Гендерные различия в распределении коэффициентов ведущей руки по результатам HDT-теста
Общая информация
Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, ведущая рука
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Степанова О.Б., Горина И.С. Гендерные различия в распределении коэффициентов ведущей руки по результатам HDT-теста // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).
Фрагмент статьи
В последнее время в детской психологии значительно увеличился интерес к связи типа ПЛО и особенностям развития ВПФ. Развитие двигательной сферы и, в частности, мануальной латерализации, имеет особое значение не только для обучения конкретным навыкам (например, письму), но и для развития ребенка в целом. Поэтому при поступлении ребенка в школу важно правильно и по возможности наиболее полно оценить латеральные предпочтения в моторной сфере.
Полный текст
В последнее время в детской психологии значительно увеличился интерес к связи типа ПЛО и особенностям развития ВПФ. Развитие двигательной сферы и, в частности, мануальной латерализации, имеет особое значение не только для обучения конкретным навыкам (например, письму), но и для развития ребенка в целом. Поэтому при поступлении ребенка в школу важно правильно и по возможности наиболее полно оценить латеральные предпочтения в моторной сфере. Несмотря на наличие достаточно большого количества тестов, позволяющих оценить различные моторные асимметрии, сложно однозначно определить, какой из тестов является наиболее «удачным». При подборе методик для работы с детьми младшего школьного возраста особое внимание должно быть уделено следующим аспектам: ограничение времени для проведения тестов (в силу большей утомляемости детей) и возможность получения объективных данных о мануальных предпочтениях. Поэтому в своем исследовании мы обратились к немецкому тесту на определение ведущей руки ―Hand-Dominanz-Test‖ (HDT). Тест включает в себя три субтеста (требующих специальных бланков) и состоят из тренировочных серий и основных серий, выполняемых на время отдельно правой и левой руками. На основании общего балла (суммы сырых баллов за выполнение всех трех субтестов) с помощью таблицы находится процентильный ранг испытуемого, который позволяет отнести его к одной из 5 групп по рукости: имеющие процентильный ранг меньше 3, относятся к группе выраженной леворукости, процентильные ранги от 3-8 образует группу леворукости, от 9-16 – группу амбидекстральности, 17-79 – группу праворукости, выше 79 – группу выраженной праворукости. В исследовании приняло участие 56 детей 6,5-7,5 лет (28 мальчиков и 28 девочек), ученики школ №1811 и №1321 г. Москвы. Критерием подбора испытуемых были возраст и обучение их по программе массовой школы. Основные результаты выполнения теста детьми были изложены нами ранее, в данном сообщении мы обращаем внимание на особенности выполнения теста детьми разного пола. Полученные с помощью статистической обработки (пакет SPSS) одномерные характеристики распределений коэффициентов ведущей руки, а также различия между средними значениями коэффициентов ведущей руки у мальчиков и девочек показали, что средние значения коэффициентов ведущей руки у девочек для всех 3-х субтестов статистически значимо больше смещены в сторону положительных величин по сравнению с мальчиками. Это означает, что за фиксированное время девочки при выполнении субтеста «Проведение линий» чертят линию большей длины и проставляют точки в большее количество фигур при выполнении субтестов «Ряды с кругами» и «Ряды с квадратами». Разброс коэффициентов ведущей руки по всем 3-м субтестам имеет меньшие значения у девочек по сравнению с мальчиками, что свидетельствует о том, что движения рук у девочек более стабильны и устойчивы, чем у мальчиков. Диапазон вариабельности между максимальным и минимальным значениями коэффициентов ведущей руки у девочек несколько меньше, чем у мальчиков, особенно по субтесту «Ряды с кругами». И у мальчиков, и у девочек средние значения коэффициентов ведущей руки для субтеста «Проведение линий» имеют большую величину, чем для субтестов «Ряды с кругами» и «Ряды с квадратами». Это свидетельствует о большей успешности правой руки в осуществлении первого задания или о дифференцирующей силе субтеста «Проведение линий» для правой руки. Этот факт трудно объяснить эффектами научения, т.к. характер движений рук при выполнении субтеста «Проведение линий» отличается от характера движений при осуществлении 2-х других. Сравнение коэффициентов ведущей руки по 3-м субтестам отдельно для выборок мальчиков и девочек показало, что у мальчиков статистически значимо попарно различаются коэффициенты ведущей руки между субтестами «Проведение линий» и «Ряды с кругами». Для первого субтеста они больше, т.е. расположены правее, чем для третьего субтеста. Различий между коэффициентами ведущей руки при выполнении субтестов «Ряды с кругами» и «Ряды с квадратами» у мальчиков не обнаружено. В выборке девочек наблюдается статистически достоверное различие между субтестом «Проведение линий» и двумя субтестами «Ряды». В первом субтесте среднее значение коэффициентов ведущей руки больше сдвинуто в сторону положительных (преференционных для правой руки) значений по сравнению с другими субтестами. При этом между коэффициентами ведущей руки в субтестах «Ряды с кругами» и «Ряды с квадратами» у девочек достоверных различий не выявлено. Распределение положительных, отрицательных и нулевых значений коэффициентов ведущей руки в выборке мальчиков и девочек выявило. статистически значимые (p<0.000) различия, т.е. у мальчиков достоверно чаще встречаются неположительных значения коэффициентов ведущей руки по сравнению с девочками. Процентильные распределения коэффициентов ведущей руки в выборке мальчиков отдельно для каждого субтеста показывают, что 50% значений коэффициентов ведущей руки находятся в интервале от 6 до 21 для субтеста «Проведение линий», в интервале от -2 до 14 для субтеста «Ряды с кругами» и в интервале от -2 до 8 для субетста «Ряды с квадратами». Процентильные распределения коэффициентов ведущей руки в выборке девочек показывают, что 50% значений коэффициентов ведущей руки находятся в диапазоне от 14 до 24 для субтеста «Проведение линий», от 6 до 18 для субтеста «Ряды с кругами» и от 2 до 12 для субтеста «Ряды с квадратами». Эти результаты свидетельствуют о том, что средний диапазон коэффициентов ведущей руки у девочек смещен вправо по шкале рукости и представляется более узким, чем у мальчиков.Полученные результаты содержательно совпадают с результатами, полученными на оригинальных выборках немецких мальчиков и девочек. Так, по замыслу разработчиков теста диагностика рукости конкретного испытуемого осуществляется при помощи готовой графической таблицы. По оси абсцисс графика-таблицы расположены значения итоговой суммы сырых баллов по всем 3-м субтестам, по оси ординат с левой стороны таблицы расположены процентильные ранги. Чтобы определить процентильный ранг конкретного испытуемого необходимо от значения суммы сырых баллов на оси абсцисс провести вверх перпендикуляр до пересечения с графиком прямой, соответствующей той выборке (мальчики, девочки), к которой относится испытуемый. Соответствующее высоте точки пересечения значение ординаты показывает процентильный ранг испытуемого. На основании процентильного ранга оценивается позиция испытуемого в соответствующей выборке и осуществляется отнесение его к одной из 5 групп классификации испытуемых по степени рукости. Чем больше процентный ранг, тем более выражена праворукость испытуемого. После вычисления процентного ранга (например, ПР=53%, т.е. согласно классификации испытуемый относится к группе праворуких) позиция испытуемого интерпретируется следующим образом: праворукость испытуемого более ярко выражена, чем у 53% выборки испытуемых, или только 47% выборки имеют более ярко выраженную праворукость, чем данный испытуемый. При этом в выборке немецких детей график прямой, соответствующий распределению мальчиков расположен выше графика распределения девочек, т.е. имеет больший угол наклона прямой. Это означает, что для получения одной и той же величины процентильного ранга итоговая сумма сырых баллов мальчиков должна иметь меньшее значение по сравнению с итоговой суммой сырых баллов девочек. Сходная картина была получена и в настоящем исследовании, где для каждого из 3-х субтестов девочки имеют большие средние значения коэффициентов ведущей руки по сравнению с мальчиками. В связи с изложенным выше, дальнейшая работа по освоению нового метода HDT должна продолжиться в плане создания графических таблиц нормированных распределений для выборок мальчиков и девочек, с помощью которых возможно вычислять процентильные ранги и диагностировать степень рукости детей.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1788
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 45
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0