Психологические аспекты социальной адаптации и деформации развития личности несовершеннолетних в условиях ХМАО-ЮГРЫ: Постановка проблемы

36

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Снегирева Т.В., Романко О.А. Психологические аспекты социальной адаптации и деформации развития личности несовершеннолетних в условиях ХМАО-ЮГРЫ: Постановка проблемы // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Тенденции современного общественного развития, сопровождающиеся ломкой социальных стереотипов, бурным ростом культа личной свободы и личного успеха, характерного для западного общества и получившего развитие в России, находят отражение в таких деструктивных проявлениях у молодежи как: противоправное поведение, различного рода аддикции, наркотизация и алкоголизация и т.д. Социальная значимость проблемы требует ее решения не только в аспекте преодоления названных феноменов, но и в исследовании факторов, ведущих к деформациям личности и противоправному поведению, а также к выявлению их детерминант. В настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность — эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка. Наличие деструктивных проблем, проблем социальной адаптации, ресоциализации и деформаций развития личности несовершеннолетних, не только мешает гармоничному развитию ребенка, но и часто ограничивает его образовательные возможности, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития. <...>

Полный текст

Тенденции современного общественного развития, сопровождающиеся ломкой социальных стереотипов, бурным ростом культа личной свободы и личного успеха, характерного для западного общества и получившего развитие в России, находят отражение в таких деструктивных проявлениях у молодежи как: противоправное поведение, различного рода аддикции, наркотизация и алкоголизация и т.д. Социальная значимость проблемы требует ее решения не только в аспекте преодоления названных феноменов, но и в исследовании факторов, ведущих к деформациям личности и противоправному поведению, а также к выявлению их детерминант. В настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нарастание миграционных процессов, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность — эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка. Наличие деструктивных проблем, проблем социальной адаптации, ресоциализации и деформаций развития личности несовершеннолетних, не только мешает гармоничному развитию ребенка, но и часто ограничивает его образовательные возможности, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития. Следовательно, мы имеем дело с реально существующим социальным запросом (в частности, в ХМАО-Югра) который, как и вся система образования и социального обеспечения несовершеннолетних, нуждается в конструктивной помощи и качественном сопровождении. Забота о реализации прав ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности любой социальной системы. Необходима поисковая научная исследовательская работа, которая представляет собой ответ науки и практики на требования общества и дает гарантию сопровождения и поддержку любому ребенку, в том числе и совершившему преступления.

Необходимо, чтобы специалисты в области образования (педагоги, психологи, социальные работники, учителя), а так же специалисты по работе с молодежью уделяли внимание не только социально и психологически благополучным детям, но и контингенту несовершеннолетних, которые по разным причинам оказались в разряде девиантных.

Недостаточная разработанность проблемы в теоретическом плане и отсутствие научно обоснованных критериев оценки деформаций личности в отклоняющемся поведении, снижают эффективность прогноза в отношении дальнейшего развития личности и качество практических рекомендаций по организации психокоррекционной работы. Психологические измерения личностных деформаций субъекта, выступая как фиксация результата развития личности к моменту исследования, не позволяют однозначно судить о том, какими путями развивалась данная личность и какие факторы играли в этом развитии решающую роль. «…Простая констатация наличия той или иной индивидуально-психологической особенности оказывается неплодотворной без указания ее генеза и места в структуре целостной системы агрессивного поведения, а психологическая интерпретация поведения субъекта — неполной (в некоторых случаях — просто невозможной)» (Михайлова, 2000).

Авторский научный коллектив на сегодняшний день разрабатывает модель функционирования Центра сопровождения несовершеннолетних с различными видами девиаций на территории Ханты-Мансийского автономного округа, с учетом «рисков» ее внедрения; формулирует адресные задачи, реализация которых предусматривает построение и функционирование данного Центра в ХМАО-Югре (Михайлова, 2000; Романко, 2007; Снегирева, 2009).

Информация об авторах

Снегирева Татьяна Васильевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведущая лабораторией Научных основ психологического консультирования и психотерапии, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), Член редакционного совета журнала «Консультативная психология и психотерапия», Москва, Россия

Романко Оксана Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Нижневартовск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1694
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 36
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0