Нарушения материнского поведения и его последствия для психического здоровья детей
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Профилактика девиантного родительства
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Кремнева Л.Ф. Нарушения материнского поведения и его последствия для психического здоровья детей // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.
Полный текст
Процесс развития определяется не ребенком, а обществом, при этом центральной фигурой для ребенка младенческого возраста является мать, а в последующие годы невозможно переоценить роль семьи. В числе основных факторов среды, в последние десятилетия неблагоприятно влияющих на нормальное психическое развитие ребенка, следует отметить разрушение культуры семьи и потерю навыков материнского поведения, поэтому задачи возрождения и воспитания семейных традиций, сохранения преемственности национальной культуры семейного воспитания становятся чрезвычайно актуальными (Батуев А.С. 1999, Попцова Е.В. 1995, Крячко А.В. 2011).
Ранний возраст рассматривается в качестве сенситивного и крайне важного периода для личностного развития ребенка. По мнению Джона Боулби (цит. по Кошавцеву А.Г. 2005), ребенку, особенно в период раннего детства, необходимо испытывать близкий эмоциональный контакт и продолжительное взаимодействие с матерью. Поэтому значение качеств личности матери, ее поведения, невозможно переоценить. Так, Рене А. Шпиц и В. Годфри Коблинер (2000) полагают, что невротизация и другие аномалии личности матери, воздействует на незрелую психику ребенка как яд и приводят к развитию у младенца нервно – психических расстройств. Напротив, для нормального развития ребенка Silven M., Vienda M., 1996 (цит. по Кошавцеву А.Г. 2005) к необходимым формам поведения матери относят такие как - гибкость в стиле воспитания, способность побуждать ребенка к игре и умственной активности, эмоциональную доступность и способность понимать и разделять чувства ребенка. Установлено, что только адекватная реакция матери на нужды ребенка определяет формирование у ребенка безопасной привязанности к ней (Кошавцев А.Г.). С этой позиции внимание матери необходимо младенцу для возникновения у него доверия к ней как доброжелательному и надежному представителю внешнего мира, а стало быть, и к миру в целом. В силу чего образ безопасного мира может быть им прочно усвоен и стать частью его собственного внутреннего мира (Бим-Бад Б.М. 2006). В возрасте до двух лет у человека закладывается вера в то, что он принят этим миром, в три-пять лет – вера в себя и стремление творчески реализоваться. Известно, что если нарушается естественное развитие привязанности младенца к родителям, у него нарушается и общее психическое развитие. Это выражается в бедности эмоционального репертуара, подозрительности, повышенной чувствительности, готовности к страхам. У ребенка повышается уровень безотчетной тревоги, в дальнейшем, в ряде случаев, возникает склонность к агрессии и насилию, трудности контактов с людьми.
Следует отметить, что, для большинства российских женщин, несмотря на сохраняющуюся безусловную общественную ценность как семьи, так и детей, воспитание в современных семьях часто не способствует гармоничному развитию детей (Горшкова М.К. и др. 2002; Филиппова Г.Г. 2000).
Нами исследовалась зависимость психического развития детей раннего возраста от характера нарушений материнского поведения. Наблюдалось 103 ребенка в возрасте от 6 месяцев до 4 лет и их матери с нарушенным материнским поведением. Был выделен депривирующий тип поведения матери, обусловленный повышенной тревожностью матери.
Депривирующая мать – это, либо неудовлетворяющая основные жизненные потребности ребенка, либо, напротив, мать, излишне опекающая ребенка, редуцирующая его естественную жизненную активность.
В первом случае причины депривирующего поведения следующие : 1.отвержение; 2. боязнь «избаловать» ребенка; 3. плохое понимание причин поведения ребенка; 4. постоянно меняющиеся лица, ухаживающие за ребенком, 5. депрессия у матери.
1. Отвержение (явное, неявное) как следствие ряда факторов:
-
несоответствие ребенка планируемому «идеалу;
-
изменившаяся семейная ситуация;
-
личностные особенности матери;
-
«чрезмерно занятые матери», с ориентацией, на работу, карьеру, учебу, с доминированием внешних ценностей по отношению к ценности ребенка;
-
перекладывание ответственности за ребенка на учреждения и других взрослых, близких и нанимаемых;
-
дефицит знаний в области психического развития и воспитания детей.
2. Боязнь «избаловать» и, вследствие этого, отсутствие положительного подкрепления любых достижений ребенка. Эти матери были неулыбчивыми, мало разговаривали с ребенком, как на первом году, так и в последующие годы, полагая, что «всѐ понятно без слов»; в силу своих взглядов на воспитание, старались как можно меньше брать ребенка на руки.
3. Плохое понимание причин поведения ребенка. Это наиболее частая форма нарушенного материнского поведения. Оно характеризовалось нечувствительностью к потребностям ребенка и механическим исполнением приемов ухода. В этих случаях матери не подстраивались к ребенку, к его нуждам и, в ряде случаев, не понимали необходимости такой подстройки. Они не направляли его поведение, не структурировала режим сна и бодрствования, не участвовала в его занятиях, у матери отсутствовали ответные реакции на инициативу ребенка. В силу недостатка эмоциональной чувствительности в диаде между матерью и малышом не устанавливался эмоциональный резонанс. Эти же матери часто отличались непоследовательностью требований к малышу. Они, или стремились сделать ребенка «удобным для себя» и настоятельно просили у врачей «успокоительных лекарств», или предъявляли чрезмерные требования к ребенку. В этих случаях имели место физические наказания, порицания, свободное выражение своих отрицательных эмоций при ребенке и т п.
4. Постоянно меняющиеся, ухаживающие за ребенком лица С первых месяцев жизни ребенка это были либо няни, либо разные меняющиеся родственники. Ребенок, по существу, развивался в ситуации материнской депривации. В ряде наблюдений – дети были совсем заброшены, и воспитывались случайными взрослыми.
5. Депрессия у матери.
Депрессивные матери очень плохо чувствуют потребности ребенка, погружены в собственные переживания, формально выполняют действия по уходу. При этом реальная эмоциональная связь депрессивной матери с ребенком отсутствует. Когда депрессивное состояние матерей утяжелялось, заботу о ребенке брали на себя близкие. В этих случаях психическое благополучие ребенка определялось качеством воспитательных мер со стороны родных, заменивших мать.
Второй причиной депривирующего поведения матери была повышенная еѐ тревожность и высокая эмоциональная лабильность. Такие матери излишне без достаточного повода волновались по поводу здоровья и развития ребенка. Подозревали у него те или иные болезни ходили к разным специалистам. Старательно лечились, неукоснительно выполняя рекомендации, либо, напротив, не доверяя результатам обследований, опасались лечения. В то же время внимательно следили за состоянием ребенка, сковывая его естественную психическую активность и инициативу, не спускали его с рук. Тип воспитания в этих случаях относился к гиперопеке. Известно, что в такой ситуации ребенок не чувствует себя в безопасности, а в матери не ощущает надежности. У ребенка начинает формироваться тип поведения в форме элементов парааутизма. Ребенок не обращается к матери и другим взрослым за помощью, не ищет с ними контактов, занимается сам с собой. В диаде складывается избегающая привязанность, либо, напротив, повышенная симбиотическая связь с матерью, не допускающая разлуки.
Последствия материнской депривации различны. Легкая ее степень (если эмоциональная составляющая депривации была неполной), а матери, то удовлетворяли потребности ребенка (полностью или частично), то игнорировали их, у детей проявлялись истероформные реакции. В ряде случаев наблюдались аффект – респираторные приступы. Характерными были признаки парциальной задержки формирования психических функций, наличие выраженного страха посторонних, эмоциональная лабильность. К 2-3 годам формировались начальные проявления личностных расстройств тормозимого типа.
Более выраженная степень депривации отмечалась в тех случаях, когда матери минимизировали усилия по уходу за ребенком, были излишне строги к нему, игнорируя его интересы и потребности, в ряде случаев имело место физическое насилие. Не удовлетворялась и потребность ребенка в новых впечатлениях. В момент кормления с ним не общались, стремились быстрее завершить этап грудного вскармливания и перейти к искусственному питанию. Нередко воспитание целиком вверяли няням, причем часто меняющимся.
У детей этих матерей к концу первого полугодия жизни выявлялись признаки задержки психофизического развития, которые с течением времени становились более грубыми. Речь развивалась плохо, отмечался, гипердинамический синдром в виде диффузной двигательной расторможенности. Аппетит был резко искажен. Дети, либо беспорядочно много ели, без прибавления в весе, либо ели мало с принуждением, с привычными рвотами. Отмечались выраженные двигательные стереотипи. Дети раскачивались, сидя и лежа в постели, прыгали на месте и т п. Истерические реакции были грубо выраженными, со временем возникали соматические заболевания, как правило, протекавшие в тяжелой форме.
Поведение этих детей характеризовалось безразличным отношением к уходу матери, отсутствием страха перед посторонними взрослыми, низким уровнем инициативного и ответного поведения. У них формировался избегающий, небезопасный тип привязанности. В дальнейшем у детей наблюдалось патохарактерологическое развитие личности в виде протестного, психопатоподобного поведения с расторможением влечений и тенденцией к асоциальным поступкам.
Таким образом, отклоняющееся поведение матери является формообразующим фактором психической патологии у детей. Степень выраженности депривационных нарушений зависит от характера детско материнских отношений, задаваемых, прежде всего, матерью. В то же время, коррекция нарушенного материнского поведения, открывает новые возможности для первичной и вторичной профилактики психических расстройств у детей раннего возраста.
Литература
-
Батуев А.С. Начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка. Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. - СПб., 1999. - С. 8-13.
-
Бим-Бад Б.М. Внимание к вниманию // Семья и школа. - 2006. - №7. - С. 18-19.
-
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? /Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. - М.: РОССПЭН, 2002.
-
Кощавцев А.Г. Послеродовые депрессии и материнско–детская привязанность. Монография. - СПб.: СОТИС, 2005.
-
Крячко А.А. Культура родительства в современной России. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - М., 2011.
-
Попцова Е.В. Качества матери, необходимые для психического развития ребенка раннего возраста. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995.
-
Римашевская Н.В., Кремнева Л.Ф. Проспективное исследование материнского поведения и его влияния на психическое развитие детей раннего возраста // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2003. - №3. - С. 7-14.
-
Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
-
Шпиц Р.А., Коблинер В.Г. Первый год жизни. – М.: ГЕРРУС, 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5934
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 32
Скачиваний
Всего: 246
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1