Обзор статьи J. Elliott & J. Tudge The impact of the west on post-Soviet Russian education: change and resistance to change // Comparative Education. Vol. 43, no. 1, February 2007, pp. 93-112.
Образование тесно связано с изменениями; это вмешательство, интервенция, направленная на мышление учащихся с целью изменить их представления о тех или иных аспектах окружающей реальности. В современном мире, где межкультурные влияния давно стали нормой, легко занять точку зрения, что образовательные практики, эффективные в одной культуре, можно успешно перенести в другую. Данная точка зрения – универсалистская (universalistic) – не принимает во внимание специфику каждой конкретной культуры (particularistic), ее историю, ценности, убеждения.
Говоря о «советском наследии» или «влиянии Запада», необходимо осознавать, что и российское, и американское общество в целом и системы образования в частности – не однородны. И в коллективистском советском обществе были дети из номенклатурной среды, росшие в атмосфере индивидуальных достижений, и в «индивидуалистичном» США существовали и существуют социальные группы, ставящие на первое место не индивида, а сообщество (community).
Часто популярность той или иной теории или концепции образования определяется не тем, какой образ будущего в ней «запрограммирован», а соответствием ее духу времени (Moseley, 2005). Поэтому обращение к зарубежным образовательным практикам является причиной некоторых социальных изменений, но в еще большей мере – их следствием. Реформы образования могут быть следствием глобальных тенденций развития индивидуализма, ценности личного выбора, разрушения традиционных связей – как неизбежных составляющих культуры постмодерна (Giddens, 1991; Inglehart & Welzel, 2005).
Но зарубежное влияние на российское образование не ограничивалось «экспортом ценностей». Западные образовательные практики влияли на трансформацию системы образования за счет падения «железного занавеса» и начала активного сотрудничества с зарубежными специалистами по образовательной политике и образовательным стандартам, а также прихода в Россию крупных международных организаций, таких как Всемирный Банк, Фонд Сороса, Британский Совет, Фонд Карнеги, отстаивающих необходимость образовательных реформ. Их помощь часто позиционировалась как ценностно-нейтральные, не зависящие от контекста модели, хотя, по сути своей, отражали определенный взгляд на мир, в котором важная роль отводилась демократической педагогике, подходам, центрированным на учениках (learner-centredness) и свободе личности как необходимым предпосылкам успешного функционирования человека в капиталистическом обществе (Tabulawa, 2003).
Для анализа влияния зарубежных образовательных практик и ценностей на российское образование Дж. Эллиотт и Дж. Тьюдж обращаются к теории У. Бронфенбреннера, которая далеко не ограничивается констатацией влияния микро-, мезо- и макросоциального контекста на развитие. В более поздних работах У. Бронфенбреннер включает в свою модель четыре фактора: Процесс, Личность, Контекст и Время. Первый из этих факторов – проксимальные процессы (proximal processes) – это взаимодействия между активным развивающимся индивидуумом и людьми, объектами или символами в его непосредственном окружении (Bronfenbrenner, 2005). Проксимальные процессы названы им «двигателями развития», потому что они лежат в основе повседневной деятельности, в которую человек вовлекается постоянно, все в более и более сложных формах. Проксимальные процессы находятся под влиянием контекста (системы), в котором они разворачиваются.
Внешне российские школьники 1990-ых гг. сильно изменились по сравнению со своими сверстниками предыдущего десятилетия: они с удовольствием открывали для себя западную культуру – кино, спорт – а по возможности и рынок, при этом финансовые возможности старшеклассников, одетых во все «импортное», явно превышали зарплату их учителей. Однако не все изменения макро-уровня одинаково сильно повлияли на микро-системы – старые паттерны деятельности (проксимальные процессы) продолжались, учитывая, что их участники – учителя – остались прежними. Несмотря на наплыв «западных» ценностей, постсоветская школа продолжала свою работу, опираясь на сильные стороны школы советской. Ученикам по-прежнему прививались трудолюбие, дисциплина, им приходилось равняться на высокие образовательные требования. Школа пережила социальные потрясения 1990-ых и оставалась островком стабильности в стремительно меняющейся макросистеме.
Дж. Эллиотт и Дж. Тьюдж считают акцент на демократичных образовательных практиках важнейшим отличием американской педагогической традиции от советской. Ценности американской педагогики – выбор, личная активность и инициатива (individual agency), ориентация на индивидуальные особенности и потребности учеников, приоритет самоконтроля перед внешним контролем со стороны взрослых – на первый взгляд, противоречат российским образовательным традициям. Российские дети с трехлетнего возраста учатся «жить в коллективе» детского сада, то есть сотрудничать, уважать интересы группы и слушаться руководящего ей взрослого. Авторитет учителя – один из «столпов» школьных правил.
В советском образовании также существовали традиции ученического «самоуправления»: использование старост и дежурных для поддержания порядка в классе и оценки поведения одних детей другими. Но цели и задачи их деятельности устанавливались взрослым, а свобода выбора была весьма ограничена. Зарубежные авторы, в свою очередь, делают акцент на аутентичности мотивации (т.е. личностной значимости для детей и искренней их заинтересованности), которая должна вести к уменьшению пассивности, возрастанию чувства контроля и удовлетворенности от деятельности (Yair, 2000; Seifert & O’Keefe, 2001).
Однако эти разные практики – и передача большой доли детям самостоятельности, и «встраивание» их в школьную иерархию и классный коллектив – служат общей цели, а именно развитию у учеников саморегуляции (self-regulation), произвольности поведения, и советское образование показало свою эффективность в определенных аспектах.
В сравнительных исследованиях отмечается высокий уровень дисциплины и порядка в советских, а затем и российских школах (Bronfenbrenner, 1967; Muckle, 1990; Alexander, 2000; O’Brien, 2000; Elliott et al., 2005). Международная программа оценки учащихся (Programme for International Student Assessment (OECD, 2003)), в которой приняли участие более 250 тыс. учащихся из 41страны, показала: российские школьники реже большинства своих сверстников оказываются в ситуациях «срыва» уроков из-за шума или беспорядков, а также медленной подготовки к уроку.
Идея о том, что «западные» образовательные практики будут эффективно работать в российской школе, основывается на допущении, что они уже эффективно работают в той среде, в которой возникли; что индивидуализм и самоорганизация не создают проблем при воплощении их в жизнь в школах США. Александер (2000) описывает трения в школах штата Мичиган, где организационная сложность и демократичные правила ведут к тому, что ученики часто отвлекаются и бросают вызов учительскому авторитету. Поэтому дисциплинарные воздействия (monitoring) приходится применять не намного реже, чем обучающие (instruction).
«Культура преподавания, в основе которой лежат демократические ценности, не просто могут обсуждаться или подвергаться критике. Это должно происходить по определению. […] это готовый рецепт если не для возникновения конфликта, то, по крайней мере, для постоянного «прощупывания» границ» (Alexander, 2000, pp. 385-386).
В то же время, не все декларируемые ценности макро-уровня ложатся в основу практик на микро-уровне, влияют на проксимальные процессы.
Потребность в изменениях?
С большим уважением относясь к высоким уровням успеваемости и дисциплины в советских школах, зарубежные исследователи критиковали идеологическое давление, сводящее к минимуму противоречия и возможности их обсуждения, подавляющее индивидуальность учеников. Несмотря на академическую успеваемость, советские ученики менее эффективно применяли свои знания на практике (Eklof, 2005). Ученики, чье поведение признавалось школьной администрацией «дезадаптивным», испытывали на себе особо жесткий контроль, переживали отчуждение от учебного процесса (Froumin, 2005). Пассивность слабо мотивированных учеников приводила не к уходу из школы, как в США, а к «отсиживанию» требуемых сроков обучения (Markowitz, 2000). В то же время, определенная авторитарность социальных институтов – привычная ситуация для России, поэтому российские школьники могут принимать ее как должное (Glowka et al., 1995), а не как ограничение свободы.
Закон ЗФ «Об образовании» (1992) декларирует такие ценности как «расширение возможностей для профессионального самоопределения», «демократизация отношений» и «гуманизация» образовательного процесса. Однако учителям не стало яснее, как внедрить эти ценности в практику; у них не появилось мотивации для пересмотра своих профессиональных знаний и навыков (Elliott et al., 2005). Часть учителей встала в оппозицию к реформам, отстаивая традиционные ценности в образовании. Мнения родителей также разделились.
Оценка изменений
В рамках проекта «Культурная экология детства» (Cultural Ecology of Young Children project, Tudge et al., 2000) с родителями школьников в г. Обнинске проводились интервью на тему изменений в жизни их детей. Родители из малообеспеченных семей преимущественно отмечали важность дисциплины как позитивного фактора. Родители из развивающегося «среднего класса», напротив, приветствуют свободу выбора, проблемное и развивающее обучение. Демократизация отношений в классе оказалась наиболее эффективной в так называемых «элитных» школах. Результаты опроса родителей, проведенного Фруминым с соавт. (1995; 2005) показали, что 45% респондентов видели в гуманизации обучения вред, называя строгость и высокие требования наиболее важными качествами педагога. Энтузиазм в отношении «экспериментальных» образовательных программ в родительской среде снизился с 70% желающих обучать ребенка по такой в программе в
Инструментальное отношение к образованию как средству решения ряда экономических задач сосуществует с верой в значимость образования как пути развития культурной личности (Hufton et al., 2002). Исследования Хафтона в начале и в конце 1990-ых гг. в Санкт-Петербурге показали весьма незначительные изменения в отношении школьников к образованию. На уровне вузов представления о важности определенных дисциплин для экономического благополучия выразились в изменении предпочтений абитуриентов (Rutkevich, 2000). В то же время многие ученики, не видя связи между академическим образованием и благосостоянием, считали, что школа не готовит их к жизни в новых экономических условиях.
Разрушение прежней системы ценностей дало основания для беспокойства о моральном развитии молодых людей. Например, число убийств, совершенных несовершеннолетними, за период с 1985 по 1994 гг. выросло на 150%. В сравнительном исследовании самоотчетов школьников 35 стран (Pickett et al., 2005) российские мальчики оказались на третьем месте по частоте эпизодов драк и физического насилия в школе.
Усиление акцента на соревновательности и индивидуализме нашло свое выражение в ряде структурных реформ российской системы образования. Это привело к возникновению социальной иерархии и неравенства в образовании (Konstantinovskii & Khokhlushkina, 2000):
-
Рыночная экономика неизбежно привела к возникновению отбора в престижные школы, где более способные (или более состоятельные) ученики занимаются под руководством более квалифицированных педагогов, пользуются более основательной материальной базой и т.д.
-
Педагоги и учреждения в целом стали инвестировать больше сил и средств в обучение тех детей, чьи способности обещают большую отдачу.
-
Возникшее деление на «успешных» учеников и «неудачников» привело к отчуждению тех, кто оказался «неудачником».
В результате запускаются механизмы социальной изоляции, что на уровне школы выражается в повышении числа детей и подростков, бросающих школу или не желающих продолжать образование.
Возвращаясь к теории Бронфенбреннера, проксимальные процессы (педагогическая практика, взаимодействие учителей с учениками, учеников друг с другом и др.) подвергаются влиянию как со стороны участвующих в них индивидов, так и со стороны контекста: микросистем (класс, школа) и макросистем (регион, социальный класс). При этом маловероятно, что масштабные изменения на уровне макросистемы, произошедшие в России, быстро проникнут в практику микроуровня, которая складывалась десятилетиями. Еще менее вероятной выглядит перспектива «импорта» базовых ценностных предпосылок, лежащих в основе системы образования.