Гендерные различия в распределении коэффициентов ведущей руки по результатам HDT-теста

46

Общая информация

Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, ведущая рука

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Степанова О.Б., Горина И.С. Гендерные различия в распределении коэффициентов ведущей руки по результатам HDT-теста // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).

Фрагмент статьи

В последнее время в детской психологии значительно увеличился интерес к связи типа ПЛО и особенностям развития ВПФ. Развитие двигательной сферы и, в частности, мануальной латерализации, имеет особое значение не только для обучения конкретным навыкам (например, письму), но и для развития ребенка в целом. Поэтому при поступлении ребенка в школу важно правильно и по возможности наиболее полно оценить латеральные предпочтения в моторной сфере.

Полный текст

В последнее время в детской психологии значительно увеличился интерес к связи типа ПЛО и особенностям развития ВПФ. Развитие двигательной сферы и, в частности, мануальной латерализации, имеет особое значение не только для обучения конкретным навыкам (например, письму), но и для развития ребенка в целом. Поэтому при поступлении ребенка в школу важно правильно и по возможности наиболее полно оценить латеральные предпочтения в моторной сфере. Несмотря на наличие достаточно большого количества тестов, позволяющих оценить различные моторные асимметрии, сложно однозначно определить, какой из тестов является наиболее «удачным». При подборе методик для работы с детьми младшего школьного возраста особое внимание должно быть уделено следующим аспектам: ограничение времени для проведения тестов (в силу большей утомляемости детей) и возможность получения объективных данных о мануальных предпочтениях. Поэтому в своем исследовании мы обратились к немецкому тесту на определение ведущей руки ―Hand-Dominanz-Test‖ (HDT). Тест включает в себя три субтеста (требующих специальных бланков) и состоят из тренировочных серий и основных серий, выполняемых на время отдельно правой и левой руками. На основании общего балла (суммы сырых баллов за выполнение всех трех субтестов) с помощью таблицы находится процентильный ранг испытуемого, который позволяет отнести его к одной из 5 групп по рукости: имеющие процентильный ранг меньше 3, относятся к группе выраженной леворукости, процентильные ранги от 3-8 образует группу леворукости, от 9-16 – группу амбидекстральности, 17-79 – группу праворукости, выше 79 – группу выраженной праворукости. В исследовании приняло участие 56 детей 6,5-7,5 лет (28 мальчиков и 28 девочек), ученики школ №1811 и №1321 г. Москвы. Критерием подбора испытуемых были возраст и обучение их по программе массовой школы. Основные результаты выполнения теста детьми были изложены нами ранее, в данном сообщении мы обращаем внимание на особенности выполнения теста детьми разного пола. Полученные с помощью статистической обработки (пакет SPSS) одномерные характеристики распределений коэффициентов ведущей руки, а также различия между средними значениями коэффициентов ведущей руки у мальчиков и девочек показали, что средние значения коэффициентов ведущей руки у девочек для всех 3-х субтестов статистически значимо больше смещены в сторону положительных величин по сравнению с мальчиками. Это означает, что за фиксированное время девочки при выполнении субтеста «Проведение линий» чертят линию большей длины и проставляют точки в большее количество фигур при выполнении субтестов «Ряды с кругами» и «Ряды с квадратами». Разброс коэффициентов ведущей руки по всем 3-м субтестам имеет меньшие значения у девочек по сравнению с мальчиками, что свидетельствует о том, что движения рук у девочек более стабильны и устойчивы, чем у мальчиков. Диапазон вариабельности между максимальным и минимальным значениями коэффициентов ведущей руки у девочек несколько меньше, чем у мальчиков, особенно по субтесту «Ряды с кругами». И у мальчиков, и у девочек средние значения коэффициентов ведущей руки для субтеста «Проведение линий» имеют большую величину, чем для субтестов «Ряды с кругами» и «Ряды с квадратами». Это свидетельствует о большей успешности правой руки в осуществлении первого задания или о дифференцирующей силе субтеста «Проведение линий» для правой руки. Этот факт трудно объяснить эффектами научения, т.к. характер движений рук при выполнении субтеста «Проведение линий» отличается от характера движений при осуществлении 2-х других. Сравнение коэффициентов ведущей руки по 3-м субтестам отдельно для выборок мальчиков и девочек показало, что у мальчиков статистически значимо попарно различаются коэффициенты ведущей руки между субтестами «Проведение линий» и «Ряды с кругами». Для первого субтеста они больше, т.е. расположены правее, чем для третьего субтеста. Различий между коэффициентами ведущей руки при выполнении субтестов «Ряды с кругами» и «Ряды с квадратами» у мальчиков не обнаружено. В выборке девочек наблюдается статистически достоверное различие между субтестом «Проведение линий» и двумя субтестами «Ряды». В первом субтесте среднее значение коэффициентов ведущей руки больше сдвинуто в сторону положительных (преференционных для правой руки) значений по сравнению с другими субтестами. При этом между коэффициентами ведущей руки в субтестах «Ряды с кругами» и «Ряды с квадратами» у девочек достоверных различий не выявлено. Распределение положительных, отрицательных и нулевых значений коэффициентов ведущей руки в выборке мальчиков и девочек выявило. статистически значимые (p<0.000) различия, т.е. у мальчиков достоверно чаще встречаются неположительных значения коэффициентов ведущей руки по сравнению с девочками. Процентильные распределения коэффициентов ведущей руки в выборке мальчиков отдельно для каждого субтеста показывают, что 50% значений коэффициентов ведущей руки находятся в интервале от 6 до 21 для субтеста «Проведение линий», в интервале от -2 до 14 для субтеста «Ряды с кругами» и в интервале от -2 до 8 для субетста «Ряды с квадратами». Процентильные распределения коэффициентов ведущей руки в выборке девочек показывают, что 50% значений коэффициентов ведущей руки находятся в диапазоне от 14 до 24 для субтеста «Проведение линий», от 6 до 18 для субтеста «Ряды с кругами» и от 2 до 12 для субтеста «Ряды с квадратами». Эти результаты свидетельствуют о том, что средний диапазон коэффициентов ведущей руки у девочек смещен вправо по шкале рукости и представляется более узким, чем у мальчиков.Полученные результаты содержательно совпадают с результатами, полученными на оригинальных выборках немецких мальчиков и девочек. Так, по замыслу разработчиков теста диагностика рукости конкретного испытуемого осуществляется при помощи готовой графической таблицы. По оси абсцисс графика-таблицы расположены значения итоговой суммы сырых баллов по всем 3-м субтестам, по оси ординат с левой стороны таблицы расположены процентильные ранги. Чтобы определить процентильный ранг конкретного испытуемого необходимо от значения суммы сырых баллов на оси абсцисс провести вверх перпендикуляр до пересечения с графиком прямой, соответствующей той выборке (мальчики, девочки), к которой относится испытуемый. Соответствующее высоте точки пересечения значение ординаты показывает процентильный ранг испытуемого. На основании процентильного ранга оценивается позиция испытуемого в соответствующей выборке и осуществляется отнесение его к одной из 5 групп классификации испытуемых по степени рукости. Чем больше процентный ранг, тем более выражена праворукость испытуемого. После вычисления процентного ранга (например, ПР=53%, т.е. согласно классификации испытуемый относится к группе праворуких) позиция испытуемого интерпретируется следующим образом: праворукость испытуемого более ярко выражена, чем у 53% выборки испытуемых, или только 47% выборки имеют более ярко выраженную праворукость, чем данный испытуемый. При этом в выборке немецких детей график прямой, соответствующий распределению мальчиков расположен выше графика распределения девочек, т.е. имеет больший угол наклона прямой. Это означает, что для получения одной и той же величины процентильного ранга итоговая сумма сырых баллов мальчиков должна иметь меньшее значение по сравнению с итоговой суммой сырых баллов девочек. Сходная картина была получена и в настоящем исследовании, где для каждого из 3-х субтестов девочки имеют большие средние значения коэффициентов ведущей руки по сравнению с мальчиками. В связи с изложенным выше, дальнейшая работа по освоению нового метода HDT должна продолжиться в плане создания графических таблиц нормированных распределений для выборок мальчиков и девочек, с помощью которых возможно вычислять процентильные ранги и диагностировать степень рукости детей.

Информация об авторах

Степанова Ольга Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6751-5082, e-mail: psy_stob@mail.ru

Горина Ирина Станиславовна, кандидат психологических наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, доцент кафедры нейро-и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1790
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 46
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1