Психологические особенности подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению

Общая информация

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Феклисов К.А. Психологические особенности подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Представлены результаты, полученные в ходе исследования, проведенного в 2010 году в одной из школ ЦАО г. Москвы. Полученные данные, выводы и авторские интерпретации, нашедшие отражения в данной статье, могут служить основой для построения мероприятий  по профилактике аддиктивного и делинквентного поведения среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений г. Москвы.

Интернет-зависимое поведение - достаточно новая, но уже крайне популярная тема обсуждения в среде специалистов. Признавая вклад уже существующих исследований в развитие этого направления, мы стремимся изучить и расширить знания в области феноменологии интернет-аддикции. Практический смысл всех исследований заключается в том, что конечной целью должны являться точные и научно обоснованные выводы относительно специфики характера и личности лиц, проявляющих ту или иную форму зависимого поведения, что позволит направить профилактические и коррекционные меры на источники столь проблемного поведения.  Обращая свое внимание на данную проблему, мы ставили перед собой задачу выявления наиболее характерных психологических особенностей, уделяя основное внимание личностным чертам подростков склонных к интернет-зависимому поведению (ИЗП).

<...>

Полный текст

Представлены результаты, полученные в ходе исследования, проведенного в 2010 году в одной из школ ЦАО г. Москвы. Полученные данные, выводы и авторские интерпретации, нашедшие отражения в данной статье, могут служить основой для построения мероприятий  по профилактике аддиктивного и делинквентного поведения среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений г. Москвы.

Интернет-зависимое поведение - достаточно новая, но уже крайне популярная тема обсуждения в среде специалистов. Признавая вклад уже существующих исследований в развитие этого направления, мы стремимся изучить и расширить знания в области феноменологии интернет-аддикции. Практический смысл всех исследований заключается в том, что конечной целью должны являться точные и научно обоснованные выводы относительно специфики характера и личности лиц, проявляющих ту или иную форму зависимого поведения, что позволит направить профилактические и коррекционные меры на источники столь проблемного поведения.  Обращая свое внимание на данную проблему, мы ставили перед собой задачу выявления наиболее характерных психологических особенностей, уделяя основное внимание личностным чертам подростков склонных к интернет-зависимому поведению (ИЗП).

В проведенном нами исследовании в 2010 году на базе одной из школ ЦАО г. Москвы мы использовали экспериментально-психологический метод исследования, включавший проведение тестовых методик оценки личностных особенностей и наличия/отсутствия интернет-зависимого поведения. В исследовании приняли участие 100 подростков, на момент проведения являющихся учащимися 10-х классов. В ходе исследования нами были разработаны специальные критерии (с использование как субъективных так и объективных параметров) включения подростков в экспериментальную и контрольную группы. Одним из основных недостатков всех ранее проводимых исследований, как показала практика, являлись именно критерии оценки интернет-зависимого поведения. Иными словами, опираясь исключительно на тест К. Янг, невозможно делать вывод о наличии или отсутствии ИЗП, так как в основе теста лежит исключительно количественный принцип анализа.

Первоначально мы обследовали всю группу подростков с помощью специально разработанной анкеты (Анкета участника исследования (форма А) разработана совместно с Смирновой Е.А).; анкета позволяет оценить характер интернет-деятельности, особенности поведения, уровень социального функционирования подростка. Таким образом, нами были выделены две группы подростков.

Экспериментальная группа состояла из 32 человек, критерии включения в группу были следующие:

  1. Наличие доступа в интернет в течение последнего года, опыт использования интернета более 1 года.
  2. Наличие минимум двух из нижеследующих показателей: время пребывания в интернете не менее 3 часов в сутки, низкая социальная активность (отсутствие увлечений вне учебной деятельности, недостаток общения с друзьями вне школы) наличие он-лайн игр, азартных он-лайн игр в списке предпочитаемых интернет- ресурсов.

Возрастные границы от 14 до 16 лет, средний возраст составил 15, 593 лет.

Контрольная группа состояла из 32 человек, критерии включения следующие:

  1. Время, проводимое в Интернете в течение одних суток - менее 3 часов
  2. Высокая социальная активность (расширенный круг увлечений, удовлетворенность частотой встреч с друзьями)
  3. Отсутствие в списке предпочитаемых интернет ресурсов он-лайн игр, азартных он-лайн игр.

Возрастные границы от 14 до 16 лет, средний возраст 15, 458 лет

Значимых различий по возрасту при анализе по критерию Манна-Уитни между двумя группами не отмечается.

Данные группы были обследованы следующими методиками:

  1. Тест на интернет- зависимость Кимберли Янг (адаптация Буровой);
  2. Факторный личностный опросник Кеттелла (подростковый вариант 14 HSPQ форма А).

Результаты исследования

Результаты по тесту на интернет-зависимость Кимберли Янг (адаптация Буровой)

Исходя из представленных данных, видно, что различия между группами по показателям теста являются убедительно значимыми, также это косвенно подтверждает, что принцип включения в группы помогает выделить наиболее характерную картину ИЗП

Результаты факторного личностного опросника Р. Кеттелла (подростковый вариант 14 HSPQ форма «А»). В таблице ниже представлены средние значения и различия между группами с использованием теста Манна-Уитни.

Полученные данные свидетельствуют о наличии пяти личностных факторов – C, D, H, Q3, Q4, выявленных с помощью опросника Р. Кеттелла HSPQ, по которым обнаруживаются значимые различия между группами подростков с ИЗП и условно здоровыми подростками без предрасположенности к образованию зависимых паттернов поведения.

Фактор C- (mean = 6,938); этот фактор характеризует способность управлять своими эмоциями и настроениями, находить им адекватное объяснение и социально приемлемое выражение. Фактор С измеряет способность адекватно разряжать свои импульсы в конкретный момент (что близко по смыслу показателю «сила Я» в психоанализе), а не способность хорошо планировать свою жизнь. Личность с низкой оценкой по фактору С отмечает, что ей не хватает энергии, она часто чувствует себя беспомощной, усталой, неспособной справиться с жизненными трудностями. Она может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон, склонна обижаться на других, порой безосновательно.  Внешне этот фактор может проявляться отсутствием ответственности, капризностью, уклонением от реальности. При наличии выраженно низкого фактора С и высокого уровня тревожности возникает необходимость клинического исследования на предмет наличия психических расстройств: неврозов, психопатий. Также согласно современным теоретическим представлениям «Слабость Я» является основным радикалом личности зависимого типа, что подтверждается в исследованиях больных алкоголизмом и наркоманией.

Фактор D- (mean = 4,781); данный фактор относится к группе факторов, идентифицируемых у детей и подростков, но не находящих места в структуре личности у взрослых. Является показателем наличия или отсутствия эмоциональной возбудимости и общей активности. Низкий балл, выявленный нами, свидетельствует об эмоциональной невозмутимости, с вероятной нехваткой инициативы и активности. Данный фактор свидетельствует о наличии малого количества энергии, астеничности, медлительности. Личность с низким показателем по фактору D трудно рассмешить, разгневать, опечалить, эмоциональный фон достаточно стабильный с чертами ригидности, с заниженной реакцией на происходящее вовне.

Фактор H+ (mean =  6,938); наиболее тесно связанный с особенностями нервной системы фактор. Для личности с высоким значением характерно преобладание влияния парасимпатической системы в ситуации стресса, с хорошо контролируемой активации симпатической нервной системы. Что касается личностно-характерологических особенностей, - это в первую очередь тяга к поведению связанному с риском и поиском ощущений, с тенденцией быстро забывать о неудачах, делать выводы и сохранять опыт в результате последствий поведения. Отмечается также склонность к быстрому принятию решений но скорее это связано с импульсивностью решений, нежели с быстрой интеллектуальной проработкой и учетом рисков.

Фактор Q3- (mean = 5,219); измеряет нечто похожее на самоконтроль поведения и склонность к планомерному, расчетливому подходу в жизни. Подразумевает большую произвольность и осознанность поведения по сравнению с фактором С, однако без учета моральной составляющей измеряемой отдельным фактором. Низкая оценка по данному показателю указывает на слабую волю и плохой самоконтроль (особенно самоконтроль желаний), отмечается трудность в организации времени и выполнения дел, распределение существующей энергии в конструктивной направление. Клиницисты отмечают, что с точки зрения психического здоровья фактор Q3 с низким значением является фактором риска психической дезадаптации.

Фактор Q4- (mean =4,625); является наиболее прозрачным с точки зрения понимания смысла вопросов, низкое значение часто наблюдается в случае социально желательных ответов. Личность с низким значением по данному фактору может характеризоваться как расслабленная, без сильных побуждений и желаний, спокойно относящаяся как к удачам так и неудача, удовлетворенная любым положением дел, без стремления к достижениям и переменам.

Также в результате анкетирования нами были получены данные о преобладающих видах интернет деятельности у подростков с ИЗП:

  1. Социальные сети 39%
  2. Системы общения (чаты, skype, icq и аналоги) 30%
  3. Онлайн игры 9%
  4. Азартные онлайн игры 4%
  5. Форумы 14%
  6. Программирование 4%

Заключение

Исследуя личность подростка, склонного к зависимости от Интернета, мы ставили перед собой задачу выявления наиболее значимых и статистически достоверных результатов, раскрывающих специфику и особенности такой личности.   

Исходя из теоретической модели поведенческой зависимости и полученных результатах, можно утверждать: в качестве характерных личностных особенностей подростков, склонных к интернет-зависимому поведению, выделяются следующие свойства: эмоциональная неустойчивость, возбудимость и беспокойство, робость, низкий контроль собственного поведения, фрустрированность (напряженность).

В целом, личность подростка со склонностью к чрезмерному использованию интернета представляется нам следующим образом: такая личность часто ощущает себя беспомощной, усталой и неспособной справиться с жизненными трудностями, у нее выражены отсутствие ответственности, уклонение от требований реальности,  налицо тревожные компоненты в структуре личности.

Сочетание данных особенностей хорошо укладывается в представление об использовании интернет-ресурсов как бегства от давления социальной среды в самостоятельно контролируемую и моделируемую интернет-реальность, где можно быть смелым, раскованным, в разных образах.

В свою очередь интернет-деятельность является таким процессом, который можно контролировать буквально своими руками, «кликом мыши», что имеет очень важное значение в качестве механизма компенсации неуверенности, робости, неполноценности. Подросток, сам управляя индивидуальным, скрытым и защищенным интернет- пространством, повышает таким образом самооценку, возвращает чувство уверенности в себе. Необходимо обратить внимание на отсутствие шизоидных черт характера среди интернет-зависимых подростков, что противоречит данным, приводимым М.Шоттон (М.Shotton, 1991).

Вероятно, отнюдь не аутичность и эмоциональная  холодность, свойственные шизоидной личности, являются риском формирования интернет-зависимого поведения. Скорее, именно излишняя эмоциональная чувствительность (тревожность,  эмоциональная неустойчивость, низкая стрессоустойчивость) наиболее часто приводят к проблемам социальной адаптации и, соответственно, к бегству  в виртуальную среду.

 Волевая регуляции и самоконтроль ослаблены, трудности с организацией жизненного пространства и собственной деятельности, неспособность распределять энергию и жизненные силы. Ответственность за собственные поступки и желания не присваивается собственной личности. Неспособность адекватно выражать импульсы в поведении, регулировать и выстраивать собственную деятельность находит свое отражение в обращении к Интернету.

Примечание: Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно –исследовательского проекта РГНФ «Психологические и социальные факторы риска формирования и развития патологической зависимости от азартных игр», проект № 08-06-00733-а.

Литература

  1. Егоров А.Ю «Нехимические аддикции» Санкт-Петербург, 2007
  2. Малыгин В.Л. Интернет зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика
  3. Менделевич В.Д. «Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения». М: Медпрес 2003;
  4. Ferraro G, Caci B, DiAmico A, et al. Internet addiction disorder: an Italian study. CyberPsychology & Behavior – 2007 – vol.10 – p.170-177.
  5. Goldberg Ivan, MD Web Publishing 1996-1999
  6. Griffiths, M.D. Internet addiction - Time to be taken seriously? Addiction Research – 2000 – vol.8 – p.413-418.
  7. Kimberly Young Web Publishing 1996-1999
  8. Ko, C.H., Yen, J.Y., Chen, C.C., et al. Proposed diagnostic criteria of Internet addiction for adolescents // Journal of Nervous and Mental Disease –2005 – vol.193  – p.728-733.
  9. Lo SK, Wang CC, Fang W: Physical interpersonal relationships and social anxiety among online game players. Cyberpsychology & behavior – 2005. – Vol.8 – p.15–20
  10. Maressa Hecht Orzack, Ph.D. Web Publishing 1996-1999
  11. Yen J., Yen C., Chen C., Tang T., Ko C. The association between adult ADHD symptoms and internet addiction among college students: the gender difference // Cyberpsychology & Behavior – 2009 – vol. 12 – p.187-191.

Информация об авторах

Феклисов Константин Александрович, студент кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии МГМСУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 9966
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9