Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста при переходе в замещающую семью

80

Аннотация

В предлагаемой работе представлены результаты изучения речевого развития детей среднего дошкольного возраста в замещающей семье. Рассмотрены компенсаторные возможности замещающей семьи за счет изменения социального уровня развития ребенка и расширения круга социальных ролей.

Общая информация

Ключевые слова: развитие речи, материнская и социальная депривация, замещающая семья, компенсаторное развитие речи

Рубрика издания: Эксперимент в возрастной и педагогической психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Горяинова О.В. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста при переходе в замещающую семью // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

Проблема исследования

В развитии речи существуют определенные этапы. В возрасте 4–5 лет развитие речи в норме достигает следующего.

Развивается звуковая сторона речи. Ребенок начинает осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). В норме ребенок 4–5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством (Ушакова, 2001).

В психологических исследованиях, посвященных развитию речи и мышления, дается характеристика разных сторон речи ребенка (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). С.Л. Рубинштейн, исходя из коммуникативной функции речи, выявил периоды становления ситуативной и контекстной речи. А. Р. Лурия подчеркивал роль диалогической речи как первоначальной формы речевого высказывания. Д. Б. Эльконин отмечал значение речи ребенка для налаживания сотрудничества с взрослым. Он же говорил о том, что надо вызвать активность ребенка, иначе речь будет отставать в своем развитии именно на стадии ситуативной речи (Ушакова, 2001).

Развиваясь в государственном учреждении, ребенок часто отстает в развитии, отстает развитие его речи, причиной этого является материнская и социальная депривация, а также низкий уровень социальных контактов и отсутствие разнообразия восприятия речи.

На сегодняшний день понятие материнской депривации является комплексным понятием, объединяющим целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери (Шипицина, 1997).

Полный текст

Проблема исследования

В развитии речи существуют определенные этапы. В возрасте 4–5 лет развитие речи в норме достигает следующего.

Развивается звуковая сторона речи. Ребенок начинает осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). В норме ребенок 4–5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством (Ушакова, 2001).

В психологических исследованиях, посвященных развитию речи и мышления, дается характеристика разных сторон речи ребенка (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). С.Л. Рубинштейн, исходя из коммуникативной функции речи, выявил периоды становления ситуативной и контекстной речи. А. Р. Лурия подчеркивал роль диалогической речи как первоначальной формы речевого высказывания. Д. Б. Эльконин отмечал значение речи ребенка для налаживания сотрудничества с взрослым. Он же говорил о том, что надо вызвать активность ребенка, иначе речь будет отставать в своем развитии именно на стадии ситуативной речи (Ушакова, 2001).

Развиваясь в государственном учреждении, ребенок часто отстает в развитии, отстает развитие его речи, причиной этого является материнская и социальная депривация, а также низкий уровень социальных контактов и отсутствие разнообразия восприятия речи.

На сегодняшний день понятие материнской депривации является комплексным понятием, объединяющим целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери (Шипицина, 1997).

В основе всех перечисленных социальных явлений, провоцирующих материнскую депривацию, лежит полное отсутствие привязанности к взрослому человеку или же подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся подрывом доверия к миру (Лангмейер, Матейчек, 1984).

Привязанность к взрослому является, с одной стороны, биологической необходимостью, а с другой, – базовым психологическим основанием для развития личности ребенка.

Л. С. Выготский указывал, что социальное окружение влияет на зону ближайшего развития (Выготский, 1997). Нестабильность социального окружения, отсутствие достаточного в данном возрасте количества социальных и эмоциональных контактов приводит к отставанию в развитии.

При переходе в замещающую семью часто наблюдается интенсивное компенсаторное развитие речи, одной из причин которого предположительно является насыщение окружения ребенка речевыми стимулами, коммуникациями за счет включения его в социальное взаимодействие и присвоение ему определенных социальных ролей: сын/дочь, брат/сестра, воспитанник, друг, мальчик/девочка, пациент в поликлинике и др. Основываясь на рефлекторном механизме развития речи (Ушакова, 2001), в новых коммуникациях ребенок получает речевые стимулы и «отвечает» речевой реакцией.

Процедура и методы исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» и ГОУ «Для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – детский дом семейного типа „Гнездышко“» (г. Смоленск). В исследовании участвовали кровные семьи из г. Смоленска и Смоленской области.

В течение 1,5 лет 2008–2010 гг. проводилось лонгитюдное исследование развития речи детей.

Было обследовано 97 детей разного пола, не имеющих органических поражений мозга и нарушений психики, не имеющих физиологических повреждений речевого аппарата.

В исследовании были выделены три группы.

Первая группа детей 4–5 лет, развивающихся в государственном учреждении (31 испытуемый).

Вторая группа детей (экспериментальная) – дети, развивающиеся в государственном учреждении до 4 лет, затем перешедшие в замещающую семью (29 испытуемых).

Третья группа (контрольная) – дети 4–5 лет, развивающиеся в кровной семье (37 испытуемых).

Диагностика речевого развития проводилась каждые 6 месяцев, в замещающих семьях – 1 раз в 3 месяца.

Детям предлагалась серия заданий для исследования звуковой стороны речи, словарного состава, грамматического строя речи, наличия речевых стереотипов и спонтанных высказываний, словотворчества.

  1. Беседа с ребенком (рассказ о себе, своих увлечениях, занятиях, любимых играх, сказках, своих друзьях, о своей семье и т. д.).
  2. Составить рассказ по картинке.
  3. Пересказать текст.
  4. Проиграть с помощью кукол ситуации из своей жизни.

Критериями исследования являлось:

  • понимание обращенной к нему речи ребенком;
  • распознаваемость речи ребенка;
  • связность и логичность речи;
  • наличие речевых стереотипов, спонтанных высказываний, словотворчества.

Также в каждой из трех групп взрослым (родителям, замещающим родителям, воспитателям) предлагалось оценить социальные роли детей. Для этого использовалась Анкета «Социальные роли» (модификация анкеты «Семейные роли» В. Н. Ослон).

Исследование проводилось в 3 этапа.

I этап – 2008 г.– включал обследование развития речи детей 3-х групп. Были получены первоначальные результаты по анализу развития речи детей среднего дошкольного возраста, а также проведено анкетирование среди воспитателей, родителей, замещающих родителей для выявления спектра социальных ролей ребенка на данном этапе.

Две группы испытуемых – дети, воспитывающиеся в государственном учреждении и перешедшие в замещающую семью,– здесь объединены в группу «воспитывающихся в государственном учреждении». Передача детей в замещающие семьи осуществлялась после данного обследования.

II этап – 2008–2009 гг. – проводилось параллельное исследование особенностей развития речи детей в трех группах и повторное анкетирование по выявлению социальных ролей ребенка.

III этап эксперимента – 2009–май 2010 гг. – проведен сравнительный анализ речевого развития детей в трех группах, подготовлены выводы по исследованию, разработаны специальные рекомендации по развитию речи детей с помощью расширения спектра социальных ролей ребенка.

Результаты исследования

На I этапе обследования были получены следующие данные:

  1. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста, воспитывающихся в государственном учреждении: – находится на низком уровне – 73 %; – речь развита нормально – 27%; – спектр социальных ролей по результатам анкетирования – 5–7;
  2. В кровных семьях отмечается: – нормальное развитие речи – 57%; – отставание в развитии речи – 37%; – высокий уровень развития речи – 6 %; – спектр социальных ролей испытуемых – 7–12.

По результатам проведенного эксперимента, значительное количество детей (58 %), воспитывающихся в замещающих семьях, за 1 год и 6 месяцев достигают нормального речевого развития, учитывая, что в начале эксперимента данная группа детей демонстрировала существенное отставание в развитии речи; у 27% испытуемых отмечается улучшение в развитии речи по большинству показателей; у 15% испытуемых показатели развития речи низкие; 62% детей, находящихся в государственном учреждении, по результатам исследования, демонстрируют дальнейшее отставание показателей речевого и интеллектуального развития; у 38 % детей отмечается постепенное «выравнивание» по показателям речевого развития и приближение к норме. В группе кровных семей у 69% испытуемых отмечается развитие речи, соответствующее возрасту, 27% отстают в развитии речи, 4 % испытуемых демонстрируют высокий уровень развития речи.

По результатам анкетирования в данной группе, 46% детей посещают детский сад, занимаются в спортивных секциях, различных кружках, посещают развивающие занятия. 54 % воспитываются и занимаются дома, в связи с чем круг коммуникаций здесь сравнительно сужен.

Выводы

Таким образом, большая часть обследованных детей среднего дошкольного возраста (73 %), воспитывающихся в государственном учреждении до 4 лет, по тем или иным показателям отстают в развитии речи, лишь у 27% обследованных речевое развитие соответствует возрасту. В кровных семьях проблема нарушения и отставания в речевом развитии также существует, но у 37% обследованных дошкольников.

В среднем, спектр социальных ролей ребенка в кровной семье – от 7 до 12, в то время как в государственном учреждении – от 5 до 7.

При переходе в замещающую семью, круг социальных ролей ребенка расширяется до уровня кровной семьи.

Дети, перешедшие в замещающие семьи, демонстрируют постепенное «выравнивание» уровня развития речи. Через 1 год и 6 месяцев лишь у 15% испытуемых уровень развития речи низкий и не соответствует возрасту; у 58% детей развитие речи достигает нормы, у 27% развитие речи улучшается по большинству показателей и может быть отнесено к низкому уровню нормального развития.

В государственном учреждении, где для детей проводятся специальные развивающие и коррекционные занятия с логопедом, тем не менее, 62% детей, демонстрируют дальнейшее отставание показателей речевого и интеллектуального развития; у 38 % детей отмечается постепенное «выравнивание» по показателям речевого развития и приближение к норме.

В исследуемых кровных семьях, за 1 год и 6 месяцев, в среднем отмечается некоторое улучшение показателей развития речи.

В начале исследования 37% детей демонстрировали отставание речевого развития, в конце исследования – данный показатель составил 27%.

 Полученные результаты исследования могут объясняться следующим:

  1. Вследствие материнской и социальной депривации, бедности среды государственного учреждения вербальными стимулами, речевое развитие ребенка значительно отстает от нормы.
  2. В замещающей семье происходит компенсаторное изменение социального уровня развития ребенка. Семья дает возможность признания своей идентичности, принадлежности к роду, семье, возможность формирования социальных ролей (Ослон, 2006).
  3. Новые социальные роли (сын/дочь, брат/сестра, воспитанник, друг, мальчик/девочка, и т.д.) предполагают постоянное включение в речевое взаимодействие и стимулируют интенсивное развитие речи.
  4. По результатам исследования, значительное количество детей (58 %), воспитывающихся в замещающих семьях за 1 год и 6 месяцев приблизились к показателям нормы речевого развития, учитывая, что в начале эксперимента данная группа детей демонстрировала значительное отставание в развитии речи; у 27% испытуемых отмечается улучшение в развитии речи по большинству показателей; у 15% испытуемых показатели развития речи низкие, одной из причин этого может являться скудность социальных ролей и контактов в замещающей семье.
  5. Таким образом, одним из факторов компенсаторного развития в замещающей семье является включение ребенка в социальное взаимодействие с окружением. Важным фактором в данном процессе является качество социального взаимодействия и качество коммуникаций, в которые включается ребенок.

Литература

  1. Белякова Л. И. Онтогенез речевой деятельности как приоритетное направление научной школы кафедры логопедии МПГУ // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. М.: Прометей, 2005. Ч. 1. С. 64–71.
  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.
  3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006.
  4. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  5. Мухина B. C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатноготипа // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32–39.
  6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  7. Шипицина Л. М., Иванов E. С., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Крючкова Л. Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Под общей ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1997.

Информация об авторах

Горяинова О.В., Смоленский гуманитарный университет, e-mail: holy7@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6040
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 80
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0