Психическая депривация детей в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

247

Аннотация

Начавшиеся процессы деинституализации ребенка – сироты в нашей стране позволяют отметить, что число таких детей сокращается, они передаются в семьи граждан, в которых получают семейную заботу различной организационной формы. Передаваемый из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую в семью ребенок имеет депривационные нарушения, которые могут характеризоваться различной глубиной и зависят от продолжительности действия депривационных факторов. Дети, оставшиеся без попечения родителей, попадают в специальные учреждения для детей-сирот в различном возрасте, часто по сходным причинам: девиантного родительства. Каждый ребенок имеет собственный набор депривационных последствий, индивидуальную степень травматизациии, различную потребность в компенсирующих воздействиях. Общепризнано, что чем меньше возраст ребенка, тем успешнее можно восстанавливать нарушения привязанности ребенка к значимому взрослому. Каждый воспитанник учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет собственный семейный опыт с различной степенью его дефицитарности и деструктивности. Нами было предпринято исследование сферы психических состояний: тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности ребенка-сироты.

Общая информация

Рубрика издания: Сопровождение детей и молодых людей уязвимых категорий в различных условиях социализации

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кольтинова В.В. Психическая депривация детей в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.

Полный текст

Начавшиеся процессы деинституализации ребенка – сироты в нашей стране позволяют отметить, что число таких детей сокращается, они передаются в семьи граждан, в которых получают семейную заботу различной организационной формы. Передаваемый из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую в семью ребенок имеет депривационные нарушения, которые могут характеризоваться различной глубиной и зависят от продолжительности действия депривационных факторов. Дети, оставшиеся без попечения родителей, попадают в специальные учреждения для детей-сирот в различном возрасте, часто по сходным причинам: девиантного родительства. Каждый ребенок имеет собственный набор депривационных последствий, индивидуальную степень травматизациии, различную потребность в компенсирующих воздействиях. Общепризнано, что чем меньше возраст ребенка, тем успешнее можно восстанавливать нарушения привязанности ребенка к значимому взрослому. Каждый воспитанник учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет собственный семейный опыт с различной степенью его дефицитарности и деструктивности. Специалисты отмечают, что такие дети имеют все формы депривации: сенсорную, когнитивную, эмоциональную, депривацию идентичности [2]. Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье. Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжѐлые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, учѐные высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребѐнка на всю жизнь. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, нарушении произвольной регуляции, в формировании глубоких нервно-психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов [4]. Нарушение адаптации и социализации в условиях интернатного учреждения, по мнению специалистов, может быть обусловлено следующими факторами: ограниченностью социальных контактов, однообразием, типичностью взаимодействий и отношений, неучастием в организации экономической стороны собственной жизнедеятельности (бюджет, расходы), незнанием социальных ролей и их динамики в жизни личности (сын – отец, мать – дочь и т.д.) [4].

Не решаемые вовремя задачи адаптации ведут к формированию социально незрелой личности – психическому инфантилизму. Происхождение психического инфантилизма имеет сложную биологическую и социальную природу, но социальный фактор более значим. К признакам социально незрелой личности можем отнести сенсорную жажду – стремление как можно больше узнать, увидеть, вкусить, стремление не приобрести знаний и опыта, а приобретение ради приобретения; романтическую страсть к приключениям, их постоянный поиск, азарт; страсть подражания, отсутствие и боязнь самостоятельного выбора даже жизненно важных сфер, таких как профессия, «стадное чувство»; чрезмерную обидчивость, детскость в поведении; поступки по первому побуждению, безудержность в удовлетворении потребностей и желаний, в том числе и пищевых, материальных и т.д., действуют по форме «захотел – сделал - подумал»; беспечность, нежелание доводить начатое дело до конца; преобладание игровых интересов; легкую, быструю пресыщаемость деятельностью.

Установлено, что наиболее пострадавшей в структуре личности ребенка-сироты является аффективно-личностная сфера, сфера эмоций и привязанностей, ребенка, оставленного без попечения родителей. У детей, воспитывающихся в учреждении интернатного типа (доме ребенка, детском доме, школе – интернате с постоянным пребыванием), развитие эмоциональной сферы страдает по целому ряду характеристик. У них меньше эмоций по количеству, качеству, чем у детей из семьи, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. В международном классификаторе болезней депривационные симптомы объединены диагнозами «реактивное расстройство привязанности» и «расторможенное расстройство привязанности» [3].

Отсутствие системы аффективно-личностных связей, их подмена формальными, поверхностными отношениями, складывающимися в процессе ухода между персоналом и воспитанником дома ребенка, воспитателями и учителями школ-интернатов и детских домов приводит к тому, что ребенок не научается разделять свои переживания с взрослыми, от чего сами эти переживания остаются недостаточно глубокими и яркими. Преобладание объектного отношения к взрослому лишает ребенка средств, позволяющих 160 преодолевать с помощью взрослого страх, а также и стимула к активной познавательной деятельности. Отсюда как следствие задержки и искажения в личностном развитии детей и их познавательной активности.

Сфера общения с взрослыми у детей – сирот характеризуется напряженными потребностями общения. На фоне стремления общения с взрослым и одновременно повышенной зависимости от взрослых особенно обращает на себя внимание агрессивность воспитанников детского дома по отношению к взрослым. Это говорит о неумении взять на себя ответственность за процесс общения, за то, как в нем складываются отношения, а также демонстрирует потребительское отношение к взрослым, тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих.

Нами было предпринято исследование сферы психических состояний: тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности ребенка-сироты.

При изучении психических состояний воспитанников детского дома обнаружено, что 37 % воспитанников характеризуются высоким и средним уровнем тревожности. Полученные данные свидетельствуют о том, что более трети воспитанников испытывают беспокойство, тревогу как в новых и так привычных условиях, сомневаются в своих силах. В результате исследований психического состояния фрустрации установлено, что 68 % опрошенных воспитанников испытывают состояние блокировки, т.е. невозможности удовлетворить базовые психологические потребности: в любви, защите, признании. Дети считают себя отверженными, изгоями, никому не нужными людьми. В психологии это состояние называется фрустрацией. Состояние фрустрации сопровождается защитным поведением, сопровождаемым различными формами психологической защиты, среди которых регрессивное поведение, рационализация, депрессивные поведенческие реакции, но наиболее частой формой для таких детей является агрессивное поведение. По результатам нашего исследования 53% отмечают у себя высокий и средний уровень агрессивности, которая может проявляться в различных формах, быть адресованной сверстникам, взрослым и даже самому себе.

При изучении психических состояний воспитанников детского дома выявлено, что они характеризуются высоким уровнем ригидности психики (72% воспитанников имеют высокий и средний уровень ригидности), т.е. устойчивости, консервативности приобретенных привычек, форм поведения, в том числе и социально негативного, деструктивного и даже опасного содержания.

Мы видим признаки психического неблагополучия, дисгармонии внутреннего мира воспитанников детского дома, порожденных их статусом социального сиротства, переживанием реальной отверженности живыми родителями и близкими родственниками. Специалисты называют этот симптомокомплекс «синдромом сиротства», связанный с потерей любви и привязанности ребенка к матери. На основе этого чувства у ребенка формируется особое отношение к миру, нарушается отношение привязанности, недоразвиваются социальные навыки, развивается эмоциональная глухота. Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается как самое тяжелое и самое труднокомпенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к людям и к самому себе, нежелание познавать мир, лишает ребенка возможности нормального психического, социального и сенсорного (потребность в разнообразных впечатлениях) развития.

Наблюдая детей, изъятых из девиантной семьи в дошкольном детстве, мы отмечаем, что в своих рассказах о семье, ее членах и матери дети сохраняют в памяти только благополучные черты и события, всячески нивелируют образ родителей, стараются, как могут, оправдать сам факт нахождения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С полной убежденностью тринадцатилетняя девочка утверждает, что мама не может ее взять в семью, т.к. перенесла тяжелую операцию аппендицита, последствия которой не преодолены в течение шести лет, которые она находится в детском доме, также удивительными по своей защитной силе звучат их рассказы о ремонтах, командировках родителей, их чрезвычайной занятости на работе и пр.

Детям, воспитывающимся вне семьи, свойственна бедность эмоционального и социального опыта, недоразвитие общения, образного мышления, несформированность образа «Я», неуверенность в себе, отсутствие жизненной перспективы, что приводит к депривации идентичности. Личностная депривация воспитанников детских домов и интернатов заключается в нарушении отношения к самому себе, в формировании своего «Я». В исследовании мы обнаруживаем, что у них преобладает либо заниженная самооценка, либо завышенная.

Социокультурная депривация заключается в недостатке либо фрагментарности социального взаимодействия детей, оставшихся без попечения родителей, с другими людьми, прежде всего с взрослыми. Л.С.Выготский говорил: «в ходе общения и совместной деятельности в условиях детского дома не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем всѐ течение психических процессов личности ребѐнка лишенного семейного окружения». Специалисты утверждают, что отношение к будущему, жизненные планы, временная перспектива во многом определяется «социальной ситуацией развития» ребѐнка. Проблемы социального характера ребенка, оставшегося без попечения родителей, проистекают из социального статуса ребѐнка – он «ничей» ребѐнок. Для поступающих в интернатные учреждения детей характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде новым обстоятельствам. Ограничения социальной активности ребѐнка, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности не способствуют усвоению им социальных норм и социального опыта. Воспитанники детских домов не готовы решать самостоятельно проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и иных жизненных ситуаций. Он не может на основании накопленных знаний самостоятельно конструировать правила и нормы поведения и руководствоваться ими в обществе [5].

Для повышения уровня сенсорного, интеллектуального и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах и интернатах предпринимаются попытки совершенствования процесса социализации личности, такие как: создание материальной базы для комфортного проживания воспитанников, обстановки, приближенной к домашней – это благоустроенные спальни, игровые комнаты, классы для учебных занятий; создание обогащенной развивающей среды: компьютерный класс, тренажерный зал, изостудия, кабинет социально – бытовой ориентации, библиотека; активизация развивающего потенциала окружающего позитивного социума: сотрудничество с спортивными школами, учреждениями культуры, привлечение волонтерских молодежных организаций и др.

Обогащенная сенсорная и коммуникативная среда, разнообразные культурно- досуговые, просвещенческие мероприятия, различные виды творчества, организуемые для детей-сирот, усилия многочисленных специалистов: социального педагога, психолога, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, организующие работу образовательных и развивающих кружков, факультативов и секций, оказываются мало эффективными.

Работа педагогических коллективов школ-интернатов и детских домов, которые стремятся дать детям как можно больше знании и умений, необходимых им в дальнейшей жизни, часто встречает сопротивление, безразличие воспитанников. Они индифферентно относятся к самым ярким, эмоциональных, эстетически насыщенным событиям, которые они проживают в интернатном учреждении, часто не сохраняют в памяти эти события, либо потребительски требуют их организации. Мы считаем, что данное обстоятельство связано с неудовлетворением базовой потребности в безопасности, с отсутствием сопровождения другой эмоциональной природы – семейной заботы, наполненной любовью и привязанностью.

Пребывание детей в учреждении для сирот усугубляет депривацию, искажает развитие личности ребенка, оставшегося без попечения родителе, в силу сниженной доверительности общения и сопровождения, его групповой, а не индивидуальной направленности, формальности и непостоянства контактов со взрослым (у воспитателя – это функциональная обязанность, состав воспитанников может меняться), жесткая регламентация поведения и деятельности воспитанников, режимный характер учреждения, а также фиксированный социальный статус ребенка как оставшегося без попечения.

В условиях процесса подготовки замещающих родителей считаем необходимым освещать проблему депривации ребенка, оставшегося без попечения родителей, раскрывать для потенциальных замещающих родителей механизм возникновения данного болезненного переживания ребенка, системный характер этого явления, а самое главное, необходимо научить преодолевать симптомокомлекс сироты. В школе приемных родителей необходимо сформировать умения по созданию развивающей среды, персонифицированного жизненного пространства, отвечающиго таким ведущим потребностям детей, как потребности в любви, безопасности, защищенности, впечатлениях, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности, динамичности, открытости. Замещающим родителям следует раскрыть богатый воспитательный потенциал таких средств как общение, бытовой семейный труд, семейные традиции, социальное обучение, игра, совместная деятельность.

Процесс воспитания детей, принятых в замещающую семью объективно будет сопряжен с рядом трудностей, потребует определения индивидуальной траектории развития для каждого, совокупности методов и технологий сопровождения, выделения показателей успешности замещающей семейной заботы, среди которых мы выделяем наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений; степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной и трудовой деятельности; уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.); разнообразие и глубина полезных интересов; адекватное отношение к воздействиям, оказываемым замещающими родителями, наличие эмоционального контакта, процесса формирования привязанности; внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия; навыки саморегуляции поведения волевые качества. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении; внешняя культура поведения (аккуратность, культура речи, вежливость); преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).

Литература

  1. Возрастные особенности психического развития детей. / Под. ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2000.
  2. Лангмейер З. Матейчек Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984.
  3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006.
  4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990.
  5. Сидорова Л.К. «Организация и содержание работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». - М.: Гардарики, 2004.

Информация об авторах

Кольтинова Вера Викторовна, кандидат психологических наук, Доцент, педагог-психолог Удельнинского специализированного (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, Россия, e-mail: koltinova-w@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 12325
В прошлом месяце: 72
В текущем месяце: 47

Скачиваний

Всего: 247
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1