Гендерная социализация на разных возрастных этапах в различных видах профессиональной деятельности

136

Аннотация

Научный руководитель – кандидат психологических наук Полещук Ю.А.

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Савостеенко Н.А. Гендерная социализация на разных возрастных этапах в различных видах профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/icjp_2011/contents/41811 (дата обращения: 16.11.2024)

Фрагмент статьи

Гендерная психология обеспечивает воспитательный процесс научно обоснованной теорией. Маскулинность и фемининность из стереотипных признаков мужского и женского гендера постепенно превратились в личностные качества одинаково значимые как для мужчин, так и для женщин. Оптимальное соотношение двух полярных наборов гендерных качеств в одном индивиде делает успешной профессиональную карьеру человека. Опыт гармоничного взаимодействия мужского и женского гендера, формируемый в процессе гендерного воспитания, позволит в будущем рассчитывать на счастливую семейную жизнь.

Полный текст

Гендерная психология обеспечивает воспитательный процесс научно обоснованной теорией. Маскулинность и фемининность из стереотипных признаков мужского и женского гендера постепенно превратились в личностные качества одинаково значимые как для мужчин, так и для женщин. Оптимальное соотношение двух полярных наборов гендерных качеств в одном индивиде делает успешной профессиональную карьеру человека. Опыт гармоничного взаимодействия мужского и женского гендера, формируемый в процессе гендерного воспитания, позволит в будущем рассчитывать на счастливую семейную жизнь.

С точки зрения возрастной характеристики, гендерное воспитание можно рассматривать применительно к категориям школьников, студентов и взрослых. Гендерное воспитание школьников заключается в том, чтобы помочь им справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки и принятие, таким образом, определенной социальной роли. Воспитание студентов строится на разъяснении гендерных стереотипов, с которыми сталкивается молодежь, вступая во взрослую жизнь, и совместном поиске средств преодоления этих стереотипов. Гендерное образование взрослых носит, главным образом, адаптационный характер, помогая приспособиться к изменениям, происходящим в окружающем мире, или бороться с возникающими трудностями (Цыганкова Г.П., 2009).

Можно выделить некоторые особенности гендерной социализации, в процессе которой человек получает представление о своих и чужих гендерных ролях. Особо подчеркивается роль достаточно жестких полоролевых стереотипов, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и феминности. На формирование гендерной идентичности влияют собственный жизненный опыт, анализ поведения, общения, результатов деятельности и средств достижения этих результатов. Однако общепринятый взгляд на роли мужчины и женщины во многом определяет их брачные отношения и брак, профессиональную деятельность, социальные отношения, способ проведения досуга, выбор круга общения и т.д. Несовпадение ожиданий и жизненных реальностей приводит к взаимному разочарованию мужчин и женщин, распаду семей и т.д.

Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. Причины трудностей можно обнаружить в познавательной, эмоциональной сферах личности, в ее поведенческих проявлениях. В частности представления, знания личности о гендерных ролях могут быть недостаточными или же не соответствовать реальной ситуации.

На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональной сферах. В основе семейных конфликтов лежат неоправданные ожидания, связанные с ролевым поведением супругов. Гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей. Как правило, мужчины имеют установки на традиционный тип семейных отношений в быту (жена выполняет больший объем домашних работ, а если муж ей и помогает, то только выполнением традиционных видов «мужской работы»). Женщины чаще склоняются к эгалитарному типу распределения ролей в семье, при котором семейные обязанности делятся поровну между мужем и женой, либо распределяются в зависимости от сложившейся ситуации: основную часть домашних дел берет на себя тот член семьи, у кого больше свободного времени (Гаврилица О.А, 1998).

Наиболее выраженный деструктивный показатель ролевого конфликта – это чувство вины, которое рождается из модели восприятия женщиной своих ролей. Часто это связано с синдромом супер-женщины: иметь в жизни все (замужество, дети, карьера) и превосходно выполнять свои обязанности. Чувство вины характеризуется высокой устойчивостью и множеством сфер проявления, это отношение женщины к детям, супругу, работе, самой себе. Поведение, вызванное чувством вины, является компенсаторным, оно побуждается глубокой потребностью оправдания, что сделано что-то неправильно и это необходимо исправить. В отношении к детям компенсаторное поведение проявляется, например, в таких формах, как покупка ребенку большого количества игрушек, выполнение всех желаний ребенка. В отношения с мужем чувство вины проявляется в том, что женщина сама берет на себя большую часть домашней работы, стремясь компенсировать несоответствие идеализированному образу «хозяйки дома». В отношении к работе чувство вины проявляется в отказе от профессиональных достижений и карьеры, женщина не предпринимает действий, которые помогут ей продвигаться по служебной лестнице. Чувство вины проявляется и в отношении женщины самой к себе. Работающая женщина чувствует себя виноватой перед семьей, когда она тратит время на себя, и утверждает, что у нее «не доходят руки до себя». Она не может позволить себе заниматься спортом, тратить время на общение с подругами, походы к косметологу и т.д. Она убеждена, что личные дела – это дела, которыми следует жертвовать в первую очередь.

В 2010 году в ряде городов Беларуси было проведено исследование гендерных характеристик будущих специалистов разных сфер профессиональной деятельности. В исследовании принимало участие 66 человек, 5 вузов страны.

В ходе проведения исследования были использованы следующие диагностические методики: методика «Уровень эмоционального интеллекта» (С.А. Беляев, А.И. Янович, М.И. Мазуров), методика исследования эмпатии (И.М. Юсупов, Е.М. Никиреев), опросник «Кто Я?» (М. Куна, Т. Макпертленда), опросник С. Бем (модифицированный вариант И.С. Клециной), опросник «Индекс ургентной аддикции» Н. Тасси (адаптированный Шибко О.Л.).

Проведя анализ гендерных характеристик разных сфер профессиональной деятельности, можно сделать вывод о том, что и мужчины и женщины обладают своими особенностями, что различия не так многозначны, чтобы могли повлиять на качество выполнения работы внутри определенной сферы.

Для анализа взаимосвязи гендерных характеристик в исследовании использовался коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена. В ходе анализа было выявлено, что не существует гендерных различий между специалистами разных сфер профессиональной деятельности, а настоящий будущий специалист должен обладать рядом личностных характеристик, независимо от того, парень это или девушка, для успешной и продуктивной работы в будущем, так как вероятность ошибки более 5 %.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что независимо от пола будущий специалист должен обладать набором личностных характеристик, а не гендерными стереотипами и ожиданиями окружающих. Следовательно нормальное развитие будущего специалиста зависит не от гендерных стеореотипов, а от набора профессионально важных личностных качеств и компетенций. От того, насколько обеими сторонами понимаются и учитываются особенности этих отношений, зависит эффективность общения, установление взаимопонимания, взаимоотношений между мужчинами и женщинами и успешность социализации.

Литература

  1. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998, №4.
  2. Цыганкова Г. П. Психология гендерного воспитания в высшем колледже. Минск: МГВРК, 2009.

Информация об авторах

Савостеенко Н.А., студентка факультета социально-педагогических технологий Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, Минск, Беларусь

Метрики

Просмотров

Всего: 2163
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 136
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0