Социальный интеллект учителя
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальный интеллект учителя, формально-динамические основания социального интеллекта, социальная память, социальное понимание, социальная интуиция, когнитивная гибкость
Рубрика издания: Психология педагогического общения
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Смоляр В.В. Социальный интеллект учителя // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Социальный интеллект учителя определяет уровень адекватности и успешности его социальнокоммуникативных взаимодействий с другими субъектами образовательного процесса. Традиционно социальный интеллект определяется через понятие «способность». В нашем понимании социальный интеллект педагога представляет собой «решатель» социально-коммуникативных задач в образовательном процессе. Как нам представляется, это задачи поиска социально-коммуникативной ситуации, ее идентификации, понимания, предсказания последствий ее развития, влияния на нее и ее целесообразного преобразования или создания. Все эти задачи требуют, кроме прочего, особых средств – социальных способностей, обеспечивающих решение социально-коммуникативных задач в образовательном процессе. Формально-динамическими предпосылками этих способностей, как мы наблюдаем, становятся свойства темперамента. Еще В.М. Русалов отмечал влияние свойств темперамента на способности и интеллект [1; 2]. Мы будем обнаруживать взаимосвязи между социальными аспектами темперамента (социальной эргичностью, социальной пластичностью, социальным темпом и социальной эмоциональной чувствительностью) и социальным интеллектом, причем эти свойства не являются равнозначными для решения социально-коммуникативных задач и для социального интеллекта как их интегратора.
Социальная эргичность у педагога связана с его потребностью в социальных контактах и обеспечивает задачу поиска социально-коммуникативных ситуаций или их создания. Степень социальной эргичности педагога определяет количество и качество получаемого социального опыта. Социальная пластичность педагога – степень легкости вступления в социальные контакты, широта набора коммуникативных программ. Социальная пластичность как предпосылка социального интеллекта педагога является условием формирования такого его свойства, как социально-когнитивная гибкость. Мы считаем, что социальная пластичность обеспечивает решение двух задач: влияния на социальную ситуацию и ее преобразования. Социальный темп как свойство темперамента педагога определяет скорость социального поведения. Эмоциональная социальная чувствительность – степень эмоциональной чувствительности педагога к неудачам в общении. В данном случае нам представляется, что социальная эргичность и социальная пластичность являются определяющими в формально-динамических предпосылках социально-коммуникативных способностей.
Подробное описание формально-динамических свойств темперамента и социальных способностей, их взаимообусловленность и связь представлены в работе автора [2], проводится исследование связи этих свойств с социальным интеллектом у учителей математики ВГАПКРО.
Способности, которые могут обеспечивать решение социально-коммуникативных задач и являться средствами социального интеллекта педагога, выделяются в диагностической психологии. В современной диагностической психологии обсуждают и диагностируют такие социальнокоммуникативные способности, как социальное восприятие, социальная память, социальное понимание, социальный инсайт, социальная креативность, социальная пластичность и социальное поведение как действенный компонент социального интеллекта [1].
Социальное восприятие – способность педагога направлять свое внимание на обучающихся и воспринимать социальную информацию в более или менее сложных ситуациях с различной степенью точности и дифференцированности. Еще одна способность, которую включают в социальный интеллект, – социальная память. Под социальным интеллектом понимают сознательное запоминание, хранение и воспроизведение объективно данной социальной информации. Это индивидуальная социально-коммуникативная память учителя.
Следующая способность, выделяемая исследователями социального интеллекта, – социальное понимание. Мы считаем, что это ключевой компонент социального интеллекта как «решателя» социально-коммуникативных задач. Он аналогичен способности к умозаключениям в структуре общего интеллекта. Социальное понимание у педагога будет выражаться в способности понимать и интерпретировать социальные ситуации (посредством значения и смысла), предвосхищать их развитие. На наш взгляд, социальное восприятие и социальное понимание обеспечивают задачу поиска социально-коммуникативной ситуации, ее идентификации, понимания, предсказания последствий ее развития и частично – влияния на нее.
Социальная интуиция педагога – его спонтанные умозаключения относительно качеств обучающегося. Она представляет собой комплекс бессознательно-интуитивных и рациональнопрогностических процессов, направленных на эффективное моделирование и разрешение образовательных ситуаций. Несмотря на то, что исследователи считают социальную интуицию интегральной социально-психологической характеристикой педагога и отдают ей первенство в эффективном прогнозировании развития социальных ситуаций, мы с этим не можем согласиться и отдаем предпочтение социальному пониманию как системообразующему в структуре социального интеллекта.
Нужно отметить интуитивные стратегии прогнозирования воспринимаемых социальных ситуаций. Это творческая (художественная), прагматическая (рациональная), социально-направленная, социально-абстрактная стратегии прогнозирования [4]. Интуитивные стратегии зависимы от профессиональной направленности и типов социальных образовательных ситуаций, в которых требуется осуществить прогноз.
Социальная креативность, или социально-когнитивная гибкость, – способность педагога к генерированию максимально возможного количества разнообразных решений социальной образовательной ситуации. Социальная креативность педагога определяется личностной значимостью для него социальной активности, с его активностью во всех сферах социальной жизни. В социальнокоммуникативных ситуациях социальная креативность проявляется в форме подбора подходящей к ситуации социально-коммуникативной модели активности. Некоторые исследователи считают, что низкий уровень социальной креативности педагога можно объяснить его излишней концентрацией на профессиональной деятельности, ориентацией на нормы и требования профессии. С этим можно согласиться, поскольку высокая степень концентрации на предметной деятельности исключает высокую степень переключения в сопровождающей эту предметную деятельность и быстро изменяющейся социально-коммуникативной ситуации.
Как нам представляется, вышеперечисленных способностей недостаточно, чтобы объяснить существование такого явления, как социальный интеллект, и в особенности представление социального интеллекта как «решателя» социально-коммуникативных задач. Проявления социального интеллекта в действии стали изучаться совсем недавно. Один из критериев такого проявления – эффективность взаимодействия. Как представляется, эффективность связана прежде всего с достижением задач социально-коммуникативного взаимодействия. Этот подход, исследующий реальный социальный интеллект, требует новых методик и диагностических процедур.
Литература
- Белова С.С. В психометрических поисках социального интеллекта // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М. : Изд-во ИП РАН, 2009.
- Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связях общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента // Психол. журнал. 1999. № 1.
- Русалов В.М., Дудин С.Н. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психол. журнал. 1995. № 5.
- Семенец О.В. Психологические детерминанты социальной интуиции личности в прогнозировании ситуаций : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Саратов, 2010.
- Смоляр В.В. Формально-динамические и психологические основания социального интеллекта // Социализация обучающихся в образовательном пространстве учебного заведения: материалы Междунар. науч.практ. конф. 26 апр. 2011 г. / под общ. ред. Л.И. Гриценко. Волгоград : Изд-во ВГАПКРО, 2011.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4348
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 3