Влияние социокультурных норм на формирование женской сексуальности

Общая информация

Рубрика издания: Телесность: социокультурые нормы и аномалии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Попова Ю.А. Влияние социокультурных норм на формирование женской сексуальности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Поиск исторических сведений, относящихся к сексуальной жизни людей в глубокой древности, начиная с доисторического периода, очень важен для понимания истории сексуальности человека.

В мифологии, эпосе, преданиях большинства народов многочисленные свидетельства говорят о первоначальном, существовавшем еще в дописьменную эпоху, периоде матриархата – организации общества, основанной на материнском праве, когда женщина играла ведущую роль в общественной жизни. В этом плане примечательны находки в Европе и Азии «Венер палеолита», которые передают обобщенный образ женщины – «женщины вообще», «материнского божества», «Великой матери». Это свидетельствовало о том, что все люди в эту эпоху повсеместно поклонялись единственной богине «Великой матери», воплощающей в себе все силы природы и называющейся в разных племенах: Рея-Кибелла Всеуносящая на Крите, «Великая Богиня-Мать» в материковой Греции (и ее более поздние ипостаси Гея, Деметра, Геката), «Ашторет» в Персии, Инанна в шумерском эпосе, «Астарта или Иштар» в Вавилоне, грозная Лилит в ливийской пустыне, Танит в карфагене, Бахучара Мата в Индии, Нейт, а затем Изида в Египте, Коатликуэ, а затем Ла Лоба - «Старуха, которая знает» на территории современной Мексики и т.д. Великая Богиня-мать объединяла в себе и материнский и эротический принципы и, в единстве своего плодородия и сексуальности, была первой религией. Такое обожествление и страх перед женским началом полностью исключали сексуальное насилие над женщиной внутри матриархального общества.

Полный текст

Поиск исторических сведений, относящихся к сексуальной жизни людей в глубокой древности, начиная с доисторического периода, очень важен для понимания истории сексуальности человека.

В мифологии, эпосе, преданиях большинства народов многочисленные свидетельства говорят о первоначальном, существовавшем еще в дописьменную эпоху, периоде матриархата – организации общества, основанной на материнском праве, когда женщина играла ведущую роль в общественной жизни. В этом плане примечательны находки в Европе и Азии «Венер палеолита», которые передают обобщенный образ женщины – «женщины вообще», «материнского божества», «Великой матери». Это свидетельствовало о том, что все люди в эту эпоху повсеместно поклонялись единственной богине «Великой матери», воплощающей в себе все силы природы и называющейся в разных племенах: Рея-Кибелла Всеуносящая на Крите, «Великая Богиня-Мать» в материковой Греции (и ее более поздние ипостаси Гея, Деметра, Геката), «Ашторет» в Персии, Инанна в шумерском эпосе, «Астарта или Иштар» в Вавилоне, грозная Лилит в ливийской пустыне, Танит в карфагене, Бахучара Мата в Индии, Нейт, а затем Изида в Египте, Коатликуэ, а затем Ла Лоба - «Старуха, которая знает» на территории современной Мексики и т.д. Великая Богиня-мать объединяла в себе и материнский и эротический принципы и, в единстве своего плодородия и сексуальности, была первой религией. Такое обожествление и страх перед женским началом полностью исключали сексуальное насилие над женщиной внутри матриархального общества.

Раскол этих двух аспектов женской сущности произошел гораздо позже, в период низложения ранних женских божеств и заменой их пантеоном мужских. Герои-воины сменили великолепных владычиц любви и смерти. Жрецы новых культов объявили войну женскому началу, вытесняя ее сексуальную и превознося материнскую функцию. Из многочисленных исторических источников становится очевидным, что в первое время в постматриархальном общесте безудержное сексуальное насилие над женщинами было средством коллективного самоутверждения и устрашения в прошлом всесильных жриц. Власть и величие Великой Богини пало, женщина лишилась обожествления и могла теперь восприниматься либо как сексуальный объект, либо как мать-жена. По словам Энгельса Ф., низложение матриархата было историческим поражением женщины: она постепенно превратилась в простое орудие деторождения (для правонаследия). Наступила эпоха гомоэротизма; цивилизованное общество охватила однополая страсть, которая еще более подчеркивала победу патриархата. Философия, наука превратились в интеллектуальное мужское времяпровождение. Лишь о гетерах и, еще, о спартанках  упоминалось отчасти с уважением, отчасти насмешливо.

Такое положение дел привело к появлению в Древней Греции двух противоположных социальных ролей женщины: жена-хозяйка дома и гетера-подруга. Ограниченная социальная активность первых действительно снижала их ценность в качестве сексуального партнера. Поэтому утонченный эротизм, образованность и свободную чувственность древние греки искали в объятиях гетер, являвшихся, в сущности, отголосками матриархальных культов. Война с сексуальностью развернулась в Средние Века. С одной стороны, под «Молотом ведьм» погибали самые эротически привлекательные умные и красивые женщины, а с другой стороны, поэты и трубадуры воспевали образ Прекрасной Дамы – идеализированный объект романтического благоговения, а не полового влечения. Раскол этих двух ранее единых аспектов восприятия женской сексуальности привел к появлению невротического разрыва между любовью и сексом, что, в большинстве случаев, сопровождается разнообразными сексуальными расстройствами.

Начало двадцатого века характеризовалось развитием самосознания общества в вопросах пола, но и здесь не обошлось без гиперкомпенсаций. Желаемое равноправие лишило женщину ее специфически женской сущности, еще более размыв контуры феминности и маскулинности. Эмансипация оказалась пустой победой, т.к. она была добыта путем отрицания аутентичной природы женщины, которая есть сосуд, хранящий в себе мистерию жизни.

Изучая психогенные механизмы возникновения женских сексуальных расстройств мы обнаружили, что в большинстве случаев у женщин занижена самооценка по параметрам внешней привлекательности в качестве сексуального партнера и принятия своей телесной самости при положительной оценке своих характеристик как жены и матери. Это говорит о нарушении идентификации с собственным телом, что тормозит проявления свободной чувственности и, скорее всего является последствием социокультурного влияния общества, еще не преодолевшего архаичного раскола между двумя пластами женской сущности, между любовью и сексом. Высокую распространенность сексуальных нарушений у женщин можно объяснить тем, что женщина живет в полностью и вынуждена ориентироваться на ценности маскулинного мира для успешной адаптации в нем. Это не способствует расцвету женской сексуальности. Особенности традиционного понимания эротизма, разделяющие любовь и секс, приводит к тому, что  женщина должна либо подавить свою естественную сексуальность для роли жены, либо запретить себе любить, для того, чтобы наслаждаться сексом. Желание «уйти» от женской роли и «стать мужчиной» неизбежно должно сопровождаться чувством неполноценности, а по своей сути это является запретом на проявление своей сексуальности, неспособностью любить в соответствии со спецефикой женской роли – принять в себя мужчину целиком и без остатка.

Нельзя не отметить, что большинство сексологических работ посвящено изучению  мужской сексуальности. Женская сексуальность оставалась   менее освещенной, так как женские сексуальные проблемы в большинстве своем не препятствуют зачатию и не сказываются на уровне рождаемости. Изучение женской сексуальности с научных позиций началось сравнительно недавно, в середине девятнадцатого века. Но до сих пор удельный вес научной литературы, посвященной мужской сексуальности, значительно больше и по количеству, и по маштабности исследований. Большинство авторов описывают феномены женской сексуальности на контрасте с более изученными и лучше изложенными материалами относительно феноменов мужской сексуальности. Подобное мнение не выходит за рамки обывательских рассуждений и является глубоко ошибочным.

Практическая деятельность сексологов и психологов, занятых в области сексологии, формирует проблемную ситуацию, характеризующуюся, с одной стороны, необходимостью понимания психологических и психофизиологических аспектов возникновения и, с другой стороны, недостаточной их освещенностью в сексологической и психологической литературе. Наилучшей идеей для такого системного взгляда на «сексуальность» как свойство личности. Именно поэтому методологически правильным будет рассматривать проблему сексуальности путем анализа такого психологического понятия как «личность», которая  погружена в определенную социокультурную среду.

Информация об авторах

Попова Ю.А., Южный Федеральный Университет (г. Ростов-на-Дону), Россия, e-mail: soloveyrostov@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2856
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11