Внутренняя позиция и социо- и эгоцентрические тенденции в направленности личности подростка

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Внутренняя позиция и социо- и эгоцентрические тенденции в направленности личности подростка // Современные проблемы психологии личности: теория и практика.

Фрагмент статьи

...

Наиболее ярко социо- и эгоцентрические тенденции в направленности личности начинают проявляться в период перехода растущего человека от отрочества к юности. По мнению Л.И.Божович, именно в этот период жизни человека появляется возможность преломления воздействий социальной среды и (сознательного или неосознанного) позиционирования личности (когда человек занимает по отношению к социальной среде определенную внутреннюю позицию).

В связи с этим хотелось бы разобраться в том, в чем конкретно проявляются социоцентрические тенденции в направленности личности  подростков и юношей? Для этого мы будем опираться на феномен социальной желательности. Мы полагаем, что социоцентрические тенденции в направленности личности выражаются в том, что человек стремится оправдать ожидания других, демонстрируя при этом высокий уровень социальной желательности (под социальной желательностью нами понимается степень заинтересованности человека выглядеть «хорошим» в глазах окружающих, заслужить одобрение и оправдывать их ожидания).

Мы предположили, что социальная желательность в подростковый период является необходимым условием для налаживания сотрудничества с другими, а в период юности – показателем конформизма (как отсутствие собственного мнения, выстраданных убеждений, не сложившейся осмысленной системы ценностей и убеждений). Организовав определенные условия и проведя специальное исследование, мы установили, что подростки, более ориентированные на других, желающие быть привлекательными в их глазах достигают посредством проявления социальной желательности наибольших возможностей самореализации и характеризуются высоким уровнем личностной зрелости.

...

Полный текст

Исследование того, что помогает человеку продуктивно жить в современном обществе, какую стратегию в жизни выбрать для полноценной реализации собственных возможностей в период взросления – поиск ответов на эти вопросы приводит нас к изучению проблемы оптимального соотношения эгоцентрированной и социоцентрированной тенденций в направленности личности современных подростков и юношей.

Развивающийся человек постоянно находится в ситуации выбора: приспособиться к окружающим обстоятельствам, требованиям, нормам, и ценностям общества или в большей степени, ориентируясь на собственные цели и ценности, личностные смыслы, самостоятельно строить свою жизнь, проявляя субъектную активность. Человек стремится к самореализации, к тому, чтобы он в жизни личностно «состоялся». Только вот критерии этого «состояния» человека могут быть различны.  В свое время их очень точно и емко сформулировал Э.Фромм, определяя их суть как «иметь» или «быть». Собственный успех в обществе любой ценой или самореализация, направленная на благо общества.

Но, на наш взгляд, именно здесь нарушается диалектическое единство общего и единичного и возникает определенное противоречие. Ведь в первом случае, когда речь идет об «иметь», мы подразумеваем, в том числе и плодотворную жизнь человека в обществе, при условии, что «иметь» не становится единственным смыслом его жизни. И во втором случае, когда речь идет о «быть», то далеко не секрет, что самореализация может иметь формы не всегда благоприятные для общества. В контексте психического развития эта дилемма решается, в том числе, за счет описания таких механизмов развития личности, как, например, идентификация – обособление (Мухина В.С.), адаптация-индивидуализация (Петровский А.В.), идентификация-отстранение (Абраменкова В.В.) и т.д. В то же время, на наш взгляд, очень важным моментом для понимания реального действия этих механизмов - является понятие «внутренней позиции», сформулированное Л.И.Божович. Именно понятие внутренней позиции, определяется Л.И.Божович как своеобразное психологическое образование, возникающее в результате сочетания системы внешних и внутренних факторов, и определяющее то, как ребенок относится к тому объективному положению, которое он фактически занимает или хотел бы занимать в обществе (1). Следует отметить, что внутренняя позиция специфична для каждого возрастного этапа развития человека. Она обусловливает общий характер его переживаний, систему его отношений к действительности и таким образом создает единство и целостность его возрастного психологического облика. В то же время, именно сформированность «внутренней позиции», на наш взгляд, определяется оптимальным сочетанием социо- и эгоцентрических тенденций в направленности личности взрослеющего человека.

Наиболее ярко социо- и эгоцентрические тенденции в направленности личности начинают проявляться в период перехода растущего человека от отрочества к юности. По мнению Л.И.Божович, именно в этот период жизни человека появляется возможность преломления воздействий социальной среды и (сознательного или неосознанного) позиционирования личности (когда человек занимает по отношению к социальной среде определенную внутреннюю позицию).

В связи с этим хотелось бы разобраться в том, в чем конкретно проявляются социоцентрические тенденции в направленности личности  подростков и юношей? Для этого мы будем опираться на феномен социальной желательности. Мы полагаем, что социоцентрические тенденции в направленности личности выражаются в том, что человек стремится оправдать ожидания других, демонстрируя при этом высокий уровень социальной желательности (под социальной желательностью нами понимается степень заинтересованности человека выглядеть «хорошим» в глазах окружающих, заслужить одобрение и оправдывать их ожидания).

Мы предположили, что социальная желательность в подростковый период является необходимым условием для налаживания сотрудничества с другими, а в период юности – показателем конформизма (как отсутствие собственного мнения, выстраданных убеждений, не сложившейся осмысленной системы ценностей и убеждений). Организовав определенные условия и проведя специальное исследование, мы установили, что подростки, более ориентированные на других, желающие быть привлекательными в их глазах достигают посредством проявления социальной желательности наибольших возможностей самореализации и характеризуются высоким уровнем личностной зрелости.

По результатам наших исследований у современных подростков показатели социальной желательности и социально-психологической адаптированности (по методике Роджерса и Даймонд – «шкала социально-психологической адаптированности (СПА)») тесно взаимосвязаны. Как правило, наиболее адаптированные подростки демонстрируют более высокие показатели по шкале социальной желательности (Х2 = 12.51, Р < 0.001). Следовательно, наиболее социально адаптированные подростки (принимающие себя и других, обладающие внутренним локусом контроля, испытывающие эмоциональный комфорт) в межличностных отношениях гораздо чаще проявляют социальную желательность.

В тоже время, в другом нашем исследовании было показано, что социальная желательность в юношеском возрасте характерна для тех, кто не проявляет в полной мере субъектную активность, и отказался от самоактуализации в пользу приспособления к существующим обстоятельствам.

По нашим данным оказалось, что юноши и девушки, выбирающие самостоятельно свой собственный путь в жизни (т.е. «социально адаптированные» по шкале Роджерса и Даймонд), проявили меньшую степень социальной желательности.

Нами были обнаружены статистически достоверные связи между показателями высокого уровня социальной желательности у лиц юношеского возраста (при определении статистически значимых различий использовалась процедура «хи-квадрат» - Х2   = 11.64, Р < 0.001) и низкими показателями по шкале “поддержки” (личностный опросник Шострома – «POI», где высокие показатели по этой шкале означают высокий уровень личностной зрелости человека). Мы установили, что  чем менее выражена социальная желательность у юношей и девушек, тем в большей степени личностно зрелыми они являются.

Это означает, что наиболее личностно актуализируемые юноши и девушки характеризуются низким уровнем социальной желательности. Вероятно,  социоцентрические тенденции в направленности личности в этот возрастной период сменяются эгоцентрическими тенденциями, которые проявляются, прежде всего, как осмысление и признание собственной индивидуальности (здесь в полную меру запускаются механизмы рефлексии), которую теперь представители этого возраста отстаивают во взаимодействии с другими. 

Таким образом, можно утверждать, что показатель социальной желательности, вероятно, является индикатором личностной зрелости у подростка, а в юности, наоборот, становится индикатором успешной адаптивности и пассивного приспособления к обстоятельствам.

Можно предположить, что у подростков этот показатель тесно связан со сформированностью их внутренней позиции и развитостью такого компонента регуляторного опыта человека как преобладание ориентации на сотрудничество со значимыми другими.

Именно в ситуации перехода от отрочества к юности происходит смещение направленности личности от ориентации на других людей (сверстников, прежде всего) к ориентации на собственные смыслы и ценности, к их активной реализации. Происходит окончательный (в рамках подросткового возраста, а не всей жизни) переход от социоцентрических тенденций к эгоцентрическим тенденциям в направленности личности (хотя бы на время), когда человек становится по-настоящему автором собственной жизни.

Таким образом, в отрочестве внутренняя позиция обеспечивает преимущественную ориентацию подростка на значимых других, что, в свою очередь, способствует,  в том числе, и принятию этих других и ориентирует подростка на сотрудничество  с ними (пусть даже часто, весьма поверхностное) вместо соперничества.   В  период же юности, внутренняя позиция, являясь интегрирующей, целостной и системной характеристикой личности, влияет  на усиление эгоцентрических тенденций в направленности личности, препятствуя тенденции социальной желательности в отношениях с другими. Все это,  в конечном итоге способствует благоприятному личностному самоопределению человека в период юности, содействует подлинному становлению его самостоятельности и максимальному раскрытию его возможностей.

 

Литература

  1. Абраменкова В.В. Идентификация-отстранение как механизм развития индивидуальности личности в онтогенезе//Психологические проблемы индивидуальности, Выпуск 2, М., АПН СССР, 1984.
  2. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1976, №6.
  3. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности//Вопросы психологии, 1996,  №1.

Метрики

Просмотров

Всего: 4028
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2