Социальный интеллект учителя

Аннотация

The article presents the notion “social intelligence”. Social intelligence combines social knowledge, social memory, social awareness, social insight, social creativity. Formally, the dynamic basis of social intelligence is a social temperament.

Общая информация

Ключевые слова: социальный интеллект учителя, формально-динамические основания социального интеллекта, социальная память, социальное понимание, социальная интуиция, когнитивная гибкость

Рубрика издания: Психология педагогического общения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Смоляр В.В. Социальный интеллект учителя // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Социальный интеллект учителя определяет уровень адекватности и успешности его социально­коммуникативных взаимодействий с другими субъектами образовательного процесса. Традиционно социальный интеллект определяется через понятие «способность». В нашем понимании социаль­ный интеллект педагога представляет собой «решатель» социально-коммуникативных задач в об­разовательном процессе. Как нам представляется, это задачи поиска социально-коммуникативной ситуации, ее идентификации, понимания, предсказания последствий ее развития, влияния на нее и ее целесообразного преобразования или создания. Все эти задачи требуют, кроме прочего, особых средств – социальных способностей, обеспечивающих решение социально-коммуникативных за­дач в образовательном процессе. Формально-динамическими предпосылками этих способностей, как мы наблюдаем, становятся свойства темперамента. Еще В.М. Русалов отмечал влияние свойств темперамента на способности и интеллект [1; 2]. Мы будем обнаруживать взаимосвязи между со­циальными аспектами темперамента (социальной эргичностью, социальной пластичностью, со­циальным темпом и социальной эмоциональной чувствительностью) и социальным интеллектом, причем эти свойства не являются равнозначными для решения социально-коммуникативных задач и для социального интеллекта как их интегратора.

Социальная эргичность у педагога связана с его потребностью в социальных контактах и обес­печивает задачу поиска социально-коммуникативных ситуаций или их создания. Степень социаль­ной эргичности педагога определяет количество и качество получаемого социального опыта. Соци­альная пластичность педагога – степень легкости вступления в социальные контакты, широта на­бора коммуникативных программ. Социальная пластичность как предпосылка социального интел­лекта педагога является условием формирования такого его свойства, как социально-когнитивная гибкость. Мы считаем, что социальная пластичность обеспечивает решение двух задач: влияния на социальную ситуацию и ее преобразования. Социальный темп как свойство темперамента педа­гога определяет скорость социального поведения. Эмоциональная социальная чувствительность – степень эмоциональной чувствительности педагога к неудачам в общении. В данном случае нам представляется, что социальная эргичность и социальная пластичность являются определяющими в формально-динамических предпосылках социально-коммуникативных способностей.

Подробное описание формально-динамических свойств темперамента и социальных способ­ностей, их взаимообусловленность и связь представлены в работе автора [2], проводится исследо­вание связи этих свойств с социальным интеллектом у учителей математики ВГАПКРО.

Способности, которые могут обеспечивать решение социально-коммуникативных задач и являться средствами социального интеллекта педагога, выделяются в диагностической психоло­гии. В современной диагностической психологии обсуждают и диагностируют такие социально­коммуникативные способности, как социальное восприятие, социальная память, социальное пони­мание, социальный инсайт, социальная креативность, социальная пластичность и социальное по­ведение как действенный компонент социального интеллекта [1].

Социальное восприятие – способность педагога направлять свое внимание на обучающихся и воспринимать социальную информацию в более или менее сложных ситуациях с различной сте­пенью точности и дифференцированности. Еще одна способность, которую включают в социаль­ный интеллект, – социальная память. Под социальным интеллектом понимают сознательное запо­минание, хранение и воспроизведение объективно данной социальной информации. Это индиви­дуальная социально-коммуникативная память учителя.

Следующая способность, выделяемая исследователями социального интеллекта, – социаль­ное понимание. Мы считаем, что это ключевой компонент социального интеллекта как «решате­ля» социально-коммуникативных задач. Он аналогичен способности к умозаключениям в структу­ре общего интеллекта. Социальное понимание у педагога будет выражаться в способности пони­мать и интерпретировать социальные ситуации (посредством значения и смысла), предвосхищать их развитие. На наш взгляд, социальное восприятие и социальное понимание обеспечивают зада­чу поиска социально-коммуникативной ситуации, ее идентификации, понимания, предсказания по­следствий ее развития и частично – влияния на нее.

Социальная интуиция педагога – его спонтанные умозаключения относительно качеств обучающегося. Она представляет собой комплекс бессознательно-интуитивных и рационально­прогностических процессов, направленных на эффективное моделирование и разрешение образо­вательных ситуаций. Несмотря на то, что исследователи считают социальную интуицию интеграль­ной социально-психологической характеристикой педагога и отдают ей первенство в эффективном прогнозировании развития социальных ситуаций, мы с этим не можем согласиться и отдаем пред­почтение социальному пониманию как системообразующему в структуре социального интеллекта.

Нужно отметить интуитивные стратегии прогнозирования воспринимаемых социальных си­туаций. Это творческая (художественная), прагматическая (рациональная), социально-направленная, социально-абстрактная стратегии прогнозирования [4]. Интуитивные стратегии зависимы от про­фессиональной направленности и типов социальных образовательных ситуаций, в которых требу­ется осуществить прогноз.

Социальная креативность, или социально-когнитивная гибкость, – способность педагога к ге­нерированию максимально возможного количества разнообразных решений социальной образова­тельной ситуации. Социальная креативность педагога определяется личностной значимостью для него социальной активности, с его активностью во всех сферах социальной жизни. В социально­коммуникативных ситуациях социальная креативность проявляется в форме подбора подходящей к ситуации социально-коммуникативной модели активности. Некоторые исследователи считают, что низкий уровень социальной креативности педагога можно объяснить его излишней концентрацией на профессиональной деятельности, ориентацией на нормы и требования профессии. С этим мож­но согласиться, поскольку высокая степень концентрации на предметной деятельности исключает высокую степень переключения в сопровождающей эту предметную деятельность и быстро изме­няющейся социально-коммуникативной ситуации.

Как нам представляется, вышеперечисленных способностей недостаточно, чтобы объяснить существование такого явления, как социальный интеллект, и в особенности представление социаль­ного интеллекта как «решателя» социально-коммуникативных задач. Проявления социального ин­теллекта в действии стали изучаться совсем недавно. Один из критериев такого проявления – эф­фективность взаимодействия. Как представляется, эффективность связана прежде всего с дости­жением задач социально-коммуникативного взаимодействия. Этот подход, исследующий реальный социальный интеллект, требует новых методик и диагностических процедур.

Литература

  1. Белова С.С. В психометрических поисках социального интеллекта // Социальный и эмоциональ­ный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М. : Изд-во ИП РАН, 2009.
  2. Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связях общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темпе­рамента // Психол. журнал. 1999. № 1.
  3. Русалов В.М., Дудин С.Н. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Пси­хол. журнал. 1995. № 5.
  4. Семенец О.В. Психологические детерминанты социальной интуиции личности в прогнозировании ситуаций : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Саратов, 2010.
  5. Смоляр В.В. Формально-динамические и психологические основания социального интеллекта // Со­циализация обучающихся в образовательном пространстве учебного заведения: материалы Междунар. науч.­практ. конф. 26 апр. 2011 г. / под общ. ред. Л.И. Гриценко. Волгоград : Изд-во ВГАПКРО, 2011.

Информация об авторах

Смоляр Виктория Владимировна, кандидат психологических наук, доц. Волгогр. гос. акад. повышения квалификации и пере- подготовки работников образования, e-mail: vici.v.v@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4394
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 11