Интерактивные и компьютерные технологии в профилактике аддиктивного поведения
Общая информация
Рубрика издания: Секционные заседания
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Сизанов А.Н. Интерактивные и компьютерные технологии в профилактике аддиктивного поведения // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.
Фрагмент статьи
Специфика профилактической деятельности с учащейся и студенческой молодежью такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Вдобавок эту работу трудно оценить, хотя такие шаги и делаются. Пример тому, попытки проведения мониторинга воспитания в системе образования Республики Беларусь. В связи с этим особую роль в организации воспитательной работы играют интерактивные и компьютерные технологии [1,2,3]. Опыт работы со студентами и учащимися, в том числе и в качестве куратора студенческой группы, привел нас к формулировке пяти основных принципов реализации интерактивного и компьютерного подхода в воспитании студентов и учащихся. К ним относятся:
-
создание ситуации диалога;
-
организация воспитательного пространства;
-
изготовление продукта социокультурной деятельности;
-
использование психологической экспресс-диагностики;
-
восприятие социально значимой видеоинформации.
<...>
Полный текст
Специфика профилактической деятельности с учащейся и студенческой молодежью такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Вдобавок эту работу трудно оценить, хотя такие шаги и делаются. Пример тому, попытки проведения мониторинга воспитания в системе образования Республики Беларусь. В связи с этим особую роль в организации воспитательной работы играют интерактивные и компьютерные технологии [1,2,3]. Опыт работы со студентами и учащимися, в том числе и в качестве куратора студенческой группы, привел нас к формулировке пяти основных принципов реализации интерактивного и компьютерного подхода в воспитании студентов и учащихся. К ним относятся:
-
создание ситуации диалога;
-
организация воспитательного пространства;
-
изготовление продукта социокультурной деятельности;
-
использование психологической экспресс-диагностики;
-
восприятие социально значимой видеоинформации.
В качестве интерактивных форм сегодня все более актуальными можно назвать следующие:
-
работа с афоризмами, пословицами, поговорками и анекдотами;
-
дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности;
-
социально-психологические и оздоровительные проекты;
-
социально-педагогические и психологические игры;
-
психолого-педагогическая олимпиада;
-
коллаж;
-
социально-педагогический тренинг.
Структура интерактивной технологии состоит из трех этапов:
I. Подготовительный:
-
теоретический и методический материал;
-
схема рассадки участников;
-
описание правил и процедур проведения дебатов, «круглого стола», дискуссии, тренинга и т.д.;
-
предварительное ознакомление студентов с подготовленными материалами с целью осмысления предстоящей работы.
II. Основной:
-
распределение ролей;
-
индивидуальное и групповое консультирование;
-
предварительные репетиции.
Данный этап важен тем, что появляется зримый результат, определенный продукт социокультурной деятельности, самостоятельно подготовленный учащимися: эссе, коллаж, газета, сценарный план, монтажный лист, социальный проект, разработки экскурсий, тест и т.д.
Работа в малых группах.
Исключительно важным моментом в применении интерактивных технологий является работа в малых группах (5, 7, 9 человек).
-
Работа в малых группах позволяет:
-
включить в работу всю группу;
-
поставить в активную позицию каждого студента;
-
выявить лидеров, одаренных студентов, создать условия для их развития и личностного роста;
-
создать возможность студентам с проблемами в общении проявить себя;
-
научиться слушать и понимать собеседника;
-
брать на себя инициативу;
-
задействовать как мотив состязательность, соревнование (наша группа «лучше всех»);
-
проявлять эмпатию;
-
вырабатывать навыки социального взаимодействия;
-
соотносить свою позицию с мнениями других.
III. Рефлексивный:
формы проведения рефлексии: мини-опрос, рефлексивный круг, игра. Например, участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
-
Понравилась ли вам работа в группе?
-
Какие чувства вы испытывали, когда другие участники группы предлагали аналогичные решения и ответы?
-
Кто из участников группы оставался при своем мнении, почему?
-
Оцените свое участие в работе группы (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.).
-
Продолжите фразу «Сегодня я узнал…», «Сегодня я почувствовал…. и т.п.».
1. Самостоятельная работа с афоризмами, пословицами, поговорками, анекдотами.
Методика работы:
-
Обсудите в группе все высказывания о вредных привычках известных мыслителей прошлого и наших современников.
-
Выберите три, наиболее понравившихся вам высказывания, и объясните свой выбор.
-
Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны, и прокомментируйте их.
-
Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?
2. Дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности.
Проведению дебатов по психологической проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:
-
распечатка материалов;
-
знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
-
определение исходного тезиса дебатов;
-
работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;
-
индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Порядок проведения дебатов.
Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
-
Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);
-
Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);
-
В конце зала, справа и слева – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»), сторонники и противники тезиса
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.
Далее роли распределяются следующим образом:
Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
Третьи номера опровергают аргументы соперников;
Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.
3. Социально-психологические и оздоровительные проекты.
Метод проектов – комплексный обучающий и воспитывающий метод, который дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектной деятельности – один из эффективных интерактивных методов обучения и воспитания.
При оформлении обоснования проекта необходимо осветить следующие пункты:
-
Оценка состояния проблемы в данной области.
-
Актуальность, научно-методическая новизна и практическая значимость.
-
Полезность данного проекта для Беларуси.
-
Непосредственные и перспективные цели проекта.
-
Какие задачи будут решены в случае реализации проекта.
-
Описание путей достижения поставленных целей и оборудования, необходимого для реализации проекта.
-
Уровень компетентности и достижений участников проекта в данной области.
-
Финансирования проекта.
-
Основные этапы реализации проекта и ожидаемые результаты по каждому этапу.
-
Предполагаемые формы отчетности: а) характеристика проведенной работы; б) финансовый отчет; в) отчет об использовании оборудования.
-
Составление проекта бюджета.
4. Социально-педагогические и психологические игры
Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.
Игра позволяет:
-
отдыхать и развлекаться;
-
фантазировать и импровизировать;
-
самовыражаться и развивать свои способности;
-
самостоятельно находить верные решения;
-
соревноваться и радоваться полученным результатам.
С помощью игр учащиеся:
-
расширяют и закрепляют опыт социальной деятельности и ценностных отношений;
-
формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения;
-
развивают способности, положительные личностные свойства и качества;
-
совершенствуют умения и навыки межличностного взаимодействия.
При этом важно помнить, что каждая игра независимо от разновидности может выполнять сразу несколько функций:
-
диагностическую;
-
развлекательную;
-
стимулирующую;
-
образовательную;
-
воспитательную;
-
психотерапевтическую;
-
психокоррекционную.
5. Психолого-педагогическая олимпиада.
Целью организации олимпиад является развитие творческой самодеятельности учащихся и одновременное обучение их необходимым в будущем профессиональным и жизненным умениям и навыкам.
Методика подготовки и этапы проведения олимпиады:
-
Создание оргкомитета и разработка положения об олимпиаде.
-
Подготовка вопросов и заданий для участников олимпиады (команд), а также для «болельщиков».
-
Формирование команд и подготовка отдельных участников к олимпиаде.
-
Определение состава жюри; разработка критериев оценки выполнения отдельных конкурсов и заданий.
-
Проведение олимпиады; выполнение участниками заданий. Работа жюри по оцениванию каждого конкурса, задания, ситуации.
-
Определение жюри команд-победителей и победителей в личном зачете. Подведение итогов олимпиады и награждение участников.
-
Комплектование команд для участия в следующем туре олимпиады.
6. Коллаж.
Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи:
Развивающие:
-
формирование художественно-оформительских способностей;
-
развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;
-
развитие творческого мышления;
-
выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;
-
развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
-
формирование авторских умений и навыков;
-
выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;
-
создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;
-
развитие личной и групповой активности, инициативы;
-
создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.
Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:
-
Формирование небольших групп (не более 5 чел.).
-
Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж».
-
Работа групп (40-60 мин.).
-
Результат: демонстрация работ в виде небольшой выставки.
-
Рассказ о своем произведении представителей групп (по 5-7 мин. на каждый коллаж).
-
Совместное обсуждение темы и содержания коллажа и работа над ним (10-15мин.).
Педагоги-психологи проводят мини-тренинги, круглые столы и ток-шоу, способствующие развитию личностных, морально-нравственных, духовных, мировоззренческих качеств у студентов и учащихся, формирования у них навыков семейно-бытовой культуры и гендерных отношений. Среди них: «Здоровым быть модно», «Профилактика вредных привычек», «Асоциальное поведение в сфере семейно-бытовых отношений», «Профилактика суицидального поведения», «Умей сказать нет», «Зависимость как серьёзная проблема», «Быть успешным», «Планирование карьеры: практические шаги», «О духовности и смысле жизни», «Питание – шаг к здоровью», «Психология семьи», «Психологические особенности личностного роста», «Культура гендерных отношений», «Ты+Я» и другие.
Все более популярными становятся интерактивные практикумы и тренинговые программы по профилактике аддикций «Время лемминга» и «Я выбираю жизнь». Для студентов организовываются семинары-практикумы в рамках кураторских часов: «Конфликты и способы их разрешения», «Профилактика стрессового состояния во время сдачи экзаменационной сессии», «Формирование семейных ценностей у молодежи».
В учебных заведениях Республики Беларусь проводится планомерная работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике аддикций. В разработанных школами и вузами собственных комплексных программах «Здоровье» предусмотрено выполнение ряда мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся и студентов, поддержание здорового образа жизни, предупреждение алкогольной и никотиновой зависимости, разработку и внедрение инновационных методик в воспитательную и профилактическую работу с учащимися и студентами, совершенствование системы социально-педагогического сопровождения учащихся и студентов из группы риска.
Литература
-
Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей / Н.И.Запрудский. – Мн., 2003.
-
Психология в пословицах и поговорках с комментариями / сост. В.С.Богословская. – Мозырь: Содействие, 2006.
-
Чечет, В.В. Интерактивная педагогика: Пособие / В.В.Чечет, Н.С. Куриленко. – Минск, 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2893
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 10