Интернет-зависимость как стремление к одиночеству
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интернет-зависимость, коммуникативные способности, чувство одиночества
Рубрика издания: Психологические проблемы образования в условиях информатизации и компьютеризации общества
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Рогов Е.И., Рогова Е.Е. Интернет-зависимость как стремление к одиночеству // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Интернет по сути является формой коммуникации, поэтому особый интерес вызывают его взаимосвязи и место в структуре коммуникативных склонностей человека. Интернет-коммуникация предоставляет дополнительные возможности для реализации межличностных отношений, что проявляется в выборе форм общения, собеседников и тем для разговора, обеспечивая самореализацию путем наименьшего риска и в наиболее защищенных условиях. Здесь не рассматривается вынужденная интернет-зависимость, вызванная, скажем, ограниченными возможностями для общения (инвалидность, например).
До появления Интернета отказ от социальных контактов провоцировал уход в себя, возникновение чувства одиночества, уединения. В настоящее время одиночество замещается виртуальным миром. Вероятно, между внутренним и виртуальным миром личности нетрудно найти некоторые параллели, такие как, например, доступность, безопасность и простота использования. И в том и в другом случае выражен конфликт между стремлением к людям и их избеганием. Разрешить этот конфликт можно в своем воображении или найти в Интернете, который привлекает возможностью без всякого риска как завязывать общение, так и заканчивать его в любой удобный момент.
Для исследования связи между коммуникативными склонностями и переживанием одиночества у интернет-зависимых лиц было опрошено 100 человек (мужчин и женщин) в возрасте от 18 до 35 лет, жителей разных городов России и ближнего зарубежья. Все эти люди имеют свободный доступ и к Интернету и умеют им пользоваться. Опрос проводился по Интернету при помощи следующих форм связи: электронной почты, ICQ, скайпа, личной почты на форумах, где было вывешено объявление о приглашении к участию в опросе.
В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)»; шкала интернет-зависимости (А. жичкиной); шкала «Одиночество» (Е.Е. Роговой).
В результате исследования коммуникативных способностей были получены следующие результаты: у 10% респондентов уровень коммуникативных склонностей очень низкий, у 29 – низкий, у 30 – средний, у 25 – высокий, у 6% – высший. В совокупности 39% испытуемых имеют низкие показатели. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Для 30% испытуемых характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. 31% испытуемых находятся на высоком и высшем уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Изучение уровня одиночества выявило, что для большинства интернет-пользователей характерно временное (59%) и поведенческое (46%) одиночество, т.е. у них можно наблюдать кратковременные приступы чувства одиночества и отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности, они избегают социальных контактов «в живую».
Результаты диагностики уровня интернет-зависимости распределились следующим образом: 53% – независимые, 43 – склонные к зависимости, 4% – строго зависимые. Примечательно, что половина испытуемых вообще не склонна к интернет-зависимости, хотя они и являются активными пользователями Интернета. Не было также ни одного испытуемого, набравшего максимальное количество баллов – 7. Всего четыре человека из ста опрошенных имеют зависимость от Интернета в строгом смысле этого слова и нуждаются в психологической помощи.
Между уровнем коммуникативных склонностей и уровнем интернет-зависимости существует устойчивая корреляционная связь (r = –0,426, при р=0,01), которая означает, что интернетзависимости подвержены люди, не умеющие и не имеющие особого желания общаться реально с собеседниками, не нуждающиеся в многочисленных непосредственных контактах с людьми, что подтверждается связью интернет-зависимости с постоянным (r = 0,39, при р=0,01) и поведенческим одиночеством, при этом интернет-зависимые не осознают своих проблем, компенсируя их с помощью Интернета. Для выявления особенностей коммуникативных склонностей и проявления чувства одиночества у людей с различным уровнем интернет-зависимости испытуемые в зависимости от полученных баллов были распределены на три группы: 1-я группа – не зависимые от Интернета (53 чел.); 2-я группа – склонные к зависимости (43 чел.); 3-я группа – зависимые в строгом смысле этого слова (4 чел.).
При отсутствии интернет-зависимости средний балл по коммуникативным склонностям равняется 11,4, что соответствует среднему показателю уровня коммуникативных склонностей. При этом среди не зависимых от Интернета испытуемых 22,6% имеют низкую и очень низкую коммуникативную склонность, а значит, испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Остальные 76,4% – те, кто дали средние, высокие и высшие показатели коммуникативных склонностей, что свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности.
Изучение проявления одиночества у интернет-независимых показало, что для них характерны кратковременные приступы одиночества (81%) и, как следствие, недостаток эмоциональных контактов (48%).
При склонности к зависимости от Интернета средний балл по коммуникативным склонностям соответствует низкому уровню. В процентном соотношении среди склонных к зависимости от Интернета испытуемых 53,4% имеют низкую и очень низкую коммуникативную склонность, а значит, испытывают трудности в установлении контактов с людьми; 18,5% – высокие и высшие показатели коммуникативных склонностей, что свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной деятельности. Остальные 27,9% имеют средние показатели, т. е. потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Среди испытуемых данной группы увеличивается количество склонных к интернетзависимости с постоянным, поведенческим и когнитивным одиночеством, т.е. в течение длительного времени они не могут установить удовлетворяющие психосоциальные связи, теряют связи с окружающими, при этом осознают имеющиеся у них проблемы, но не знают, как их решить.
В третьей группе, респонденты которой имеют зависимость от Интернета в строгом смысле этого слова, оказалось всего 4 человека. Все они имеют низкий уровень коммуникативных склонностей, у них отсутствуют значимые дружеские связи, они избегают социальных контактов «в живую», но в отличие от склонных к зависимости от Интернета данные испытуемые не осознают своих проблем, компенсируя их с помощью Сети.
Статистический анализ, проведенный при помощи непараметрического статистического Н-критерия Крускала-Уоллиса, позволяет говорить о том, что различия на уровне исследуемого признака между выделенными выборками являются статистически достоверными.
Заметно, что по сравнению с общими данными для всех испытуемых в первой группе, где испытуемые не склонны к интернет-зависимости, увеличилось процентное соотношение людей с развитыми коммуникативными склонностями. Следовательно, можно сделать вывод о том, что люди с развитым стремлением общаться меньше подвержены интернет-зависимости. По сравнению с общими данными для всех испытуемых второй группы, где испытуемые склонны к интернетзависимости, значительно увеличилось процентное соотношение людей с очень низкими и низкими коммуникативными склонностями. Это позволяет резюмировать, что люди, испытывающие затруднения в общении и не желающие общаться в реальности, значительно больше подвержены интернет-зависимости.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5917
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 5