Представление школьников о понятиях «знания» и «информация»

Аннотация

The article analyses the influence of modern information society on education as well as the perception problems of knowledge and information of teens and seniors. The problem of understanding the concepts of «knowledge» and «information» is presented.

Общая информация

Ключевые слова: знания, информация

Рубрика издания: Психологические проблемы образования в условиях информатизации и компьютеризации общества

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Плохих О.В. Представление школьников о понятиях «знания» и «информация» // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Развитие общества, быстрая смена технологий порождают новые проблемы. Все пробле­мы, которые возникнут в будущем, невозможно предугадать, так же как нельзя было прогнозиро­вать проблемы, c которыми сталкивается наше общество в настоящий момент. Вопрос «Вошла ли Россия в фазу “информационного” общества или находится на пути к ней?» является спорным. В.Г. Николаев определяет информационное общество двумя критериями:

1) превращение информации в основной товар;

2) разрастание информационного поля, значимого для индивидов в их повседневной жизни [1].

Автор приводит аргументы, которые не позволяют до конца отнести российское общество к информационному. Тем не менее российское общество можно назвать информационным. Одним из аргументов может служить доступность Интернета в современной России не только в столице, но и в провинции.

Определенный интерес представляет проблема положительного влияния широкого развития информации на все сферы общества, в том числе и на образование. Из десяти процессов, выделен­ных А.П. Огурцовым и В.В. Платоновым, шесть можно рассматривать как доказательство влияния широкой информатизации на образование:

  • возникновение новых каналов связи за счет слияния телефонных и компьютерных систем;
  • замена бумажных носителей информации на электронные средства;
  • развитие телевизионной кабельной сети;
  • трансформация способов хранения информации;
  • развитие телекоммуникационной и информационной глобальной сети [2, с. 33–34].

Результатом влияния такого развития информационных технологий авторы считают фор­мирование новой системы ценностей, политических и социальных норм современного общества, «…где знание оказывается сосредоточием культуры, освобождающейся от традиционных пут. Глав­ной ценностью оказывается ценность, воплощенная в знании и создаваемая знанием». Кроме того, авторы ставят в пример работы с информацией опыт других стран: «В развитых обществах соз­даны не только информационные технологии, но и индустрия знаний, где образование становит­ся самой большой и наукоемкой отраслью индустрии, а знание – ведущей ценностью культуры» (Там же, с. 35).

Обращаясь к образованию в этом ключе, В.М. Розин утверждает: «Если иметь в виду даль­нейшее ускоренное развитие процессов, характерных для техногенной цивилизации, то в плане тре­бований к целям и содержанию образования можно указать на три основные группы: во-первых, новое понимание знаний и способов их получения; во-вторых, необходимость учитывать контек­сты знаний; в-третьих, формирование в науке и образовании особого слоя – методологического» [3, с. 48]. Большую роль автор отводит Интернету.

Разделяя точку зрения В.М. Розина, необходимо обозначить проблему, существующую в на­стоящее время. В последние пять лет старшие школьники и подростки в городах со средним уров­нем жизни, небольшим населением в связи с развитием повышенного уровня информированности попали в двусмысленную ситуацию. С одной стороны, наличие активной формы получения инфор­мации – Интернета – дает возможность школьникам расширить свой интеллектуальный потенци­ал, с другой – они получают готовую информацию, далеко не всегда «пропуская ее через себя», и, как следствие, изменения в системе знаний могут так и не произойти. Зачастую возникает непри­ятие школьниками необходимости прикладывать усилия для получения знаний. По нашим наблю­дениям, многие учащиеся даже в 11-м классе не понимают, в чем различие между информацией и знаниями, не могут выделить признаки, по которым их можно сравнить. Предпочтение старше­классники отдают информации, обосновывая это тем, что любую информацию можно получить с помощью интернет-поисковиков.

Для изучения данной проблемы было проведено пилотное исследование учащихся 11-го класса, выпускников средней школы. В результате опроса учащиеся должны были самостоятельно определить признаки, по которым можно различать понятия «знания» и «информация». При этом 5% выпускников определили 4 признака различия; 28 – смогли выделить 2–3; 39 – не определили признаки, но выяснили, что это разные по сути и содержанию понятия; 28% отождествляют поня­тия «знания» и «информация».

Результаты исследования показывают, что только 5% выпускников достаточно четко разли­чают понятия «знания» и «информация». Для коррекции этой проблемы в процессе обучения не­обходимо разъяснять учащимся различия между понятиями «знания» и «информация», мотивиро­вать старшеклассников на приобретение знаний путем преобразования большого потока информа­ции, обсуждать с ними приоритетность знаний перед информацией.

Очевидно, необходимо с раннего возраста создавать условия, позволяющие школьникам вы­работать адекватное отношение к информационным потокам, а не перекрывать их. Выскажем ги­потезу, что важным условием для преобразования информации в устойчивые знания являются уме­ния обрабатывать несколько источников информации, определять ее достоверность, рассматривать различные точки зрения и выделять единственно верную или выбирать допустимые версии. Про­верке высказанной гипотезы предполагается посвятить дальнейшие эмпирические исследования.

Литература

  1. Николаев В.Г. Информационная среда повседневной жизни и гражданское общество в современной России: тезисы для дискуссии // Ломоносовские чтения 2002 г. М., 2002. Т. 1.
  2. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. хх век. СПб. : РхГИ, 2004.
  3. Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2007.

Информация об авторах

Плохих Оксана Вячеславовна, соискатель каф. проф. педагогики и психологии Кур. гос. ун-та, зам. директора по НМР, учитель ИЗО и черчения СОШ № 28 с углубленным изучением отдельных предметов г. Курска., e-mail: sader100zent@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1856
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0