Влияние отношения к своему телу и половой принадлежности на самоотношение личности

Общая информация

Рубрика издания: Телесность: социокультурые нормы и аномалии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Шарай Т.П. Влияние отношения к своему телу и половой принадлежности на самоотношение личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Одной из важнейших задач любой психокоррекционной работы является формирование позитивного самоотношения. Отношение  человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных  отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций (С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Н.Ю. Хусаинова). По мнению А.П. Корнилова, позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, в свою самостоятельность, энергичность, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуациях неопределенности. С.Г. Якобсоном и Г.И. Моревой показано, что люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами и реже страдают психосоматическими расстройствами. Негативное же самоотношение, по мнению С. Куперсмита, является источником психологических проблем, являющихся причиной обращения за помощью к психологу.

Полный текст

Одной из важнейших задач любой психокоррекционной работы является формирование позитивного самоотношения. Отношение  человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных  отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций (С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Н.Ю. Хусаинова). По мнению А.П. Корнилова, позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, в свою самостоятельность, энергичность, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуациях неопределенности. С.Г. Якобсоном и Г.И. Моревой показано, что люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами и реже страдают психосоматическими расстройствами. Негативное же самоотношение, по мнению С. Куперсмита, является источником психологических проблем, являющихся причиной обращения за помощью к психологу.

В современной психологии проблеме самоотношения уделяется пристальное внимание. Среди зарубежных и отечественных исследований можно назвать работы Р.Бернса, С. Куперсмита, С.Р. Пантилеева, М. Розенберга, Н.И. Сарджвеладзе, Е.Т. Соколовой, В.В. Столина, Р. Щавельзона, изучавших особенности строения самоотношения. Д.В. Желателев, А.П. Корнилов, М.И. Лисина, Г.И. Морева, К. Роджерс, И.Г. Чеснова, С.Г. Якобсон исследовали взаимосвязи самоотношения с другими проявлениями личности. Н.Н. Авдеева, А. Адлер, Р. Бернс, Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Савонько, В. Сатир, Э. Эриксон выделяли факторы, оказывающие влияние на  формирование самоотношения.

При этом, несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию самоотношения, ни в одной из них не акцентировалось внимание на гендерных особенностях рассматриваемого феномена. И это несмотря на то, что в последние десятилетия в психологии общеосознанна необходимость учета межполовых (гендерных) различий психических процессов, свойств, личностных образований (И.В. Грошев, И.С. Клецина, О.Г. Лопухова и др.).

Одним из направлений развития гендерных исследований в психологии является «женская психология». «Женские исследования» (women studies) направлены на  решение задачи выявления особенностей женского опыта и чисто «женских» психологических проблем (Р. Хоф). Как отмечает И.С. Клецина, проблема половой дифференциации в рамках этого направления приобрела новый ракурс. В основном исследования «женской психики» ориентированы на психологическую практику, выполняются в контексте психологической помощи женщинам, пострадавшим в результате психического или физического насилия, и, чаще всего, не находят отражения в научных публикациях. Среди немногих авторов, касающихся проблем женской психологии, - Ю.Е. Алешина, С. Бем, Ш. Берн, И.С. Кон.

В рамках гендерной психологии близкими к теме нашего исследования являются работы, посвященные выявлению особенностей самооценок у мальчиков и девочек, юношей и девушек (Я.И. Михайловский, О.М. Мороз, Н.Н. Обозов, И.В. Тельнюк), анализу степени выраженности отдельных компонентов самоотношения у мужчин и женщин (Т.Н. Курбатова, Я.В. Куус), взаимосвязи образа тела и самоотношения у старшеклассников (Д.В. Желателев). Однако, эти исследования сфокусированы на межполовых различиях диагностируемых свойств и не обращены к конкретной специфике женского пола, как это требуется в работах, выполняемых в русле женской психологии. Так, обзор литературы показал, что недостаточно изученным остается вопрос об особенностях самоотношения женщин. Кроме того, в психологической практике отсутствуют поло-ориентированные технологии изменения самоотношения методами психологического воздействия.

Поэтому целью нашего исследования явилось выявление специфики изменения самоотношения женщин в процессе многомерного психологического воздействия.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что в результате целенаправленного многомерного психологического воздействия, оказываемого в процессе проведения тренингов, учитывающих специфику пола, происходят позитивные изменения в системе самоотношения женщин.

Методы исследования и обработки данных включали логико-теоретический анализ литературы по проблеме исследования; диагностику с помощью опросника самоотношения В.В. Столина, методики определения психологического пола личности  С.Бем (в модификации О.Г. Лопуховой), личностного опросника Кэттела 16PF; метод формирующего эксперимента, а также методы математической обработки эмпирических данных.

Эмпирическую базу исследования составили данные диагностики показателей компонентов самоотношения, психологического пола личности, личностных факторов 53 женщин от 19 до 23 лет. Было осуществлено три диагностических среза: первый – до проведения тренинга, второй – в середине тренингового процесса, последний – после. Тренинговое воздействие продолжалось пять дней по три часа каждый день. Из общего количества человек, 29 принимало участие в телесно-ориентированном тренинге, 24 – в тренинге развития женского самосознания.

На основе теоретического материала, позволившего выявить  психологические особенности женщин, нами были разработаны два авторских тренинга.  В  основу первого был положен концептуальный подход, подчеркивающий важность биологического пола личности и его телесной представленности в человеке. Согласно этому подходу, было сделано предположение о том, что психологическая работа, направленная на чувствование, осознавание и принятие своего тела у женщин  будет способствовать ее большему самопринятию в целом. В основу второго тренинга легли исследования, показывающие важность для формирования психологического пола личности социальных  установок, характеризующих представления в социуме о мужчинах и женщинах. Поэтому, дополнительно к телесной составляющей, было оказано воздействие на когнитивный аспект самосознания женщины - согласно чему формировался позитивный  образ «женского»,  рассматривались его возможности и сильные стороны.

На подготовительном этапе была проведена апробация этих двух тренингов, уточнено их содержание, затем, в соответствии с поставленными целью и задачами, проведен формирующий эксперимент, направленный на изменение системы самоотношения женщин в результате проведения многомерного психологического воздействия.

В целом проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. В результате теоретического и экспериментального исследования установлено, что в качестве основных параметров, влияющих на развитие  самоотношения женщин являются отношение к своему телу, а также элементы самосознания - степень принятия своей половой принадлежности и осознанность эмоционального пласта своей личности. Выделенные параметры могут рассматриваться в качестве мишеней психологического воздействия.

2. Проведение телесно-ориентированного тренинга способствует:

  • повышению адаптивности системы самоотношения: системообразующим фактором в структуре корреляционной плеяды показателей компонентов самоотношения и личностных факторов выступает маскулинность, представляющая отражение социальных установок, ценностей, и стереотипов поведения, свойственных мужчинам;
  • вхождению интегрального самоотношения в систему качеств, характеризующих как женский, так и мужской образы, соответствующие стили поведения. Целостное и позитивное восприятие личностью себя характеризуется большей представленностью как мужского, так и женского начал (что способствует более успешной самореализации в современном мире).

3. У женщин, прошедших тренинг развития женского самосознания:

  • выявлена динамика показателя I (жесткость-чувствительность) в сторону усиления женственности, чувствительности, что подчеркивает специфику данного тренинга, направленного не только на изменение самоотношения на нескольких уровнях личности (телесном, эмоциональном и коммуникативном), но и акцентуацию внимания на когнитивном уровне (через осмысление себя как женщины);
  • происходит формирование «специфической женской маскулинности», которая подразумевает восприятие себя в разных качествах: и как «женщины-хранительницы очага» (традиционное представление) и как успешно самореализующейся женщины.

4. В результате многомерного психологического воздействия с использованием  как танцевально-телесного тренинга, так тренинга развития женского самосознания, у женщин происходит усиление адаптивности внутренней психологической системы, что открывает им возможности для более гармоничного личностного саморазвития и самореализации.

Литература

  1. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. М.: МГУ, 1983. 284с.
  2. Желателев Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом: дис…канд. психол. наук / Д.В. Желателев; СПб., 1999. 230с.
  3. Лопухова О.Г.  Психологический пол личности в современных социальных условиях: дис….канд. психол. наук. / О.Г. Лопухова.  Казань, 2000. 162с.
  4. Кон И.С. Психология половых различий / И.С. Кон // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.78-83.
  5. Желателев Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом: дис…канд. психол. наук / Д.В. Желателев; СПб., 1999. 230с.

Информация об авторах

Шарай Татьяна Петровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ТГГПУ (Татарский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет), Россия, e-mail: tsharaj@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4937
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7