Создание и апробация методики экспресс - диагностики интеллектуальной недостаточности у «безречевых» детей раннего возраста
Общая информация
Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, методика, диагностика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Верещагина Н.В. Создание и апробация методики экспресс - диагностики интеллектуальной недостаточности у «безречевых» детей раннего возраста // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).
Фрагмент статьи
Необходимость разработки и внедрения универсальных психодиагностических методик для выявления интеллектуальной недостаточности у детей указывалась и реализовывалась в работах многих ученых [5,6,7,8]. Однако современные дети отличаются от своих сверстников 60 -80 годов прошлого века ухудшением здоровья не только в соматическом, но и в психологическом аспекте, что накладывает отпечаток на раннее психо-речевое развитие.
Полный текст
Необходимость разработки и внедрения универсальных психодиагностических методик для выявления интеллектуальной недостаточности у детей указывалась и реализовывалась в работах многих ученых [5,6,7,8]. Однако современные дети отличаются от своих сверстников 60 -80 годов прошлого века ухудшением здоровья не только в соматическом, но и в психологическом аспекте, что накладывает отпечаток на раннее психо-речевое развитие. Так, собственное исследование 252 детей в возрасте 2 -3 лет в процессе адаптации к детскому саду показало, что нормальное речевое развитие (по А.Н.Гвоздеву) имеют 15,9% детей, т.е. только 20 детей смогли выразить словами свои потребности, требовали речевого общения от взрослых и сопровождали свои действия речью. 41,3% детей 2 -3 лет имели словарный запас в пределах 15-20 слов, что указывало на задержку речевого развития (не отмеченную невропатологом при обследовании). 24,6% детей обнаружили выраженную протестную реакцию с криком (неречевые звуки, гортанные, рычащие, хриплый свист), паданием на пол: дети бежали из группы по коридору, с участка по дорожкам, не обращая внимания на слова взрослого; на уговоры и попытки прижать к себе реагировали укусами, царапанием взрослых, вырывались и набрасывались на детей, т.е. демонстрировали явные признаки дезадаптивного поведения. В медицинских картах этих детей невропатологом отмечена перинатальная энцефалопатия с синдромом двигательных нарушений. Из бесед с родителями выяснено, что ранняя медикаментозная помощь детям не проводилась. Еще 18,2% детей реагировали на посещение детского сада замкнутостью, отгороженностью, отсутствием речевых контактов и трудностями установления контакта со взрослыми и сверстниками. С медицинской точки зрения особенностей развития выявлено не было. Таким образом, получается, что 42,8% детей раннего возраста имеют выраженное недоразвитие речи с нарушением коммуникативной функции, дезадаптивным поведением и трудностями социальной адаптации. Поэтому становится актуальной дифференциальная диагностика истинной задержки речевого развития от интеллектуальной недостаточности у детей 2 - 3 лет.
Имеющиеся методики изучения психического развития детей 2 - 3лет представляют собой либо опросник для родителей, ответы на вопросы которых часто являются субъективным мнением последних и не отражают реального положения дел, либо имеют узкоспециализированную направленность: для логопедов, для психологов, для дефектологов, что не всегда удобно для использования, особенно в условиях отсутствия речи у маленьких детей. Поэтому на основании опыта работы с такими детьми и анализа имеющегося диагностического инструментария была разработана и апробирована Карта обследования детей раннего возраста, направленная на оценку шести сфер развития ребенка: общего психического развития (перцептивные процессы, мышление, память, внимание), игровая деятельность, двигательная сфера, эмоционально- волевая и коммуникативная сфера, речевая сфера, особенности нервной системы [2,3,4]. Карта легко заполняется – подчеркиваем возможных вариантов ответов (в большинстве случаев – по принципу самостоятельно, с помощью, не справился), а также содержит вывод по уровню развития каждой их оцениваемых областей развития ребенка по принципу - соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту. Также были выделены балльные показатели уровней психо-речевого развития ребенка раннего возраста: соответствие возрастным нормативам – более 2,31 балла, незначительное отклонение от возрастных нормативов – 1,71- 2,3 балла, выраженное несоответствие возрастным норматива – менее 1,7 балла. Достоинствами Карты можно считать универсальность (не требует узких специальных знаний, поэтому может применяться психологами, дефектологами, логопедами), результаты подлежат статистической обработке (удобно хранить и делать выводы по успешности коррекционно – развивающей работе), экономичность затрат (обследование ребенка занимает не более 10 минут, легкость и быстроту обработки обеспечивает структура Карты и предлагаемые ответы для подчеркивания). Отличительной особенностью Карты от других психолого-педагогических методик оценки интеллектуального развития детей раннего возраста является учет психофизиологических параметров: индивидуальный профиль межполушарной асимметрии (ведущая рука, нога, ухо, глаз) и скоростные характеристики деятельности ребенка, а также наличие цифрового интервала оценки уровня интеллектуального развития «безречевых» детей. Стандартизация и валидизация Карты проходила путем применения известных психометрических процедур [1], что показало возможность получения достоверных данных об уровне интеллектуального развития детей 2 -3 лет в кратчайшие сроки.
Сравнительное исследование позволило выделить принципиальные различия психо-речевого развития детей раннего возраста с нарушенным (124 ребенка) и нормальным речевым онтогенезом (128 детей). «Безречевые» дети в 2 -3 года достоверно отличаются от сверстников незрелостью центральной нервной системы, что проявляется в невыраженном индивидуальном профиле функциональной асимметрии (при р≤0,05), а также в дисбалансе тормозных и активирующих влияний систем головного мозга (при р≤0,05). Эти дети обнаружили несформированность ведущих моторных систем (рука, нога), а также отличались гиперактивностью или чрезмерной медлительностью. Закономерными результатами исследования стали достоверные различия между группами детей в уровнях речевого (при р≤0,01) и общего психического развития (при р≤0,01). Обращает внимание отсутствие различий между группами по игровой, двигательной, эмоционально – волевой и коммуникативной сферам, что указывает на вторичных характер отклонений в общем психическом развитии у «безречевых» детей. В целом, дети с нарушенным речевым онтогенезом имеют доказанное (при р≤0,05) несоответствие психоречевого развития возрастным нормативам. Таким образом, разработанная методика экспресс - диагностики интеллектуальной недостаточности у детей 2 – 3 лет с нарушенным речевым развитием может быть использована как для мониторинга психического развития детей в группах компенсирующей направленности, так и для проведения сравнительных исследований.
Литература
- Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб, 2006.
- Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду. – Спб, 2009.
- Верещагина Н.В. Проблемы дифференциальной диагностики интеллектуальной недостаточности в раннем возрасте: авторский подход \\ Материалы международной виртуальной научно-практической конференции. – Мурманск, 2010. – С. 85-90.
- Верещагина Н.В. Экспресс – диагностика интеллектуальной недостаточности у детей раннего возраста \\ Материалы международной научно-практической конференции. – СПб, 2009. – С. 121-124.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1970.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.- М., 2001.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3848
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 117
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0