СУСАННА ЯКОВЛЕВНА РУБИНШТЕЙН (к 100-летию со дня рождения)*

116

Общая информация

* Печатается по изданию: Журнал «Дефектология», №4, 2011 – С. 91-92. Публикуется с разрешения автора.

Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Коробейникова Е.Ю. СУСАННА ЯКОВЛЕВНА РУБИНШТЕЙН (к 100-летию со дня рождения) // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).

Фрагмент статьи

Рубинштейн Сусанна Яковлевна – известный отечественный психолог, человеческая, творческая и профессиональная биография которого напрямую связана с непростой историей становления отечественной патопсихологии. Выбор сложных жизненных целей и приоритетов, обретение качеств масштабного ученого, ответственного исследователя, а в последующем – мудрого наставника новых поколений специалистов – все это рождалось и развивалось как результат сложения собственных незаурядных способностей, самоотверженных, целенаправленных усилий и, конечно же, опыта сотрудничества с людьми, составлявшими цвет российской психологической науки.

Полный текст

Рубинштейн Сусанна Яковлевна – известный отечественный психолог, человеческая, творческая и профессиональная биография которого напрямую связана с непростой историей становления отечественной патопсихологии. Выбор сложных жизненных целей и приоритетов, обретение качеств масштабного ученого, ответственного исследователя, а в последующем – мудрого наставника новых поколений специалистов – все это рождалось и развивалось как результат сложения собственных незаурядных способностей, самоотверженных, целенаправленных усилий и, конечно же, опыта сотрудничества с людьми, составлявшими цвет российской психологической науки. Так, еще будучи студенткой педагогического факультета Второго МГУ (позже МГПИ им. В.И. Ленина, ныне МПГУ), она обратила на себя внимание Алексея Николаевича Леонтьева, распознавшего в ней тонкого, наблюдательного исследователя-экспериментатора. После окончания университета С.Я. Рубинштейн включается в исследования, связанные с разработкой психологических основ профотбора и профориентации, а в 1938 году поступает в аспирантуру Всесоюзного института экспериментальной медицины, где начинает работать под руководством Александра Романовича Лурии. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году их сотрудничество продолжается в нейрохирургическом госпитале в поселке Кисегач на Урале, где большая группа психологов проводила научную и практическую работу по восстановлению трудоспособности военнослужащих, получивших тяжелые черепно-мозговые травмы. Здесь начинается ее многолетнее плодотворное сотрудничество с такими выдающимися советскими психологами, как Александр Владимирович Запорожец, Блюма Вульфовна Зейгарник, Соломон Григорьевич Геллерштейн, Эсфирь Соломоновна Бейн. Опыт работы военных лет был обобщен ею в кандидатской диссертации «Восстановление трудоспособности у больных с военной травмой мозга» (1945).В 1946 г. С.Я. Рубинштейн начала работу в лаборатории патопсихологии НИИ судебной психиатрии им. Сербского. Здесь окончательно оформился и укрепился научный интерес Сусанны Яковлевны к исследованию психологических механизмов возникновения сложных психопатологических синдромов при душевных заболеваниях. Начатое ею исследование слуховых галлюцинаций было продолжено, завершено и оформлено в качестве докторской диссертации в 1972 г. уже в стенах Московского НИИ психиатрии Минздрава РСФСР. С этим институтом связаны наиболее продуктивные годы научной работы С.Я. Рубинштейн (с 1957г. по 1979 г.). Здесь, вместе с Б.В. Зейгарник – руководителем лаборатории патопсихологии, ее другом и соратником, она включается в многолетнюю разработку методических и теоретических аспектов экспериментальной патопсихологии, способствуя ее становлению как самостоятельной научной дисциплины. Благодаря ее постоянным и энергичным усилиям, в научных и лечебных учреждениях психиатрического профиля многих городов страны организуются психологические лаборатории. Профессия патопсихолога становится все более востребованной, но подготовка этих специалистов всего в нескольких университетах страны не удовлетворяет нарастающего спроса. В этих условиях С.Я. Рубинштейн, при участии сотрудников лаборатории патопсихологии, а также кафедры нейро- и патопсихологии психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова организует регулярные республиканские семинары, подготовку специалистов на рабочих местах и иные формы повышения профессиональной квалификации патопсихологов. Созданное ею практическое руководство «Экспериментальные методики патопсихологии» (изд. «Медицина», 1970 г.) является первым и на долгие годы единственным учебным пособием для большинства психологов той поры и иных специалистов, работающих с психических больными людьми. Другим, не менее, а даже более знаменитым учебным изданием, но уже в среде специалистов-дефектологов, становится книга «Психология умственно отсталого школьника», первоначально оформившаяся как курс лекций для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. Начиная с конца 50-х годов прошлого столетия, эта книга к нынешнему времени выдержала 6 новых изданий. Необычайную популярность книги в профессиональной среде можно объяснить понятным, последовательным, доступным, но строго научным изложением предмета, ясным пониманием и описанием автором наиболее проблемных узлов, связанных с воспитанием и обучением детей с интеллектуальными нарушениями. В этой книге нет оптимистичных, но безответственных прогнозов на перспективы их развития, качества их социализации, но есть высокая требовательность к профессиональным качествам специалистов, благодаря которым умственно отсталый ребенок может быть благополучно введен в культуру средствами образования. Практикум по экспериментально-психологическому исследованию детей с нарушениями интеллектуального развития является наиболее значимой частью курса специальной психологии, который С.Я. Рубинштейн на протяжении 20 с лишним лет преподавала московским студентам-дефектологам. Этот курс не оставлял равнодушным ни одного студента, многие, по прошествии лет, вспоминали его как наиболее яркий среди прочих, а некоторые из студентов, впервые приобщившись к психологии на лекциях Сусанны Яковлевны, стали впоследствии специалистами высокой квалификации в области коррекционной и клинической психологии. «Психология умственно отсталого школьника» - образец мудрой, полезной книги на многие времена, книги, понятной специалистам из других стран и иных культур: известны ее переводы на польский, болгарский, немецкий, испанский, китайский языки. Возвращаясь к жизнеописанию Сусанны Яковлевны Рубинштейн, следует, наверное, упомянуть ее неожиданный уход из Московского НИИ психиатрии, которому она отдала лучшие, наиболее плодотворные годы своей жизни. Следуя полуофициальным рекомендациям «партии и правительства» советского государства о сокращении штатов НИИ и «омоложении» их кадрового состава, администрация института оперативно и услужливо подготовила списки сотрудников, подлежащих увольнению. В первую очередь, по формальному признаку, в список попали люди пенсионного возраста. В итоге единственный в институте доктор психологических наук, полный сил и творческих планов ученый, пользующийся огромным уважением своих коллег не только в СССР, но и за рубежом, активный организатор патопсихологической службы страны, неутомимый воспитатель многих поколений дефектологов и университетских психологов увольняется как недееспособный пенсионер. Пусть этот постыдный факт в истории славного института психиатрии останется на совести лиц, тому способствовавших. Этот удар Сусанна Яковлевна сумела перенести с присущим ей достоинством, хотя, понятно, что стоило ей это огромных усилий. Вытесненная из научного учреждения, она не оставляет научную и преподавательскую деятельность: работает в качестве патопсихолога-практика в Московском детском психоневрологическом санатории №44, продолжает писать статьи по проблемам воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями психического развития, читает лекции на психологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. В начале 1990 года, усталая, но несломленная, Сусанна Яковлевна уходит из жизни. Без всяких преувеличений о ней можно сказать, что жизнь ее, дела ее продолжаются в жизни и делах многочисленных ее учеников, которые с огромной признательностью и благодарностью чтят ее светлую память.

Информация об авторах

Коробейникова Екатерина Юрьевна, студент факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: ekaterinayk@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3190
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 116
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3