О механизме, составлящем "внутреннюю логику" развития личности в периоды взрослости

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Салихова Н.Р. О механизме, составлящем "внутреннюю логику" развития личности в периоды взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика.

Фрагмент статьи

...

Ценностно-смысловой рельеф жизненного пространства обнаруживает возрастную специфику [7]. Зафиксировано преобладание барьерных зон в юности, что отражает специфику внутренней позиции человека в начале взрослой жизни, связанную с расширением, завоеванием и освоением социального пространства. В ранней взрослости происходит повышение реализуемости, а в периоды средней взрослости зафиксирована разнонаправленная динамика, зависящая от социокультурных и профессионально-деятельностных детерминант [12].

С изменениями внутренней позиции человека в системе жизненных отношений можно связать и обнаруженный нами факт изменения рельефа жизненного пространства внутри одного возрастного периода в зависимости от фазы развития личности в рамках стабильной социальной ситуации развития [7]. Так, после вхождения в новую социальную ситуацию развития преобладают барьерные смысловые типы ценностей, а в рамках освоеннойреализуемые. Но несмотря на то, что актуально человек еще может продолжать находиться в рамках освоенной социальной общности, подготовка к выходу из нее и ориентация в своем внутреннем переживании на будущую перспективу, переход в новые социальные общности, для которых человек еще «не родился» [13] и степень освоенности которых еще минимальна, также проявляется в преобладании барьерной и понижении реализуемой составляющей в процессах смыслообразования. Это означает, что конструкт барьерности-реализуемости схватывает те аспекты внутренней позиции личности, которые составляют ее субъективно переживаемую сторону, отражающую степень освоенности ею жизненного пространства.

...

Полный текст

Одной из стержневых идей учения Л.И.Божович, последовательно реализованных ею в исследованиях развития ребенка, стало представление о личности как особом психическом образовании, обеспечивающем целостность психической жизни и деятельности человека, позволяющем преобразовывать себя и окружающую среду [1]. В развитии личности в качестве одного из ключевых моментов она рассматривала последовательное преобразование потребностей из натуральных форм в высшие, человеческие в результате их опосредования сознанием и построения целостных мотивационных систем [1; 2]. Для обозначения особого личностного новообразования было введено понятие внутренней позиции. Преломляя и опосредуя воздействия внешней среды, внутренняя позиция становится непосредственной движущей силой развития новых психических качеств и определяет всю систему отношений человека к действительности и самому себе: «... в процессе развития создается собственный внутренний мир ребенка, который выступает для него в роли своеобразной «внутренней среды», достаточно реальной, чтобы стать подлинным источником и фактором его дальнейшего развития» [1, с. 380]. В качестве существенной стороны внутренней позиции выделялось соотношение системы потребностей и стремлений ребенка с его возможностями и требованиями окружения. Конкретное наполнение этих идей было осуществлено на материале развития личности ребенка, хотя Л.И.Божович также были высказаны некоторые идеи о возможном содержании внутренней позиции в периоды зрелости. Следует отметить также то внимание, которое Лидия Ильинична уделяла субъективной стороне мотивации, чувствам и переживаниям как отражению динамических аспектов взаимоотношений человека с окружающей его действительностью, учет которых крайне важен для исследования механизмов развития личности взрослого человека.

Многие из этих идей являются основополагающими и при исследовании развития личности в периоды взрослости, механизмы которого, с одной стороны, имеют черты общего с развитием личности ребенка, но при этом с необходимостью обладают и своей спецификой. Последнюю мы связываем, в первую очередь с тем, что взрослый человек активно строит не только отдельные виды деятельностей, но и собственную жизнь как целостную систему жизненных отношений и деятельностей во временной трансспективе, объединяющей прошлое, настоящее и будущее. Вследствие этого в развитии внутреннего мира личности с необходимостью должны возникать механизмы, осуществляющие эту целостную регуляцию. Исследование личности как субъекта жизни требует выявления структур, которые могли бы обеспечить возможность регуляции жизни в целом, психологических механизмов, ее осуществляющих. Развитие этого перспективного и востребованного практикой направления психологии сегодня требует описания новой феноменологии, выявления механизмов и закономерностей построения человеком своего жизненного мира. Одним из путей, раскрывающих функциональные механизмы организации экзистенциальных пластов жизненного пространства личности, связанных с переживанием как отражением «динамических процессов, составляющих сущность актуально действующих потребностей» [1, с. 139], является исследование феномена барьерности-реализуемости личностных ценностей.

В предложенном Д.А.Леонтьевым [4] понимании личностных ценностей как центральной структуры смысловой сферы личности, являющейся основным источником процессов смыслообразования, мы видим развитие идей Л.И.Божович об опосредовании натуральных потребностей ценностями общества и их трансформации в собственно человеческие источники побуждений [2]. Система личностных ценностей взрослого человека в снятой форме отражает систему его жизненных отношений и деятельностей и создает предметно-смысловое содержание жизненного мира, выделяя в нем значимые объекты, явления, отношения, составляющие жизненное пространство личности.

Динамика жизненного мира может быть описана как движение в системе субъективных пространственно-временных координат личности в форме изменения его ценностного содержания (смена иерархии ценностей, появление новых личностных смыслов и ценностей и трансформация или утрата прежних), и в форме возникающих при соотнесении экзистенциальных ожиданий личности и восприятия актуальной жизненной ситуации линий напряжения жизненного пространства.

В цикле наших исследований в качестве механизма организации жизненного пространства и «экзистенциальной коррекции» жизнедеятельности был выявлен и описан функциональный механизм барьерности-реализуемости личностных ценностей [7-12]. Он задается полярными смысловыми тенденциями согласования и рассогласования важности и доступности ценностей. Согласование выражается в стремлении к сокращению дистанции между параметрами важности и доступности ценности посредством внешней или внутренней (адекватной или компенсаторной) активности личности. В соответствии с ней человек осуществляет то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет, и понижает ценность того, что недоступно. Метафорически ее можно выразить словами известной пословицы: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Психометрическим индикатором этой тенденции является индекс реализуемости – прямая корреляционная связь параметров важности и доступности ценности. Рассогласование выражается в разнонаправленном изменении параметров важности и доступности ценности, повышение одного из них ведет к понижению другого: недоступность ценности увеличивает, а высокая доступность понижает ее важность, соответственно, реализуемое и доступное обесценивается, а недоступное кажется еще более ценным и важным. В этом случае «журавль в небе» будет намного ценнее «синицы в руках», именно потому, что «не пойман», а все, что имеется в зоне доступного, теряет ценность: трудно ценить песок в Сахаре и лед в Антарктиде. Данная тенденция также нашла отражение в русских народных пословицах: «Хорошо там, где нас нет», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Здесь побуждающим фактором является именно недоступность или градиент ее изменения. Эмпирически она фиксируется через индексы проблемности (обратная корреляционная связь важности и доступности ценности) и барьерности (прямая корреляционная связь важности ценности с разностью "важность-доступность"). Тенденции согласования и рассогласования противоположны друг другу и взятые вместе задают континуум барьерности-реализуемости личностных ценностей. Возникая в контексте личностных ценностей, они проявляют дополнительный, инвариантный по отношению к содержанию ценности смысл, кумулирующий в себе эффект оценки рассогласования между мерой важности и доступности ценности и внутренней переработки этого рассогласования, в результате которой личностная ценность приобретает дополнительную смысловую окраску.

Соотношение этих полярных друг другу тенденций определяет смысловой профиль личностной ценности. В ценностно-смысловом содержании жизненного пространства в зависимости от смысловых типов ценностей выделяются различные ценностно-смысловые зоны, конфигурация которых задает его ценностно-смысловой рельеф. Содержание ценностно-смысловой зоны определяется содержанием ценности, а динамическая составляющая – ее смысловым типом.

Закономерности структурирования жизненного пространства личности в аспекте отражения рассогласований между желаемым и возможным в отношении личностных ценностей и сама возможность появления таких механизмов задается особой природой ценностей как аффективно-интеллектуальных образований, в которых как аффективная, так и интеллектуальная составляющие действуют как своего рода гиперобобщения, что отмечается многими авторами [4; 14; 15 и др.]. С одной стороны, ценности существуют в специфической форме обобщенных идей, кристаллизирующих культурно-исторический опыт человечества. С другой стороны, будучи присвоенной человеком в ходе его онтогенетического развития, идея структурирует и регулирует основные источники его побуждений, что соединяет ее с явлениями аффективно-потребностной природы, обобщением и средством означивания которых она становится. В силу высокого уровня обобщенности ценностей дать объективную оценку их доступности или реализованности в жизни, пожалуй, принципиально невозможно. Регулятивная роль ценностей в жизнедеятельности сопряжена с необходимостью обнаружения и опознания содержания ценности в реальной действительности при соотнесении идеи с чувственно-конкретными характеристиками реальных ситуаций и объектов. Поэтому ценности не всегда однозначно и прямо могут быть соотнесены с конкретной жизненной ситуацией и «обнаружены» в ней, что обусловливает неопределенность при оценке их присутствия в жизни. На этой особенности ценностей основывается возможность психотерапевтического воздействия на человека, расширяющее, как это точно выразил Л.Лэнгле, его опыт «прикосновения к ценности» [6].

Ценностно-смысловой рельеф жизненного пространства обнаруживает возрастную специфику [7]. Зафиксировано преобладание барьерных зон в юности, что отражает специфику внутренней позиции человека в начале взрослой жизни, связанную с расширением, завоеванием и освоением социального пространства. В ранней взрослости происходит повышение реализуемости, а в периоды средней взрослости зафиксирована разнонаправленная динамика, зависящая от социокультурных и профессионально-деятельностных детерминант [12].

С изменениями внутренней позиции человека в системе жизненных отношений можно связать и обнаруженный нами факт изменения рельефа жизненного пространства внутри одного возрастного периода в зависимости от фазы развития личности в рамках стабильной социальной ситуации развития [7]. Так, после вхождения в новую социальную ситуацию развития преобладают барьерные смысловые типы ценностей, а в рамках освоеннойреализуемые. Но несмотря на то, что актуально человек еще может продолжать находиться в рамках освоенной социальной общности, подготовка к выходу из нее и ориентация в своем внутреннем переживании на будущую перспективу, переход в новые социальные общности, для которых человек еще «не родился» [13] и степень освоенности которых еще минимальна, также проявляется в преобладании барьерной и понижении реализуемой составляющей в процессах смыслообразования. Это означает, что конструкт барьерности-реализуемости схватывает те аспекты внутренней позиции личности, которые составляют ее субъективно переживаемую сторону, отражающую степень освоенности ею жизненного пространства.

Перенос этого принципа объяснения на показатели барьерности-реализуемости инструментальные ценности позволяет интерпретировать их как проявление освоенности или неосвоенности пространства собственного Я. Преобладание барьерности инструментальных ценностей, когда человек низко оценивает те качества, которые ему доступны, и высоко те, которые считает недоступными для себя, означает неосвоенность собственных личностных проявлений и свойств, тогда как сдвиг к полюсу реализуемости инструментальных ценностей – их освоенность. Эмпирически это было подтверждено на примере исследования жизненного выбора в юности [11], в котором было показано, что выбор в направлении значительных изменений жизненной ситуации и расширения жизненного пространства связан с преобладанием реализуемости инструментальных ценностей, а выбор в направлении «оставить все как есть» – с преобладанием их барьерности.

В наших исследованиях мы также опираемся на сформулированное Л.И.Божович положение о том, что «в психологическом исследовании личности необходимо постоянно иметь в виду то, какую функцию изучаемое психическое явление выполняет в сложной системе взаимодействия человека с окружающей его действительностью» [1, с. 369]. С ее точки зрения переживание отражает состояние удовлетворенности субъекта в его взаимоотношениях с окружающей общественной средой и «выполняет в жизни субъекта крайне важную функцию: осведомляет его о том, в каком отношении со средой он находится, и в соответствии с этим ориентирует его поведение, побуждая субъекта действовать в направлении, уменьшающем или полностью ликвидирующем возникший разлад» [1, с. 141]. Нами получены данные, позволяющие утверждать, что конструкт барьерности-реализуемости отражает работу экзистенциального механизма структурирования жизненного пространства личности, определяя способ пространственной организации ее жизненного мира, который проявляется в характеристиках его «объемности», фигуро-фоновом рельефе, центрации вовне или вовнутрь. Функционируя через механизмы более поверхностных слоев образа мира, он обеспечивает соответствующий экзистенциальному циклу взаимодействия человека с миром режим его настройки [5].

Так, при соотнесении с когнитивными стилями как устойчивыми индивидуальными способами организации личностно нейтральных перцептивных и семантических содержаний обнаружено, что высокая выраженность реализуемости связана с полезависимостью и узким диапазоном эквивалентности, а барьерность – с независимостью от поля и широким диапазоном эквивалентности [10]. В соотнесении с устойчивыми механизмами восприятия и осознания личностно значимой информации – защитными механизмами, позволяющими трансформировать отдельные сегменты образа мира с целью устранения или преобразования информации, субъективно оцениваемой как угрожающей – показано, что сдвиг в континууме барьерности-реализуемости в направлении полюса барьерности прямо связан с высокой выраженностью защитных механизмов компенсации, регресса и замещения [9]. Содержательное пересечение этой триады в отличие от других защитных механизмов обнаруживается в том, что они трансформируют или само действие, направленное на реализацию побуждения (содержание действие и способ его осуществления - в механизмах регресса и компенсации), или изменяют объект, на который оно направлено (смена объекта характерна для регресса и замещения). При этом все они подразумевают активные действия в направлении реализации побуждения, тогда как другие защитные механизмы, не связанные с параметрами барьерности-реализуемости, действуют в основном через трансформацию воспринимаемого образа ситуации. Значит, выраженность барьерности связана с большей приемлемостью действий или объектов, не прямо соответствующих побуждению, тогда как реализуемость отражает стремление действовать, не подменяя ни способы действий, ни объекты другими, менее соответствующими побуждению. В свете этого понятна прямая связь индекса реализуемости с узким диапазоном эквивалентности (для оценки объектов как сходных необходимо весьма точное их соответствие друг другу) и полезависимостью, отражающей чуткость к имеющемуся в наличном «поле». При выраженной барьерности проявляется меньшая требовательность в отношении точного соответствия объектов, что в сочетании с поленезависимостью свидетельствует об ориентации на внутренние побуждения и критерии и широкое, но неточное отражение более объемных зон жизненного пространства.

Все это позволяет говорить, что преобладание реализуемости связано с фокусировкой на ближние планы [3] жизненного пространства, сосредоточенностью на локальном и точном отражении того, что находится в пределах актуально реализуемых жизненных отношений в пределах совокупности осуществляемых деятельностей и их операционально-смысловых и действенных полей. Здесь внутреннее реализуется вовне, и тем самым себя в обретенной предметности растворяет, что обеспечивает погруженность, включенность в свой жизненный мир, отсекает все постороннее. При реализуемости основной фигурой будет ближайшее пространство. Это состояние смысловой опредмеченности соответствует фазе экзистенциальной закрытости. В случае преобладания барьерности структурирование фигуро-фоновых соотношений жизненного пространства диаметрально противоположно. Здесь преобладает ориентация на более дальние планы жизненного пространства, а ближние его планы становятся фоном. Поиск новых возможностей именно как своих требует соотнесения со своими внутренними критериями, поэтому в качестве фигуры выступают и собственные желания, стремления и пр. Это состояние смысловой распредмеченности, экзистенциальной открытости новым смыслам.

Выявлено, что жизненный мир групп «барьерных» и «реализуемых» субъектов отличается как в характеристиках направленности личности, так и в способах осуществления стратегии жизни [8]. Обнаружены существенные различия в ведущих высокоранговых ценностях: ценности материально обеспеченной жизни и здоровья выше в иерархии ценностей в группе «реализуемых», ценности друзей, любви и интересной работы более важны в группе «барьерных». «Барьерные» ощущают себя психологически старше своего хронологического возраста, «реализуемые» – моложе. Обнаружена закономерность поляризации тенденций реализуемости и барьерности в стратегии жизни. Более последовательное и полное воплощение характерной для субъекта тенденции связано с более высоким уровнем осмысленности жизни, большей оценкой ее событийной реализованности, ощущением большего контроля над ней, тогда как смешение этих тенденций – с более низкими уровнями осмысленности жизни, оценки ее событийной реализованности и ощущения контроля над ней.

В целом, барьерность-реализуемость личностных ценностей можно рассматривать как механизм развития взрослой личности, ее жизненного пути и стратегии жизни. Он работает в глубинных структурах личности, соотносящих переживание собственной сущности как средоточия потенциальных возможностей осуществления жизни и реального хода ее реализации в текущей жизненной ситуации. В его функционировании можно выделить режим работы, состоящий в реализации обретенных смыслов и собственных возможностей в жизненном пространстве с отсеканием всего постороннего, и поисковый режим, который включается через переживание исчерпанности возможностей самореализации в актуальном жизненном пространстве, что переводит человека в фазу расширения смысловых горизонтов. Закономерное чередование этих режимов, происходящее как в отношении всей целостности жизненных отношений личности, так и в контексте конкретных жизненных сфер, отражает «внутреннюю логику» развития личности, ее самодвижения в периоды взрослости.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7-44.
  3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.
  5. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) / Материалы международной конференции. – М.: Смысл, 2005. – С. 36-49.
  6. Лэнгле Л. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. № 4. – С. 3-21.
  7. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. – Казань: Издательский центр КГУ, 2005.
  8. Салихова Н.Р. Жизненное пространство личности в зависимости от барьерности или реализуемости ценностей // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 6 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Издательство ТулГУ, 2006. – С.149-165.
  9. Салихова Н.Р. Соотношение барьерности-реализуемости личностных ценностей и защитных механизмов личности // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 7 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. – Тула: Издательство ТулГУ, 2006. – С.163-179.
  10. Салихова Н.Р. Соотношение барьерности-реализуемости личностных ценностей и когнитивных стилей // Поверх барьеров: человек, текст, общение: Тезисы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.А.Леонтьева / Под ред. Д.А.Леонтьева. – М: Смысл, 2006. – С. 101-103.
  11. Салихова Н.Р., Закиева Г.Р. Барьерность-реализуемость личностных ценностей в связи с личностным выбором в юности // «Психология сознания: современное состояние и перспективы». Материалы I Всероссийской конференции, 29 июня – 1 июля 2007 г. – Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2007. – С. 383-385.
  12. Салихова Н.Р. Специфика типов смыслообразования в контексте личностных ценностей и в связи с особенностями профессии // Психологические исследования личности и ее ценностного мира в современном российском обществе. Сборник научных трудов / Ред.-сост. И.М.Городецкая / Отв. ред. Б.С.Алишев, А.Л.Журавлев, М.Г.Рогов. – Казань: КГТУ, 2007. – С. 177-184
  13. Слободчиков В.И., Цукерман Е.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии, 1996, № 5. – С. 38-50.
  14. Emmons, Robert A. The Psychology of Ultimate Concerns: Motivation and Spiritually in Personality. – New York; London: The Guilford Press, 1999.
  15. Nuttin Joseph. Motivation, planning and action: a relation theory of behaviour dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.

Информация об авторах

Салихова Наиля Рустамовна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Института педагогики и психологии, Казанский государственный технологический университет, Казань, Россия, e-mail: Nailya.Salihova@ksu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2762
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 9