Теоретико-методические аспекты исследований по методике «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»
Общая информация
Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Фанталова Е.Б. Теоретико-методические аспекты исследований по методике «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).
Фрагмент статьи
Первое большое исследование с применением авторской методики «Уровень соотношения ценност доступности в различных жизненных сферах» УСЦД) было выполнено на контингенте больных артериальной гипертонией разных форм (329 человек) и здоровых лицах (89 человек) (Е.Б.Фанталова, 1992, 2001) [16,17].
Полный текст
Первое большое исследование с применением авторской методики
«Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»
(УСЦД) было выполнено на контингенте больных артериальной гипертонией разных
форм (329 человек) и здоровых лицах (89 человек) (Е.Б.Фанталова, 1992, 2001)
[16,17]. Подтвердившаяся в нем гипотеза предполагала, что у больных ГБ
(гипертоническая болезнь – психосоматическое заболевание) по сравнению с
больными САГ (вторичная симптоматическая почечная артериальная гипертония –
непсихосоматическое заболевание) и здоровыми лицами будет наблюдаться более
высокий уровень рассогласования между смыслообразующими мотивами,
сформированными на основе ведущих жизненных ценностей (в терминах методики -
параметр «Ценность»), и механизмами целеполагания, ответственными за реализацию
смыслообразующих мотивов и не обеспечивающими ее (в терминах методики -
параметр «Доступность»). Таким образом, целью первоначального создания методики
было выявление степени диссоциации (расхождения) между «ценным» и «доступным» в
мотивационно-личностной сфере с помощью нахождения общего показателя методики,
который позволил бы измерить эту диссоциацию, став ее индикатором. В качестве
основной психометрической характеристики методики был предложен интегральный
показатель, которым стал индекс расхождения «Ценность – Доступность» (Rц-д) по
12-ти понятиям, охватывающим основные жизненно важные сферы (терминальные
ценности по М.Рокичу).
166
Были выделены также такие показатели, как «внутренний конфликт» (ВК) и
«внутренний вакуум» (ВВ). Отмечалось, что состояние ВК – это, прежде всего,
состояние «разрыва» в системе «сознание – бытие» (Ф.Е.Василюк, 1984) [ 4 ]. а
именно, состояние между потребностью в достижении внутренне значимых ценностей
и возможностью такого достижения в реальности [16,17]. Согласно терминологии
параметров методики УСЦД, значительное превышение «ценности» над «доступностью»
указывало на наличие ВК в той или иной жизненной сфере, а превышение
«доступности» над «ценностью» - на наличие ВВ, то есть на «избыточность»
присутствия чего-либо при отсутствии интереса к этому в жизни, в конкретной
ситуации. Позднее автором было введено еще понятие «нейтральной зоны» (НЗ),
указывающее на невысокое расхождение «ценности» и «доступности» или же
совпадение их по конкретной жизненной сфере. В целом динамика мотивационной
сферы личности рассматривалась в связи с состоянием между двумя плоскостями
сознания. А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих
жизненных ценностей, личностных смыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью
всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением
конкретных, легко достижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом
поле», в зоне «легкой досягаемости». Дальнейшие исследования по методике УСЦД,
проведенные за текущий период времени в различных областях общей и прикладной
психологии, по существу сводились к выяснению соотношения между «Ценностью» (Ц)
и «Доступностью» (Д) по совокупности жизненно важных сфер (В.В.Авдеев, 1997;
Е.Б.Артемьева, 2002,; О.С.Гурова, 2004, А.Г.Зайцев, Г.К.Зайцев;
И.А.Красильников,2005; С.А.Кузнецова.1999; А.В.Лебеденко. 2002; А.Ю.Стойлик,
2004; Н.Г.Уманская, 2005, и др. [1,2, 6, 7, 8, 9, 10 и др.]
Автором было показано, что интегральный показатель методики УСЦД, индекс
расхождения «Ц – Д», в целом может выступать как индикатор блокады
функционирующих в мотивационно-личностной сфере ценностно–смысловых
образований, как индикатор внутренних конфликтов, указывая на степень
расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть, между хочу и имею, а
также между хочу и могу [16,17]. Позднее, другими исследователями,
А.Я.Анцюповым и А.И.Шипиловым (1999) [3], была предложена классификация
внутриличностных конфликтов, где этот вариант конфликта между хочу и могу был
охарактеризован как конфликт нереализованного желания, а для остальных видов
конфликта также было использовано это «клише» в виде переживаемого состояния от
лица субъекта: между хочу и хочу
167
– мотивационный конфликт, между хочу и надо – нравственный конфликт, между надо
и надо – ролевой конфликт, между надо и могу – адаптационный конфликт, между
могу и могу – конфликт неадекватной самооценки . По мнению Н.В.Гришиной [5,
С.86-88], часть конфликтов из этой классификации совпадает с теми, которые были
включены в типологию невротических конфликтов, предложенную В.Н.Мясищевым [13].
Бессознательное нереализованное противоречие между хочу и могу рассматривалось
им как истерический конфликт уровня притязаний и возможностей, противоречие
между должен и могу – как неврастенический конфликт, между должен и хочу - как
обсессивно-психастенический конфликт [5, С.86], [27]. Анализируя эти варианты,
нам представляется, что такая типология внутренних конфликтов по В.Н.Мясищеву,
близкая во многом по структуре к психоанализу, может быть не вполне достаточна
для понимания ценностной основы переживания конфликтов, их экзистенциального
характера. При использовании этих сугубо клинических, а точнее, психиатрических
категорий, исчезает из рассмотрения один важный фактор, а именно, фактор
ценностного потенциала личности, находящейся в состоянии внутреннего конфликта.
При этом не раскрывается самый важный аспект конфликта, а именно, аспект
«ради»: ради чего хочу, могу, должен. Именно в этом аспекте обретающий смысл
конфликт (ради чего) и напоминает о той жизненной ценности, которая этот
конфликт породила. И в таком аспекте данный конфликт уже перестает быть сугубо
истерическим (неврастеническим, обсессивно-фобическим), поскольку обретает
новые ценностные ориентиры в окружающем мире, новые опоры в конкретном
жизненном пространстве.
В аспекте теоретического обоснования выделенного автором варианта ВК -
рассогласование между хочу и могу при высокой «Ценности» и низкой «Доступности»
(Ц↑Д↓) объекта конфликта, - представляется, что наиболее оптимальным в плане
уже известных классификаций конфликтов здесь будет привлечение классификации
внутриличностных конфликтов Курта Левина [11, С.91-96], использованной
впоследствии А.Р.Лурия при экспериментальном исследовании конфликтов [12].
Левин рассматривает три случая возникновения внутриличностного конфликта в
зависимости от специфики возможности овладения целью субъектом: « приближение –
приближение», «удаление – удаление» и «приближение – удаление». Вариант ВК,
эмпирически выделенный автором при исследовании соотношения «Ценность –
Доступность» по различным жизненно важным сферам, - это вариант «приближение –
удаление»: «высокая ценность» по отношению к выбранному объекту обладает,
168
согласно К.Левину, высокой положительной валентностью объекта, а «низкая
доступность», соответственно, высокой отрицательной валентностью по отношению к
нему. В итоге получается, что предложенное автором соотношение Ц↑Д↓ в условиях
ВК соответствует соотношению Ц+Д - согласно теории поля К.Левина и может быть
расценено как одновременное воздействие «привлекательности» и
«непривлекательности» одной и той же цели на субъекта. Следует отметить, что к
настоящему моменту имеется большое количество исследований с использованием
методики УСЦД для выяснения специфики внутренних конфликтов, адаптации, типов
смыслообразования, ценностных установок. В этих исследованиях методика
применялась как в оригинальном, так и модифицированном вариантах.
Литература
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций ( в 2-х томах). 5-ое издание. М.: ТООИХЦ «Изограф», 1997. Т.2. С.102-114
- Артемьева Е.Б.Мотивация и внутренние конфликты у больных с хроническими соматическими заболеваниями // Новые методы диагностики в клинической психологии / ред. Б.А.Маршинин. М.:Академия, 2002. С.118-132.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.,1999.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.:МГУ, 1984. С.128-136.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.:Питер, 2007.
- Гурова О.С. Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн: Автореф. дис…канд.психол.наук. Барнаул, 2004.
- Зайцев А.Г., Зайцев Г.К. Обоснование эффективности потребностно -информационного педагогического подхода к предупреждению наркозависимости у молодежи. Журн. Вопросы наркологии, 2004. №3. С.63-68.
- Красильников И.А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал. – Автореф.дисс... канд. психол.н. Саратов, 2005.
- Кузнецова С.А. Пространственно-временные и личностные аспекты жизненного пути северян. – Автореф.дисс... канд психол. н. М.:МГУ, 1999.
- Лебеденко А.В. Влияние внутриличностных конфликтов на эффективность профессиональной деятельности машинистов локомотивов. Автореф. дисс. .. канд. психол. н. М.: МГСА, 2002.
- Левин К. Типы конфликтов // Психология личности. Тексты / Под.ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.:МГУ, 1982. С.93 –96.
- Лурия А.Р. Экспериментальные конфликты у человека // Проблемы современной психологии. Ученые записки Моск. Гос .ин-та экспериментальной психологии. М.- Л., 1930. С.98-137.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников. – Автореф.дисс... канд.психол.н. М.: МГППУ, 2004.
- Уманская Н.Г. Социально-экономические, клинические и психологические аспекты эстетического лечения в терапевтической стоматологии. – Автореф. дисс... канд.мед.н. М.: МГМСУ, 2005.
- Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.
- Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов ( на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц). – Психол.журн., 1992. Т.13. №1. С.107-117.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3676
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 160
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1