Экспериментальное описание спортивной индивидуальности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: индивидуальность, экспериментальное описание, индивид, личность, корреляции, система, тестирование
Рубрика издания: Экспериментальные исследования личности
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Юров Д.И., Юров И.А. Экспериментальное описание спортивной индивидуальности // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.
Фрагмент статьи
Введение
Б.Г. Ананьев отмечал, что общим эффектом слияния, интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. По его мнению, полный набор характеристик человека – необходимое условие понимания его индивидуальности. В конечном счете, в качестве индивидуальности «единичный человек… может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» (Ананьев, 1977). Человек «индивид, личность, субъект» рассматривается как целостное образование, включающее в себя множество характеристик, объединенных определенными связями (Шорохова, 1969).
Индивидными свойствами являются характеристики пола, возраста, особенности морфологической конституции, реактивности организма, нейродинамические характеристики, включающие свойства активированности. Вторую группу образуют психологические параметры, характеризующие человека как субъекта труда, общения и познания (в нашем исследовании – субъект спорта) (процессы, перцепция, аффекты, воля, психомоторика). Третий уровень характеристик индивидуальности образуют характеристики личности (психодинамические особенности спортсменов, черты личности, интеллект, социально-психологические статусы).
Эмоционально-мотивационная сфера личности представлена измерениями: а) эмоционального стресса и тревожности–фрустрированности; б) уровня притязаний; особенностей мотивации.
Полный текст
Введение
Б.Г. Ананьев отмечал, что общим эффектом слияния, интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. По его мнению, полный набор характеристик человека – необходимое условие понимания его индивидуальности. В конечном счете, в качестве индивидуальности «единичный человек… может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» (Ананьев, 1977). Человек «индивид, личность, субъект» рассматривается как целостное образование, включающее в себя множество характеристик, объединенных определенными связями (Шорохова, 1969).
Индивидными свойствами являются характеристики пола, возраста, особенности морфологической конституции, реактивности организма, нейродинамические характеристики, включающие свойства активированности. Вторую группу образуют психологические параметры, характеризующие человека как субъекта труда, общения и познания (в нашем исследовании – субъект спорта) (процессы, перцепция, аффекты, воля, психомоторика). Третий уровень характеристик индивидуальности образуют характеристики личности (психодинамические особенности спортсменов, черты личности, интеллект, социально-психологические статусы).
Эмоционально-мотивационная сфера личности представлена измерениями: а) эмоционального стресса и тревожности–фрустрированности; б) уровня притязаний; особенностей мотивации.
Процедура и методы исследования. В исследовании мы опирались на принцип системного описания индивидуальности и на психографическую сетку, состоящую из 7 уровней индивидуальности, обязательные для полной характеристики индивидуальности: генетический, морфологический, физиологический, психофизиологический, психологический, социально-психологический, социальный, представленных В. А. Ганзеном и Л. А. Головей (1979).
Исходя из вышеизложенного, нами было обследовано 70 пловцов 17–20 лет с учетом спортивной («мастера» – мастера спорта международного класса и мастера спорта и «немастера» – кандидаты в мастера спорта и перворазрядники) и половой (две группы по 35 спортсменов) дифференциации, занимающиеся спортивным плаванием в среднем 6,5 лет как в фоне, так и в условиях тренировочной деятельности (комплексность по свойствам и состояниям). Динамический соматотип определялся с помощью методики Шелдона – Хит – Картер, гемодинамика – тонометрии, активность ВНС – проб Ашнера – Данини и «биометра», температура – прибора Н. Мищука, нейро- и психодинамические свойства – опросников Я. Стреляу и Г. Айзенка, мышечная сила и тонус – приборов Колена и Г. Лопаткова, внимание и память – корректурной пробы и ряда из 12 слов, состояние – теста А. Уэссмана и Д. Рикса, личностная и реактивная тревожность – ШРЛТ Ч. Спилбергера, фрустрация – теста С. Розенцвейга, мотивация – теста Кретти, черты – теста Р. Кеттелла, уровень притязаний – собственной методики, интеллект –1, 2, 8, 10 субтестов Д. Векслера, социально-психологические статусы – социометрии (Ганзен, Головей, 1979; Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов, 1976; Юров, 2006, 2008). Полученные данные подвергнуты математической обработке с помощью линейной корреляции Пирсона.
Результаты исследования
В исследовании были получены как уровневые, так и структурные характеристики индивидуальности. При анализе уровневых характеристик были получены интракорреляционные (таблица 1), а при анализе структурных – интеркорреляционные связи (таблица 2).
Целостность и неделимость индивидуальности в данной работе подтверждается прямыми и опосредованными связями между отдельными подсистемами индивидуальности. Приводим по всем группам испытуемых средние значения корреляций и их статистическую значимость. Анализ корреляционных плеяд показал, что морфологические характеристики связаны с силовыми и температурными показателями (r = 0,44 и 0,37, р<0,05). Силовые характеристики связаны с тремором (r = 0,41, p<0,05), тремор – с мышечным тонусом (r = 0,47, p<0,05), который коррелирует с температурными характеристиками (r = 0,45, p<0,05). Тремор связан с гемодинамикой (r=0,39, p<0,05), показатели гемодинамики – с самооценкой психического состояния (r=0,52, p<0,05), самооценка коррелирует с фрустрацией (r = 0,62, p<0,01). Температурные показатели связаны со свойствами нейродинамики (r = 0,40, p<0,05), последние – с психологическими особенностями темперамента (r = 85, p<0,01).
Большое количество показателей психомоторики коррелирует с личностной и реактивной тревожностью (r = 0,48, p<0,05), последние связаны с показателями внимания и памяти (r = 0<39, p<0,05).
Таблица 1
Интракорреляционные связи в структуре индивидуальности пловцов
Испытуемые |
Мужчины Мастера Немастера |
Женщины Мастера Немастера |
||||||
Значимость Показатели |
5 % |
1 %, 0,1 % |
5 % |
1 %, 0,1 % |
5 % |
1 %, 0,1 % |
5 % |
1 %, 0,1 % |
Интеллект |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Мотивация |
6 |
4 |
15 |
13 |
7 |
17 |
16 |
17 |
РF Кеттелл |
6 |
36 |
16 |
26 |
5 |
6 |
3 |
19 |
Невротизация |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Фрустрация |
2 |
4 |
0 |
2 |
0 |
5 |
1 |
2 |
Тревожность |
0 |
1 |
0 |
3 |
0 |
6 |
0 |
6 |
Самооценка |
18 |
11 |
11 |
4 |
4 |
4 |
10 |
4 |
Внимание, память |
5 |
4 |
3 |
0 |
3 |
5 |
7 |
9 |
Психомоторика |
39 |
109 |
51 |
97 |
19 |
96 |
25 |
97 |
Свойства Н. С. |
1 |
5 |
0 |
6 |
0 |
3 |
0 |
6 |
Свойства темперамента |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
Температура |
5 |
41 |
0 |
66 |
0 |
42 |
0 |
66 |
Гемодинамика |
7 |
223 |
0 |
230 |
2 |
192 |
37 |
212 |
Морф. хар-ки |
5 |
3 |
5 |
8 |
8 |
5 |
5 |
10 |
Таблица 2
Интеркорреляционные связи в структуре индивидуальности пловцов
Испытуемые |
Мужчины Мастера Немастера |
Женщины Мастера Немастера |
||||||
Значимость Характеристики |
5 % |
1 %, 0,1 % |
5 % |
1 %, 0,1 % |
5 % |
1 %, 0,1 % |
5 % |
1 %, 0,1 % |
Индивидные |
23 |
37 |
34 |
26 |
12 |
30 |
18 |
16 |
Субъектные |
237 |
131 |
284 |
159 |
100 |
152 |
366 |
207 |
Личностные |
36 |
20 |
39 |
29 |
35 |
27 |
58 |
21 |
Показатели внимания и памяти коррелируют с характеристиками интеллекта (r = 0,81, p<0,01), которые связаны с чертами личности, по Р. Кеттеллу (r = 0,69, p<0,01). Черты личности коррелируют с психодинамическими свойствами и мотивацией (r = 0,76, p<0,01). Типы и направленность фрустрации, черты личности и мотивация связаны с социально-психологическим статусом спортсменов (r = 0,47, p<0,05). Все обнаруженные нами корреляционные зависимости между изучаемыми характеристиками, описывающими индивидуальность относятся к категории структурных, но каждая структура обладает саморегуляцией.
Индивидуальность с точки зрения теории систем (М. Тода, Э. Шуфорд, 1969; Ганзен, 1977) обладает свойствами как жесткой, так и дискретной структур, и ей свойственна иерархическая организация. Жесткие структуры имеют устойчивые связи компонентов, изменение одного из них влечет за собой изменение в остальных частях системы. Дискретные структуры менее устойчивы, в них отдельные компоненты связаны между собой менее жестко. Жесткие структуры обеспечивают большую организованность системы, они экономичнее, но, однако, трудно изменяются и легко дезорганизуются при выпадении даже одного звена в системе. Дискретные структуры обеспечивают компонентам системы большее число степеней свободы, что позволяет осуществлять всевозможную комбинаторику и приспособление. Высокоорганизованные системы обладают свойствами жесткой и дискретной структур. Компонентам жесткой и дискретной структур соответствуют моменты интегрированности и дифференцированности в системе индивидуальности.
Анализ корреляции реактивности организма спортсменов показывает, что большее количество связей наблюдается не в фоне, а в ситуации физического стресса (тренировочной деятельности).
Выводы
Анализ корреляционных связей свидетельствует об интеграции компонентов индивидуальности спортсменов-пловцов. Становление целостности индивидуальности связано с установлением оптимального соотношения между ее компонентами и связями между ними. Система связей у мужчин и немастеров более жесткая, чем у женщин и мастеров. Таким образом, структура индивидуальности у мужчин и немастеров имеет более определенный и четко выраженный характер. Тогда как у мастеров и женщин структура очерчена более «мягко», а индивидуальность представляет собой более динамичную и гибкую систему.
В работе установлены прямые и опосредованные связи в подструктурах и между основными структурами индивидуальности. В стрессовой ситуации автономность в работе отдельных систем сводится к минимуму и организм подчиняется единому ритму деятельности, реагируя на физические напряжения как единая целостная система и именно здесь проявляются главные тенденции жизнедеятельности человека: интеграция всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.
Литература
-
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
-
Ганзен В. А. Системные описания в психологии // Вестник ЛГУ. 1977. № 5. С. 86–91.
-
Ганзен В. А., Головей Л. А. Опыт системного описания индивидуальности // Вестник ЛГУ. 1979. № 5. С. 67–76.
-
Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева, М. Д. Дворяшиной, И. М. Палея. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
-
Тода М., Шуфорд Э. Логика систем, введение в формальную теорию структур // Исследование по общей теории систем. М.: Наука, 1969. С. 329–330.
-
Шорохова Е. В. Принцип детерминизма в психологии // Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. С. 9–56.
-
Юров И. А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. М.: Советский спорт, 2006.
-
Юров И. А. Психограмма спортсменов-пловцов. Сочи: СГУТиКД, 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2363
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 71
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2