Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути

519

Общая информация

Рубрика издания: Подросток в мегаполисе и за его пределами

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути // На пороге взросления.

Фрагмент статьи

Понятие внутренней позиции (далее – ВП), введенное в лексикон от­ечественной психологии Л. И. Божович [3], имеет уже шестидесятилет­нюю историю. Тем не менее, как неоднократно отмечалось, оно остает­ся сравнительно мало проработанным в теоретическом плане. Имеет­ся немало разнообразных трактовок данного понятия, но это многооб­разие связано с различиями в теоретических интерпретациях, которые были даны этому понятию. Основания для такого многообразия трак­товок дают сами работы Л. И. Божович, в которых, как показал глубо­кий теоретический анализ, проведенный Т. А. Нежновой, содержание понятия внутренней позиции менялось с годами. Тем не менее, изуче­ние работ по проблеме ВП личности показывает, что в представлениях об этой психологической реальности у большинства авторов много об­щего. Действительно, и в работах Л. И. Божович, в которых данное по­нятие было введено впервые, и в исследованиях других авторов, изу­чавших ВП, подразумевается феноменология, хорошо известная любо­му человеку на собственном опыте, – активное отношение человека к какому-либо значимому предмету или явлению в жизни (желание осу­ществить что-то, стремление поступить определенным образом, «пото­му что не могу иначе»). Это и есть единичное проявление внутренней позиции, поддающееся изучению при помощи эмпирических методов.

Литература

  1. Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2007.
  2. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (II).// Бо­жович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008. – с. 334–344.
  3. Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР, М., 1951, вып. 36, с. 3 – 28.
  4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984.
  5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Во­просы психологии. 1966. с. 62–75.
  6. Выготский Л. С. История развития высших психических функций// Вы­готский Л. С. Собр. Соч.: в 6 т. Т. 3. С. 5–328.
  7. Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт. – М.: Языки славянских куль­тур, 2010 .
  8. Леонтьев Д. А. Психология смысла. – М., Смысл, 2005.

Информация об авторах

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1374
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 519
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0