Постановка проблемы личностного выбора в процессе формирования личности

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Постановка проблемы личностного выбора в процессе формирования личности // Современные проблемы психологии личности: теория и практика.

Фрагмент статьи

Проблема личностного выбора, его детерминированности и степени его свободы, самой его сущности и основных условий проявления, вопросы принятия решения в сложных жизненных ситуациях и в опыте повседневности – эти и другие вопросы всегда находились в области внимания психологов различных школ и направлений. Опыт современности, социальная ситуация развития современного человека выводят на первый план проблемы принятия ответственности за собственную жизнь, проблемы принятия решения относительно своего «Я», относительно будущего, которое присутствует в опыте человека уже сейчас – в виде тех возможностей, которые открываются перед ним в каждый момент времени. В связи с этим проблема личностного выбора становится как нельзя более актуальной, и понятие о выборе становится центральным при определении сущности человеческого бытия.

В исследовательской практике, в области практической психологии именно жизнь человека с ее кризисами и ключевыми эпизодами биографии, важными этапами жизни, характеристиками временных перспектив и ориентаций личности, находится в центре внимания и изучения. И если наиболее разработанными являются теории мышления (именно в этой области впервые в психологии была поставлена проблема принятия решения), а также процессы осуществления выбора в ситуации неопределенности (A.Tversky, Ю.Козелецкий, Т.В.Корнилова), то вопрос о собственно личностных детерминантах, проблема личностного выбора, изучена менее полно (Д.А.Леонтьев, Е.Ю.Мандрикова). При всем разнообразии подходов, проблеме личностного выбора не хватает единства, как в плане исследовательских парадигм, так и в терминологическом основании.

...

Полный текст

Проблема личностного выбора, его детерминированности и степени его свободы, самой его сущности и основных условий проявления, вопросы принятия решения в сложных жизненных ситуациях и в опыте повседневности – эти и другие вопросы всегда находились в области внимания психологов различных школ и направлений. Опыт современности, социальная ситуация развития современного человека выводят на первый план проблемы принятия ответственности за собственную жизнь, проблемы принятия решения относительно своего «Я», относительно будущего, которое присутствует в опыте человека уже сейчас – в виде тех возможностей, которые открываются перед ним в каждый момент времени. В связи с этим проблема личностного выбора становится как нельзя более актуальной, и понятие о выборе становится центральным при определении сущности человеческого бытия.

В исследовательской практике, в области практической психологии именно жизнь человека с ее кризисами и ключевыми эпизодами биографии, важными этапами жизни, характеристиками временных перспектив и ориентаций личности, находится в центре внимания и изучения. И если наиболее разработанными являются теории мышления (именно в этой области впервые в психологии была поставлена проблема принятия решения), а также процессы осуществления выбора в ситуации неопределенности (A.Tversky, Ю.Козелецкий, Т.В.Корнилова), то вопрос о собственно личностных детерминантах, проблема личностного выбора, изучена менее полно (Д.А.Леонтьев, Е.Ю.Мандрикова). При всем разнообразии подходов, проблеме личностного выбора не хватает единства, как в плане исследовательских парадигм, так и в терминологическом основании.

Наиболее полно вопросы выбора освещаются в русле экзистенциальной психологии и психотерапии. По мнению одного из родоначальников экзистенциальной психотерапии Р.Мэя, в области психологии на первый план выходит проблема подрыва авторитета воли и принятия решения. Мы можем вспомнить и слова И.Ялома, который утверждает, что в современной психологической практике все острее встает вопрос о принятии человеком персональной ответственности: «На чем бы поставил акцент Фрейд, исследуя современную американскую культуру, – особенно в Калифорнии, где зародились столь многие новейшие терапевтические подходы? Естественным инстинктивным устремлениям дано значительное свободное выражение … Структура, ритуал, границы любого рода – все это безжалостно ликвидировано… Соответственно изменилась картина психопатологии. Классические психоневротические симптомы стали раритетом… У сегодняшнего пациента больше проблем со свободой, чем с подавленными влечениями». Более того, современный человек убежден в том, что, даже если он действительно напряжет свою «волю», примет решение, это ничего не изменит. Отмирание авторитарных, структурирующих институтов, как социальных, так и психологических, приводит человека к конфронтации с собственной свободой, а значит, к конфронтации с принятием ответственности за свою жизнь, к пониманию того, что сама жизнь конституируется выборами человека, иными словами, признанию того, что каждый из нас сам творит себя. Признание ответственности за себя и свою жизнь – ключевой момент для возможности изменений, но именно на этом этапе возникает большое число трудностей. Человек бежит от свободы и от ответственности, делегируя ее другим людям, судьбе, ощущая себя невинной жертвой обстоятельств, временно оказываясь «не в своем уме», а также используя иные формы психологических защит.

П.Тиллих отмечает, что «человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения». Иными словами, независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить свое отношение к собственной судьбе. Сила человека заключается именно в этом – в способности занять определенную позицию, принять конкретное решение, каким бы незначительным оно ни было. Именно поэтому человек в конечном итоге свободен, и не может довериться случаю.

Наиболее точно сущность личностного выбора в экзистенциальном подходе выражена во взглядах Р.Мэя. Он утверждает, что процесс принятия решения присутствует в любом акте сознания. Принятие решения не зависит целиком и полностью от внешней ситуации, и не определяется ей в полной мере. Решение включает в себе фактор случайности, элемент «скачка», движения в новом направлении, которое, возможно, и не было доступно предсказанию. Итак, выбор оказывается в центре вопросов человеческого существования, основополагающей его характеристикой, уникальной особенностью и непременным условием того, чтобы принимать ответственность за собственное «Я». Более того, любой выбор оказывается затрагивающим личность человека, определяющим ее, и, следовательно, любой выбор оказывается личностным. Подобное понимание личностного выбора, хоть и выводит на первый план данное понятие, все же оставляет довольно размытыми границы его теоретического определения и неопределенными - возможности практических исследований в этом русле.

Рассматривая личностный выбор в свете проблем развития человеческой личности, мы можем отметить особое место подросткового и юношеского возрастов, которые традиционно представляются временем принятия решений о себе, собственной личности и своем жизненном пути. В связи с этим, интересно рассмотреть взгляды Л.И.Божович, которые перекликаются с проблемой личностного выбора.

Л.И.Божович следующим образом определяет личность: «Личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой». Кроме того, Л.И.Божович подчеркивает значимость устойчивости взглядов и целей, вне зависимости от их содержания. Следующее важное положение касается отношения внешних и внутренних условий по отношению к поставленной человеком цели. После освобождения от случайных внешних воздействий, следующим этапом становится движение вопреки внутренним препятствиям, которые могут быть преодолены во имя достижения ценности, которая стала целью данного человека. Обращаясь к вопросам развития, Л.И.Божович вслед за Л.С.Выготским отмечает: «Всего этого человек достигает в процессе онтогенетического развития на основе усвоения социального опыта, наполненного человечеством и представленного в культуре общества». Итак, ребенок становится на путь формирования личности, когда перестает быть связанным наличной ситуацией, выходит за ее пределы, преодолевая как собственную импульсивность, так и сопротивление значимых взрослых, и проявляя способность к произвольности, произвольной регуляции собственным поведением. По Л.И.Божович, способности сознательно ставить цели и образовывать намерения являются специфически человеческими функциональными системами. Таким образом, центральным моментом в формировании личности становится развитие мотивационной сферы. Подчеркивая необходимость освобождения от непосредственных ситуативных воздействий, которые человек испытывает, Л.И.Божович тем самым выводит на первый план не только цели, нравственные чувства и убеждения, но также и принятые человеком решения. Иными словами, становление личности как раз и проявляется в осуществляемых ею выборах, которые касаются важнейших сторон жизни, определяют отношение к наличным обстоятельствам, и, используя терминологию Л.И.Божович, составляют внутреннюю позицию, т.е. то, как человек «относится к тому объективному положению, которое он фактически занимает или хотел бы занимать».

А.М.Прихожан и Н.Н. Толстых в статье «Интересная психология»: Л.С.Выготский и Л.И.Божович» отмечаются, что одним из аспектов новизны подхода Л.И.Божович к проблеме личности является понимание свободы как определяющего атрибута личности, которая обусловливает активность позиции, что является одной из важнейших характеристик поведения человека, достигшего уровня личности.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что именно в подростковом возрасте проблемы выбора, проблемы свободы и ответственности выходят на первый план. Нами было проведено пилотажное исследование, основной целью которого было выяснение того, как старшими подростками понимается термин «личностный выбор». Мы просили участников исследования письменно ответить на наш вопрос, закончив предложение: «Личностный выбор – это…». В исследовании приняло участие 87 человек, учащиеся 9-11 классов. Таким образом, нами были проанализированы 87 небольших текстов-определений личностного выбора, и были выделены следующие наиболее частые его характеристики:

  • Личностный выбор – это собственный выбор (участники описывали выбор как «свой», «индивидуальный», «личный», «основанный на личном опыте»);
  • Личностный выбор – это самостоятельный выбор, который совершается «по своему усмотрению», «самостоятельно».

Отдельно стоят вопросы влияния:

  • Личностный выбор – независимый выбор, точнее, он рассматривается только как зависящий от «мнения и убеждений человека», «на него не должны влиять». Однако если влияние и возможно, то это может быть только влияние близких людей.
  • Природа личностного выбора также представляется двоякой:
  • Личностный выбор – особенный выбор, и ему присущи такие характеристики, как «важный», «нужный»;
  • Личностный выбор – любой выбор, «повседневный», «выбор, который мы делаем каждый день.

Давая определение личностному выбору, участники исследования использовали примеры, его описывающие, которые в целом можно свести к следующим основным категориям, которые представлены ниже в порядке, соответствующем частоте их употребления в текстах:

  • Гедонистическая установка («то, что нравится» «то, чего я хочу», «как я захочу», «то, что мне нужно»), которая являлась преобладающей категорией в ответах участников;
  • Социально значимые темы (вопросы обучения, продолжения образования в ВУЗе, проблемы карьеры и т.д.);
  • Темы взаимоотношений со значимыми людьми (друзьями, семьей);
  • Экзистенциальные категории (появление в текстах таких тем, как «будущее», «судьба», «жизненный путь», «способ жизни»).

Отдельно следует отметить влияние формулировки, и весьма частое употребление слов, однокоренных к приведенным в инструкции («выбирать», «личность»), что скорее свидетельствует о недостаточном уровне сформированности представлений о сущности личностного выбора.

Метрики

Просмотров

Всего: 12510
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 16