Влияние стресс-резистентности на решение когнитивных задач

107

Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей выполнения когнитивных задач, требующих 1) воспроизведения пространственного расположения стимулов, 2) удержания и манипуляции цифровой информации в оперативной памяти, людьми с разным уровнем устойчивости к стрессу, которая устанавливалась на основе нескольких диагностических процедур.

Общая информация

Ключевые слова: стратегии когнитивной обработки, стресс-резистентность, эмоциональная напряжённость

Рубрика издания: Экспериментальные исследования функциональных состояний. Эксперимент в психологии труда и инженерной психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Блинникова И.В., Капица М.С., Леонова А.Б. Влияние стресс-резистентности на решение когнитивных задач // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

В современной психологической литературе все чаще внимание исследователей обращается к стратегиям решения задач. При этом предполагается, что одни и те же результаты могут достигаться путем разной организации средств и способов выполнения и иметь разную «цену деятельности», которая выражается в потере физиологических и психологических ресурсов (Леонова, 1988). Особое значение в этом ракурсе рассмотрения приобретает анализ соотношения когнитивных и аффективных механизмов, обеспечивающих достижение стоящих перед субъектом целей (Martin, Clore, 2001; Hockey, 2003). Ранее нами были показаны характерные изменения стратегий поиска в кратковременной памяти при возрастании эмоционального напряжения (Леонова, Капица, Блинникова, 2010), которые зависели от уровня стресс-резистентности испытуемых. У испытуемых с высокой стрессрезистентностью стратегия исчерпывающего поиска при возрастании эмоционального напряжения сменялась стратегией самооканчивающегося поиска, в то время как испытуемые со сниженной стресс-резистентностью изначально применяли стратегию самооканчивающегося поиска, которая в ситуации эмоционального напряжения сменялась смешанной стратегией, свидетельствующей о дезорганизации процесса решения задачи.

Целью данного исследования было выявить характерные различия в результативности и стратегиях решения задач, связанных с когнитивной обработкой разного рода информации, у людей с высокой и сниженной стресс-резистентностью. Для этого в лабораторных условиях моделировалась ситуация эмоциональной напряженности, связанная с тестированием интеллектуальных функций. Задачи, требующие обработки пространственных характеристик стимулов и совершения арифметических операций при необходимом удержании информации в оперативной памяти, были включены в фоновое и основное тестирование. Уровень стресс-резистентности определялся на основе анализа: а) субъективных оценок испытуемыми своего привычного и текущего состояния, полученных с помощью психодиагностической системы «Индивидуальная оценка стресс-резистентности (ИОРС)» (Леонова, 2009); б) динамики полипараметрических показателей и спектрального анализа деятельности сердечно-сосудистой системы (Дмитриева, Глазачев, 2000); в) изменений в уровне кортизола в слюне (Куликова и др., 2007). Проверялась гипотеза, что снижение уровня стресс-резистентности ведет к увеличению количества ошибок, повышению времени и изменению микроструктурных характеристик выполнения заданий.

Полный текст

В современной психологической литературе все чаще внимание исследователей обращается к стратегиям решения задач. При этом предполагается, что одни и те же результаты могут достигаться путем разной организации средств и способов выполнения и иметь разную «цену деятельности», которая выражается в потере физиологических и психологических ресурсов (Леонова, 1988). Особое значение в этом ракурсе рассмотрения приобретает анализ соотношения когнитивных и аффективных механизмов, обеспечивающих достижение стоящих перед субъектом целей (Martin, Clore, 2001; Hockey, 2003). Ранее нами были показаны характерные изменения стратегий поиска в кратковременной памяти при возрастании эмоционального напряжения (Леонова, Капица, Блинникова, 2010), которые зависели от уровня стресс-резистентности испытуемых. У испытуемых с высокой стрессрезистентностью стратегия исчерпывающего поиска при возрастании эмоционального напряжения сменялась стратегией самооканчивающегося поиска, в то время как испытуемые со сниженной стресс-резистентностью изначально применяли стратегию самооканчивающегося поиска, которая в ситуации эмоционального напряжения сменялась смешанной стратегией, свидетельствующей о дезорганизации процесса решения задачи.

Целью данного исследования было выявить характерные различия в результативности и стратегиях решения задач, связанных с когнитивной обработкой разного рода информации, у людей с высокой и сниженной стресс-резистентностью. Для этого в лабораторных условиях моделировалась ситуация эмоциональной напряженности, связанная с тестированием интеллектуальных функций. Задачи, требующие обработки пространственных характеристик стимулов и совершения арифметических операций при необходимом удержании информации в оперативной памяти, были включены в фоновое и основное тестирование. Уровень стресс-резистентности определялся на основе анализа: а) субъективных оценок испытуемыми своего привычного и текущего состояния, полученных с помощью психодиагностической системы «Индивидуальная оценка стресс-резистентности (ИОРС)» (Леонова, 2009); б) динамики полипараметрических показателей и спектрального анализа деятельности сердечно-сосудистой системы (Дмитриева, Глазачев, 2000); в) изменений в уровне кортизола в слюне (Куликова и др., 2007). Проверялась гипотеза, что снижение уровня стресс-резистентности ведет к увеличению количества ошибок, повышению времени и изменению микроструктурных характеристик выполнения заданий.

Методика

Испытуемые: в исследовании приняло участие 19 человек (10 женщин и 9 мужчин) в возрасте от 19 до 26 лет, студенты московских вузов, не имеющие психологического образования. Каждый обследуемый принимал участие в эксперименте однократно.

Программа исследования: а) осуществление ряда диагностических процедур для оценки уровня стресс-резистентности до и после эмоционально-напряженной ситуации, которые включали предварительное тестирование по набору личностных методик и доминирующих состояний в повседневной жизни, диагностику фонового и итогового уровня состояния испытуемых по набору субъективных методик, а также физиологических параметров, оценку текущего гормонального уровня испытуемых до, в процессе и после выполнения задания; б) проведение диагностики интеллектуального уровня испытуемых с помощью компьютеризированной версии продвинутых стандартизированных матриц Равена с предваряющей ее «жесткой» инструкцией, повышающей общую эмоциональную напряженность; в) проведение двух сессий решения когнитивных задач, одна из которых была включена в блок фонового тестирования, а другая в блок основного эмоционально напряженного тестирования.

Используемые задачи: испытуемым предъявлялись две компьютеризированные задачи: 1) задача «Объем внимания», в которой испытуемым было необходимо воспроизвести с помощью цифровой клавиатуры пространственное расположение точек в матрице 3×3, количество точек последовательно увеличивалось от трех до шести. Задача включала в себя 40 проб, разделенных на 4 серии по 10 проб, которые отличались друг от друга количеством точек, предъявляемых в матрице. Время экспозиции каждой матрицы составляло 200 мс. Регистрировались латентное время ответа, длительность ответа и процент правильных ответов в каждой серии; 2) в задаче «Оперативная память» испытуемым последовательно предъявлялись пять цифр. Они должны были сложить первую цифру со второй, вторую с третьей, третью с четвертой, четвертую с пятой и по порядку воспроизвести четыре полученные суммы, для чего требовалось удерживать цифровую информацию в оперативной памяти и производить арифметические операции с цифрами. Задача состояла из 25 проб. Каждая цифра предъявлялась на 750 мс с межстимульным интервалом в 750 мс. Такой медленный режим предъявления давал возможность испытуемым использовать две стратегии: либо складывать цифры на этапе предъявления и запоминать суммы, либо запоминать цифры и складывать их на этапе воспроизведения. Регистрировалось латентное время ответа для каждой воспроизводимой суммы, процент правильных ответов с учетом позиции полученной суммы и общее время выполнения задания.

Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS версии 15.0. В связи с ограниченным числом испытуемых использовался непараметрический критерий Манна–Уитни для оценки значимости различий по данным текущего состояния между группами лиц с разным уровнем стресс-резистентности, а также множественный линейный регрессионный анализ.

Результаты и обсуждение

На первом этапе обработки данных, в соответствии с нормативными диапазонами ИОСР, динамикой полипараметрических показателей и спектрального анализа деятельности сердечно-сосудистой системы, изменениями содержания кортизола в слюне, все испытуемые были разделены на две группы – с повышенной (9 человек) и сниженной (10 человек) стресс-резистентностью. Далее сравнивались характеристики решения когнитивных задач в этих группах.

Что касается задачи «Объем внимания», то не было установлено значимых различий между двумя группами испытуемых в ситуации ординарного выполнения. В ситуации повышенной эмоциональной напряженности испытуемые с сниженной стресс-резистентностью (СР) допускали значимо больше ошибок и затрачивали значимо больше времени на формирование и завершение ответа при повышении трудности задачи, когда количество точек, предъявляемых в матрице, достигало пяти или шести (таблица 1).

Были найдены и характерные различия в стратегиях решения данной задачи. В эмоционально напряженных условиях испытуемые с высокой стресс-резистентностью в основном применяли параллельную стратегию обработки стимулов, что выражалось в незначительном увеличении времени реакции при возрастании количества предъявляемых стимулов. Кроме этого, нужно отметить, что в группе со сниженной стресс-резистентностью был зафиксирован более существенный разброс данных (s = 273,11, по сравнению с s = 151,37 в группе с повышенной стрессрезистентностью, различия значимы: Z =–1,67, p≤0,05), что свидетельствовало о деструкции в способе выполнения действий.

Таблица 1 Различия между группами испытуемых с повышенной и сниженной стресс-резистентностью по показателям задачи «Объем внимания» в эмоционально напряженных условиях. Представлены различия, значимые на уровне * – p≤0,05; ’ – p≤0,1

Испытуемые со сниженной стресс-резистентностью переходили в этих условиях к последовательной стратегии выполнения, что проявлялось в прогрессивном увеличении времени реакции при предъявлении большего числа стимулов (рисунок 1).

Рис. 1. Изменение показателей латентного времени ответа в тесте «Объем внимания» в зависимости от количества элементов в предъявляемой матрице у разных групп испытуемых в ситуации эмоциональной напряженности (латентное время ответа при предъявлении 4,5 и 6 элементов)

Регрессионный анализ позволил установить значимые взаимосвязи между временем реакции по каждой серии и общим временем выполнения, что свидетельствовало о существовании линейной закономерности в выполнении данного задания.

При анализе результатов, полученных при выполнении более сложной задачи «Оперативная память», были установлены слабо и среднезначимые различия между группами испытуемых как в ситуации ординарного выполнения, так и в ситуации эмоционально-напряженного выполнения. Подтверждая нашу гипотезу, испытуемые со сниженной стресс-резистентностью затрачивали больше времени на формирование ответа и допускали больше ошибок. Более заметными эти различия становились при воспроизведении четвертой суммы (таблица 2).

При этом испытуемые с высокой стресс-резистентностью при решении задачи использовали последовательного организованную структуру выполнения, что приводило к прогрессивному понижению времени реакции при переходе к следующей сумме. Это происходило потому, что воспроизведение каждой суммы приводило к снижению нагрузки на оперативную память и позволяло более быстро формировать следующий ответ.

Испытуемые с сниженной стресс-резистентностью применяли малоэффективную смешанную последовательно-параллельную стратегию, при которой они пытались работать сразу с несколькими суммами, что сначала приводило к резкому снижению латентного времени ответа, но затем к ее повторному возрастанию (рисунок 2).

Заключение

Полученные результаты подтвердили в целом все выдвинутые гипотезы. Испытуемые со сниженной стресс-резистентностью затрачивают больше времени на решение задач, допускают больше ошибок (этот факт с большей очевидностью проявляется при решении более сложной задачи на оперативную память).

Таблица 2 Различия между группами испытуемых с повышенной и сниженной стресс-резистентностью по показателям задачи «Оперативная память». Представлены различия значимые на уровне *p≤0,05; ’ – p≤0,1 

 Рис. 2. Изменение показателей латентного времени ответа в тесте «Оперативная память» в зависимости от позиции воспроизводимой суммы у двух групп испытуемых (средние данные по обоим замерам)

Также проведенное исследование позволило описать изменения в стратегиях выполнения компьютеризированных задач. Было показано, что испытуемые с повышенной стресс-резистентностью реагируют на эмоционально напряженную ситуацию тестирования оптимально, не допуская избыточной мобилизации психофизиологических ресурсов. Они более эффективно обрабатывают информацию в процессе решения экспериментальных задач с учетом вложенных усилий и достигнутого результата. В частности, они используют более экономную параллельную стратегию в задаче «Объем внимания» и последовательную стратегию выполнения когнитивных операций в задаче «Оперативная память». Чрезмерная психофизиологическая мобилизация у лиц со сниженной стресс-резистентностью приводит к использованию менее эффективных стратегий обработки текущей информации, что проявляется в значимом возрастании времени выполнения обеих задача и существенном снижении качества выполнения в более сложной задаче «Оперативная память».

Литература

  1. Дмитриева И. В., Глазачев О. С. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма. М.: Горизонт, 2000.
  2. Леонова А. Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1988.
  3. Леонова А.Б. Регуляторно-динамическая модель оценки индивидуальной стресс-резистентности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлёва. Вып. 1. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 259–278.
  4. Леонова А. Б., Капица М. С., Блинникова И. В. Изменение когнитивных стратегий в условиях возрастания эмоциональной напряженности у людей с разной индивидуальной устойчивостью к стрессу // 4-я международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. В 2 т. Томск. 22–26 июня 2010 г. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2010. Т. 2. C. 385–387.
  5. Куликова M. A., Трушкин E. В., Тимофеева M. A., Шлепцова В. A., Щеголькова Ю. В., Малюченко Н. В., Тоневицкий А. Г. Генетические маркеры предрасположенности к повышенной тревожности // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2008. Т. 146. № 12. C. 674.
  6. Hockey G. R. L. Operator functional state as a framework for the assessment of performance degradation // Operator Functional State / G. R. L. Hockey, A. W. K. Gaillard, O. Burov (еds). Amsterdam: IOS Press. 2003. P. 8–24.
  7. Martin L. L., Clore G. L. Theories of Mood and Cognition. N. Y.: Lawrence Erlbaum Associates, 2001.

Информация об авторах

Блинникова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии труда факультета психологии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5163-6859, e-mail: blinnikovamslu@hotmail.com

Капица Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии труда факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Леонова Анна Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии, Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3500
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 107
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0