Психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью

31

Общая информация

Ключевые слова: психология личностных качеств

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Федонкина А.А. Психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В настоящее время многим несовершеннолетним, совершившим общественно опасные деяния, свойственна личностная незрелость. При проведении экспертизы в отношении несовершеннолетних правонарушителей часто задаются вопросы на основании части 3 статьи 20 УК РФ о наличии у подростка «отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством», а также вызванного таким отставанием ограничения возможности осознанного и волевого руководства действиями при совершении правонарушения. Категория «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» рассматривается в качестве экспертного понятия, имеющего своим психологическим эквивалентом личностную незрелость несовершеннолетнего. Существуют различные психологические подходы к трактовке феномена личностной незрелости. Некоторые признаки личностной незрелости могут считаться нормой для подросткового возраста, однако в юношеском возрасте выраженная личностная незрелость, как правило, является одним из проявлений психической патологии. В значительном числе случаев личностная незрелость у подростков сочетается с психической патологией, требующей лечения, вследствие этого, ч.3 ст.20 УК РФ применяется достаточно редко.

Полный текст

В настоящее время многим несовершеннолетним, совершившим общественно опасные деяния, свойственна личностная незрелость. При проведении экспертизы в отношении несовершеннолетних правонарушителей часто задаются вопросы на основании части 3 статьи 20 УК РФ о наличии у подростка «отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством», а также вызванного таким отставанием ограничения возможности осознанного и волевого руководства действиями при совершении правонарушения. Категория «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» рассматривается в качестве экспертного понятия, имеющего своим психологическим эквивалентом личностную незрелость несовершеннолетнего. Существуют различные психологические подходы к трактовке феномена личностной незрелости. Некоторые признаки личностной незрелости могут считаться нормой для подросткового возраста, однако в юношеском возрасте выраженная личностная незрелость, как правило, является одним из проявлений психической патологии. В значительном числе случаев личностная незрелость у подростков сочетается с психической патологией, требующей лечения, вследствие этого, ч.3 ст.20 УК РФ применяется достаточно редко.

Нами проведено эмпирическое исследование, основанное на гипотезе, что личностная незрелость является весьма распространённым феноменом среди несовершеннолетних правонарушителей, имеющим определенные психологические характеристики и специфическую структуру. Мы предположили, что рассматриваемая в этом контексте личностная незрелость связана с определёнными видами психопатологии, что в совокупности может вести к недостаточной способности подростка к осознаванию фактического характера и значения своих противоправных действий, а также недостаточной способности к руководству ими.

Материалом исследования послужили 150 заключений психологических исследований, проведенных в рамках стационарной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (средний возраст 15,8 лет) в ГНЦССП им. В.П. Сербского в 2006 – 2009 годах. При анализе заключений фиксировались выявленные в экспертизе индивидуально-психологические особенности, сопутствующая клиническая диагностика психических расстройств подэкспертных, сведения относительно степени осознанности общественно опасных деяний и волевого руководства ими.

По данным анализа, личностная незрелость была зафиксирована психологами-экспертами у 33,0% несовершеннолетних выборки. Были выделены 15 признаков, характеризующих личностную незрелость, которые мы содержательно классифицировали следующим образом: специфические признаки мотивационно-смысловой сферы (ее недостаточная развитость, поверхностность и облегчённость суждений, узкий кругозор, узкий круг интересов, в основном развлекательного характера), самосознания (слабая сформированность самосознания, недифференцированность самооценки), регулятивных функций (сниженный прогноз последствий своих действий; трудности конструктивного разрешения проблемных ситуаций, трудности волевого контроля активности, зависимость от мнения референтной группы), социальных установок (эгоцентризм, фиксация на удовлетворении собственных интересов и потребностей, низкое чувство ответственности), а также (в случаях совершения сексуальных правонарушений) – слабость полоролевой самоидентификации и идентификации объекта сексуальных потребностей.

Обнаружено, что некоторые из перечисленных признаков могли встречаться не только у несовершеннолетних с диагностированной личностной незрелостью, но и у подэкспертных без такой диагностики. Существенное различие между этими группами подростков заключалось в количестве признаков: если у первых их число составляло не менее 4 из 15 возможных, то во второй – не более 3.

С помощью кластерного анализа у несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью были выделены типичные группировки признаков:

  • слабая сформированность мотивационно-личностной сферы и способности разрешать проблемы (узкий кругозор, узкий круг интересов и предпочтение развлекательных форм активности, слабая сформированность самосознания, низкое чувство ответственности, недостаточная развитость мотивационной сферы, сниженный прогноз последствий своих действий и трудности конструктивного разрешения проблемных ситуаций);
  • пониженный уровень морального развития (фиксация на удовлетворении собственных интересов и потребностей, эгоцентризм, зависимость от мнения референтной группы);
  • недифференцированность оценок (поверхностность суждений и недифференцированная самооценка);
  • трудности волевого контроля активности.

Можно заключить, что в совокупности эти признаки образуют психологический симптомокомплекс личностной незрелости, а полученная группировка характеризует его структуру.

В проведённом нами исследовании обнаружено, что для несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью характерны определённые виды психопатологии. В подавляющем большинстве случаев у таких подростков диагностируется психопатология органического генеза (70,0%), причем значимо чаще, чем у несовершеннолетних правонарушителей с отсутствием незрелости. Отсутствие психопатологии встречается достаточно редко, всего в 6,0% случаев.

По данным анализа, большинство подростков с личностной незрелостью, могут, в целом, осознанно руководить своими противоправными действиями, то есть признаются вменяемыми в 78,0% случаев. Вместе с тем, в отличие от подростков с отсутствием личностной незрелости, такая способность у них ограничена, и их значимо чаще рекомендуется признавать ограниченно вменяемыми (56,0%) вследствие имеющихся у них органических расстройств, сопровождающихся личностной незрелостью. Таким образом, психопатология органического генеза, сопровождающаяся личностной незрелостью, существенно снижает способность несовершеннолетнего к осознанному руководству своими действиями. Механизмы взаимодействия между психопатологическими и психологическими факторами в формировании личностной незрелости, остаются пока, однако, недостаточно исследованными.

Результаты проведенного исследования могут быть применены в психологической диагностике при проведении комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних. Использование сведений о выявленном симптомокомплексе личностной незрелости, а также о количественном выражении признаков незрелости будут способствовать принятию более точных и обоснованных экспертных решений.

Информация об авторах

Федонкина Анастасия Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского» Минздрава России), старший научный сотрудник, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-5272, e-mail: afedonkina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1842
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 31
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0