Интерактивные и компьютерные технологии в профилактике аддиктивного поведения

Общая информация

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сизанов А.Н. Интерактивные и компьютерные технологии в профилактике аддиктивного поведения // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Специфика профилактической деятельности с учащейся и студенческой молодежью такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Вдобавок эту работу трудно оценить, хотя такие шаги и делаются. Пример тому, попытки проведения мониторинга воспитания в системе образования Республики Беларусь. В связи с этим особую роль в организации воспитательной работы играют интерактивные и компьютерные технологии [1,2,3]. Опыт работы со студентами и учащимися, в том числе и  в качестве куратора студенческой группы,  привел нас к формулировке пяти основных принципов реализации интерактивного и компьютерного подхода в воспитании студентов и учащихся. К ним относятся:

  1. создание ситуации диалога;
  2. организация воспитательного пространства;
  3. изготовление продукта социокультурной деятельности;
  4. использование психологической экспресс-диагностики;
  5. восприятие социально значимой видеоинформации.

<...>

Полный текст

Специфика профилактической деятельности с учащейся и студенческой молодежью такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Вдобавок эту работу трудно оценить, хотя такие шаги и делаются. Пример тому, попытки проведения мониторинга воспитания в системе образования Республики Беларусь. В связи с этим особую роль в организации воспитательной работы играют интерактивные и компьютерные технологии [1,2,3]. Опыт работы со студентами и учащимися, в том числе и  в качестве куратора студенческой группы,  привел нас к формулировке пяти основных принципов реализации интерактивного и компьютерного подхода в воспитании студентов и учащихся. К ним относятся:

  1. создание ситуации диалога;
  2. организация воспитательного пространства;
  3. изготовление продукта социокультурной деятельности;
  4. использование психологической экспресс-диагностики;
  5. восприятие социально значимой видеоинформации.

В качестве интерактивных форм сегодня все более актуальными можно назвать следующие:

  1. работа с афоризмами, пословицами, поговорками и анекдотами;
  2. дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности;
  3. социально-психологические и оздоровительные проекты;
  4. социально-педагогические и психологические игры;
  5. психолого-педагогическая олимпиада;
  6. коллаж;
  7. социально-педагогический тренинг.

         Структура интерактивной технологии состоит из трех этапов:

I. Подготовительный:

  • теоретический и методический материал;
  • схема рассадки участников;
  • описание правил и процедур проведения дебатов, «круглого стола», дискуссии, тренинга и т.д.;
  • предварительное ознакомление студентов с подготовленными материалами с целью осмысления предстоящей работы.

II. Основной:

  • распределение ролей;
  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • предварительные репетиции.

Данный этап важен тем, что появляется зримый результат, определенный продукт социокультурной  деятельности, самостоятельно подготовленный учащимися: эссе, коллаж, газета, сценарный план, монтажный лист, социальный проект, разработки экскурсий, тест и т.д.

Работа в малых группах.

Исключительно важным моментом в применении интерактивных технологий  является работа в малых группах (5, 7, 9 человек).

  • Работа в малых группах позволяет:
  • включить в работу всю группу;
  • поставить в активную позицию каждого студента;
  • выявить лидеров,  одаренных студентов, создать условия для их развития и личностного роста;
  • создать возможность студентам с проблемами в общении проявить себя;
  • научиться слушать и понимать собеседника;
  • брать на себя инициативу;
  • задействовать как мотив состязательность, соревнование (наша группа «лучше всех»);
  • проявлять эмпатию;
  • вырабатывать  навыки социального взаимодействия;
  • соотносить свою позицию с мнениями других.

III. Рефлексивный:

формы проведения рефлексии: мини-опрос, рефлексивный круг, игра. Например, участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Понравилась ли вам работа в группе?
  • Какие чувства вы испытывали, когда другие участники группы предлагали аналогичные решения и ответы?
  • Кто из участников группы оставался при своем мнении, почему?
  • Оцените свое участие в работе группы (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.).
  • Продолжите фразу «Сегодня я узнал…», «Сегодня я почувствовал…. и т.п.».

1. Самостоятельная работа с афоризмами, пословицами, поговорками, анекдотами.

Методика работы:

  1. Обсудите в группе все высказывания о вредных привычках известных мыслителей прошлого и наших современников.
  2. Выберите три, наиболее понравившихся вам высказывания, и объясните свой выбор.
  3. Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны, и прокомментируйте их.
  4. Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?

2. Дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности.

Проведению  дебатов  по психологической проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:

  • распечатка материалов;
  • знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
  • определение исходного тезиса дебатов;
  • работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;
  • индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Порядок  проведения дебатов.

Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

  • Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);
  • Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);
  • В конце зала, справа и слева – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»),  сторонники и противники тезиса

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.

Далее роли распределяются следующим образом:

Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

Третьи номера опровергают аргументы соперников;

Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

3. Социально-психологические и оздоровительные проекты.

Метод проектов – комплексный обучающий и воспитывающий метод, который дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектной деятельности – один из эффективных интерактивных методов обучения и воспитания.

При оформлении обоснования проекта необходимо осветить следующие пункты:

  • Оценка состояния проблемы в данной области.
  • Актуальность, научно-методическая новизна и практическая значимость.
  • Полезность данного проекта для Беларуси.
  • Непосредственные и перспективные цели проекта.
  • Какие задачи будут решены в случае реализации проекта.
  • Описание путей достижения поставленных целей и оборудования, необходимого для реализации проекта.
  • Уровень компетентности и достижений участников проекта в данной области.
  • Финансирования проекта.
  • Основные этапы реализации проекта и ожидаемые результаты по каждому этапу.
  • Предполагаемые формы отчетности: а) характеристика проведенной работы; б) финансовый отчет; в) отчет об использовании оборудования.
  • Составление проекта бюджета.

4. Социально-педагогические и психологические игры

Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях  социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.

Игра позволяет:

  • отдыхать и развлекаться; 
  • фантазировать и импровизировать;
  • самовыражаться и развивать свои способности;
  • самостоятельно  находить верные решения;
  • соревноваться и радоваться полученным результатам.

С помощью игр учащиеся:

  • расширяют и закрепляют опыт социальной деятельности и ценностных отношений;
  • формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения;
  • развивают способности, положительные личностные свойства и качества;
  • совершенствуют умения и навыки межличностного взаимодействия.

При этом важно помнить, что каждая  игра независимо от разновидности может выполнять сразу несколько функций:

  • диагностическую;
  • развлекательную;
  • стимулирующую;
  • образовательную;
  • воспитательную;
  • психотерапевтическую;
  • психокоррекционную.

5. Психолого-педагогическая олимпиада.

Целью организации олимпиад является развитие творческой самодеятельности учащихся и одновременное обучение их необходимым в будущем профессиональным и жизненным умениям и навыкам.

Методика подготовки и этапы проведения олимпиады:

  • Создание оргкомитета и разработка положения об олимпиаде.
  • Подготовка вопросов и заданий для участников олимпиады (команд), а также для «болельщиков».
  • Формирование команд  и подготовка отдельных участников к олимпиаде.
  • Определение состава жюри; разработка критериев оценки выполнения отдельных конкурсов и заданий.
  • Проведение олимпиады; выполнение участниками заданий. Работа жюри по оцениванию каждого конкурса, задания, ситуации.
  • Определение жюри команд-победителей и победителей в личном зачете. Подведение итогов олимпиады и награждение участников.
  • Комплектование команд для участия в следующем туре олимпиады.

6. Коллаж.

Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать  развивающие и воспитательные задачи:

Развивающие:

  • формирование художественно-оформительских способностей;
  • развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;
  • развитие творческого мышления;
  • выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;
  • развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

  • формирование авторских умений и навыков;
  • выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;
  • создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;
  • развитие личной и групповой активности, инициативы;
  • создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.

Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:

  • Формирование небольших групп (не более 5 чел.).
  • Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж».
  • Работа групп (40-60 мин.).
  • Результат: демонстрация работ в виде небольшой выставки.
  • Рассказ о своем произведении представителей групп (по 5-7 мин. на каждый коллаж).
  • Совместное обсуждение темы и содержания коллажа и работа над ним (10-15мин.).

Педагоги-психологи проводят мини-тренинги, круглые столы и ток-шоу, способствующие развитию личностных, морально-нравственных, духовных, мировоззренческих качеств у студентов и учащихся, формирования у них навыков семейно-бытовой культуры и гендерных отношений. Среди них: «Здоровым быть модно», «Профилактика вредных привычек», «Асоциальное поведение в сфере семейно-бытовых отношений», «Профилактика суицидального поведения», «Умей сказать нет», «Зависимость как серьёзная проблема», «Быть успешным», «Планирование карьеры: практические шаги», «О духовности и смысле жизни», «Питание – шаг к здоровью», «Психология семьи», «Психологические особенности личностного роста», «Культура гендерных отношений», «Ты+Я» и другие.

Все более популярными становятся интерактивные практикумы и тренинговые программы по профилактике аддикций «Время лемминга» и «Я выбираю жизнь». Для студентов организовываются семинары-практикумы в рамках кураторских часов: «Конфликты и способы их разрешения», «Профилактика стрессового состояния во время сдачи экзаменационной сессии», «Формирование семейных ценностей у молодежи».

В учебных заведениях Республики Беларусь проводится планомерная работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике аддикций. В разработанных школами и вузами собственных комплексных программах «Здоровье» предусмотрено выполнение ряда мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся и студентов, поддержание здорового образа жизни, предупреждение алкогольной и никотиновой зависимости, разработку и внедрение инновационных методик в воспитательную и профилактическую работу с учащимися и  студентами, совершенствование системы социально-педагогического сопровождения учащихся и студентов из группы риска.

Литература

  1. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей / Н.И.Запрудский. – Мн., 2003.
  2. Психология в пословицах и поговорках с комментариями / сост. В.С.Богословская. – Мозырь: Содействие, 2006.
  3. Чечет, В.В. Интерактивная педагогика: Пособие / В.В.Чечет, Н.С. Куриленко. – Минск, 2004.

Информация об авторах

Сизанов Александр Николаевич, кандидат психологических наук, главный инспектор Министерства образования Республики Беларусь

Метрики

Просмотров

Всего: 2844
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3