Введение сборника "Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение"

27

Общая информация

Для цитаты: Введение сборника "Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение" // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение.

Полный текст

Введение

Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности, приводят к появлению новых факторов, воздействующих, на психические возможности человека.

Критерии здоровья и безопасности сегодня выдвигаются на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования, так как наряду со снижением рождаемости, происходит ухудшение качества здоровья детей, увеличивается уровень социальной дезадаптации и различных вариантов девиантного поведения детей и подростков. Уровень жизни тесно связан с качеством жизни, а качество жизни в мировых аналогах — это оптимальная реализация психофизиологических, социально-общественных дарований каждой личности. Поэтому в стратегических программах социаль- но-экономического развития общества каждое вложение в производство, природу, социальную среду должно сочетаться с качеством жизни. Главное богатство общества — человек, а конечным критерием экономического и социального прогресса выступает мера развития человека и удовлетворения его потребностей, развитие его творческого потенциала. Роль образования в решении данных задач неоспорима, именно образование осуществляет вклады в человеческий капитал, начиная с самых ранних ступеней онтогенеза. В социальной практике идут постоянные дискуссии о реформировании и модернизации системы образования, о совершенствовании подготовки профессиональных кадров, о разработке новых поколений стандартов. Общепризнанным становится необходимость инновационных и развивающих образовательных технологий, личностно-ориентированного обучения, субъект-субъектных отношений в педагогическом взаимодействии.

Многие авторы в современной философской, политической и психологической литературе отмечают, что мир сегодня переживает серьезные изменения, связанные с процессами информатизации, глобализации мира, с многообразием цивилизационных форм. Трудно предсказать развитие общества на сколько-нибудь длительную перспективу, когда даже одиночные события затрагивают людей на всей планете, и можно сказать, что сегодня человек живет в перманентно кризисной ситуации. Результатом этого стал всплеск интереса к кризисным ситуациям, с которыми сталкивается отдельный человек и путям его защиты. Одним из глобальных путей такой защиты становиться обеспечение комплексной безопасности человека, в структуре которой психологические вопросы безопасности становятся решающими.

Становление «человеческого в человеке» что, по существу, является глобальной психологической задачей образования, происходит тогда, когда соблюдаются определенные социальные и психологические усло- вия. В нашей концепции таким условием является психологическая безопасность образовательной среды. Данная характеристика является социальным и психологическим условием, способствующим гуманизации внутри- и межличностных отношений не только субъектов образования (учащихся, учителей, родителей), но и складывающегося гражданского общества, в целом, так как ценности, усвоенные в системе образования, имеют тенденцию к трансляции в другие сферы социальной жизни.

Освещению и анализу проблем обеспечения безопасности образовательной среды посвящены материалы участников Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение», включенные в данный сборник статей. Научная дискуссия была направлена на обсуждение следующих вопросов:

  • Концепции и подходы к проблеме безопасности образовательной среды в современном мире.
  • Содержание и направления деятельности психолого-педагогичес- кого сопровождения безопасности образовательной среды.
  • Проблемы психологической оценки безопасности образователь- ной среды.
  • Экспертиза и мониторинг образовательной среды.
  • Модели и технологии оценки безопасности среды школы.
  • Проблемы организации исследований среды современной школы.
  • Современные методы психологической диагностики безопасности личности детей и подростков.
  • Жизнестойкость и сопротивляемость детей в трудных жизненных ситуациях.
  • Кризисная и экстренная психологической помощи субъектам об- разовательной среды: модели, стратегии, методы.
  • Профилактика аутоагрессивного поведения детей, насилия в школе.
  • Обеспечение психологической безопасности ребенка средствами дистанционного консультирования (Интернет-консультирование, Те- лефон доверия).
  • Проблемы профессиональной деятельности сотрудников Детских телефонов доверия; организационные вопросы деятельности Всерос- сийского детского телефона доверия.
  • Психолого-педагогическая подготовка специалистов, обеспечива- ющих безопасность деятельности субъектов образовательной среды.

Сборник статей адресован психологам, педагогам, социальным работ- никам, организаторам системы образования, специалистам ППМС-центров, а также студентам и магистрантам соответствующих специальностей и всем, кто интересуется проблемами безопасности в образования и пси- хологическим сопровождением человека в кризисной ситуации.

Баева И.А. доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель директора — научный руководитель ИЭП МГППУ

Метрики

Просмотров

Всего: 1245
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 27
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0