 – p.413-418.
  7. Ko, C.H., Yen, J.Y., Chen, C.C., et al. Proposed diagnostic criteria of Internet addiction for adolescents // Journal of Nervous and Mental Disease –2005 – vol.193  – p.728-733.
  8. Lo SK, Wang CC, Fang W: Physical interpersonal relationships and social anxiety among online game players. Cyberpsychology & behavior – 2005. – Vol.8 – p.15–20
  9. Maressa Hecht Orzack, Ph.D. Web Publishing 1996-1999
  10. Yen J., Yen C., Chen C., Tang T., Ko C. The association between adult ADHD symptoms and internet addiction among college students: the gender difference // Cyberpsychology & Behavior – 2009 – vol. 12 – p.187-191.
  11. Егоров А.Ю «Нехимические аддикции» Санкт-Петербург, 2007

Информация об авторах

Меркурьева Юлия Александровна, преподаватель кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» (ФГБОУ ВО «МГМСУ имени А.И. Евдокимова» Минздрава России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5545-6708, e-mail: juliamerkurieva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4177
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1