Особенности адаптации студентов-первокурсников, не удовлетворенных своим физическим обликом
Общая информация
Рубрика издания: Телесность в образовательной среде: проблемы и перспективы
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Переломова И.В. Особенности адаптации студентов-первокурсников, не удовлетворенных своим физическим обликом // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Телесно ориентированная терапия широко распространена как в восточных, так и западных оздоровительных системах (у-шу, цигун, тай цзи цюань, йога, методика Александера, Фельденкрайса, Хеллера и др.). Наряду с коррекцией отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (позвоночник, стопа), большое значение для улучшения функционального состояния человека в этих методиках имеет и оптимизация психической сферы.
В последние годы интерес к нетрадиционным оздоровительным методикам в связи с доступностью информации через Интернет среди студентов значительно возрос, в связи с чем отдельные элементы этих систем стали использоваться в педагогическим процессе на кафедре физического воспитания и спорта ТулГУ. Вместе с тем, психологические особенности студентов, не удовлетворенных своим физическим обликом или имеющих недостаточную (не соответствующую паспортному возрасту) гибкость в суставах позвоночника, представляются изученными недостаточно, что и явилось целью настоящей работы.
Полный текст
Телесно ориентированная терапия широко распространена как в восточных, так и западных оздоровительных системах (у-шу, цигун, тай цзи цюань, йога, методика Александера, Фельденкрайса, Хеллера и др.). Наряду с коррекцией отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (позвоночник, стопа), большое значение для улучшения функционального состояния человека в этих методиках имеет и оптимизация психической сферы.
В последние годы интерес к нетрадиционным оздоровительным методикам в связи с доступностью информации через Интернет среди студентов значительно возрос, в связи с чем отдельные элементы этих систем стали использоваться в педагогическим процессе на кафедре физического воспитания и спорта ТулГУ. Вместе с тем, психологические особенности студентов, не удовлетворенных своим физическим обликом или имеющих недостаточную (не соответствующую паспортному возрасту) гибкость в суставах позвоночника, представляются изученными недостаточно, что и явилось целью настоящей работы.
Проанализированы данные тестирования 127 студентов-первокурсников (90 девушек и 37 юношей), поступивших на медицинский факультет и обследованных в сентябре 2007 года с использованием компьютерной программы «Allonic.NET 4.3» (Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Самсонова Г.О., Саулин А.А., 2003-2006), включающей 45 вопросов и 9 тестов. Статистическая обработка проведена по методу Стьюдента (Excel 11.0) с определением достоверности различий между подгруппами. Данные представлены как M±m.
22 из 90 девушек (24,4±4,5%,) отметили, что они не полностью удовлетворены физическим «Я». Наиболее частой причиной явилась избыточная масса тела (ИМТ) – 9 случаев (10%), у 5 девушек – плоскостопие (5,6%). Остальные предложенные программой варианты ответов встретились одинаково часто – по 2 случая (2,2%): нарушение осанки, сколиоз, слабое развитие мускулатуры и прочие отклонения.
Среди 37 юношей не удовлетворены своим физическим обликом 20 человек (54,1±8.2%, P<0,01 по сравнению с девушками). Причинами явились плоскостопие (5 человек, 13,5%), ИМТ (4 юноши, 10,8%), нарушение осанки и слабое развитие мускулатуры – у 6 человек (по 8,1%). Сколиоз и другие причины также были названы одинаково часто – по 2 случая (5,4%).
Следует отметить, что свою массу тела оценили как избыточную 17 девушек, однако доставляет психологический дискомфорт она только 9 из них (52,9%). У 16 респонденток ИМТ была с детства, у 1 появилась недавно. 9 девушек считают, что ИМТ отрицательно влияет на уровень здоровья, остальные 8 – что нет. Пробовали корригировать массу тела 7 из 17 студенток, из них 4 – путем ограничения в питании, 1 –специальной диетой и 2- физическими нагрузками.
В группе юношей 2 из 6 студентов не считают ИМТ недостатком. У 4 из 6 она была с детства, у 2 – появилась недавно, в том числе у считающего так юноши, вес которого при росте
Средний рост девушек, удовлетворенных физическим «Я» (1 подгруппа) составил 171,3±
Неудовлетворенность своим физическим обликом сопровождается отрицательными изменениями в системе биоритмов: достоверно хуже субъективно оцениваемое качество сна как у юношей, так и у девушек, у которых еще и выше сонливость в первые полчаса после подъема. Юноши 2 подгруппы высокодостоверно ниже оценивают свой уровень здоровья, чем 1 подгруппы, а у девушек различия не достигли критерия достоверности.
Хотя уровень психоэмоциональной напряженности в цветовом тесте М.Люшера (ЦТЛ, 8-цветовой ряд) не различался, наблюдались особенности в выборе отдельных цветов. Так, красный цвет у девушек 2 подгруппы располагался достоверно дальше от начала ряда, занимая 3,91±0,33 позицию, чем в 1 подгруппе (2,94±0,22), что может указывать на снижение качества стеничности.
У юношей достоверные различия выявлены в позиции желтого цвета: у юношей 2 подгруппы этот цвет занимал 5,05±0,55 позицию по сравнению с 3,5±0,57 позицией в 1 подгруппе, что может символизировать отказ от перемен, увеличение разочарованности и завистливости. Кроме того, у юношей достоверно выше уровень тревожности (позиция коричневого цвета).
Не имеют желания учиться на начальном этапе 8,8% девушек первой и 22,7% 2 подгруппы (в 2,5 раза чаще), а также, соответственно, 11,1 и 21,0% юношей. Студенты с неудовлетворенным физическим «Я» отметили, что им учиться трудно, несколько чаще, чем лица без проблем (девушки – в 73 и 69%, юноши – в 74 и 50%). Следует отметить, что юноши 2 подгруппы достоверно чаще не удовлетворены и своими отношениями с преподавателями (26,3 и 5,5%).
Кроме того, повышенная критичность студентов 2 подгруппы распространяется и на оценку характера своего питания. Им недовольны 31,8% девушек и 31,5% юношей (в 1 подгруппе – 10,3 и 0%). В стрессовой ситуации обвиняют окружающих 36,6 и 25,0% девушек (P>0,05), а у юношей с физическими проблемами экстрапунитивный тип реагирования встречается достоверно чаще, в 36,8%, чем в подгруппе без проблем (5,5%).
Достоверных различий в музыкальных предпочтениях (классическая или эстрадная музыка), а также в громкостном уровне прослушиваемой музыки мы не нашли. Вместе с тем, студентки с неудовлетворенным физическим обликом несколько чаще обнаружили интерес к восточным оздоровительным системам (54,4% и 37,9%), а у юношей наблюдается обратное соотношение, однако различия статистически недостоверны.
Мотивация к исправлению имеющихся физических проблем представляется у 17-18 летних подростков следующей. Не верят в реальность их исправления 36,4% и 30% юношей; считают, что нет времени – 40,9% девушек и 30% юношей, не находят возможности это сделать 10% юношей. Весьма важным представляется тот факт, что 22,7% девушек (5 человек) и 6 юношей (30%) не знают, как это сделать. Можно предположить, что именно с этим контингентом работа может быть наиболее успешной.
Снижение уровня гибкости отмечено у 53,3% девушек и 40,5% юношей. Основными особенностями адаптации этих студентов являются:
-
ухудшение качества сна у девушек,
-
стремление в пролонгированному сну в свободный день у юношей,
-
увеличение ЧСС и индекса ЦТЛ у девушек,
-
относительное смещение к концу цветового ряда зеленого и желтого цвета у девушек и красного – у юношей,
-
большие субъективно оцениваемые трудности в учебе у девушек;
-
отказ от высокого громкостного уровня прослушиваемой музыки у юношей.
Понимая, что индивидуальная коррекция, в том числе и психотерапевтическая, в силу ряда обстоятельств вряд ли может быть организована. И также в целях повышения интереса к тестированию в программу «Allonic.NET» были заложены комплексы физических упражнений по исправлению имеющихся физических проблем и развитию гибкости, которые вместе с результатами выдаются в электронном виде. По данным массовых исследований определены также алгоритмы риска развития ИМТ даже при нормальных показателях роста и веса.
Таким образом, осознание несовершенства собственного тела и недостаточная гибкость в суставах позвоночника у студентов-первокурсников сопровождается снижением уровня адаптации по данным комплексного исследования. В дальнейшем целесообразно проведение психологического тестирования для верификации уровня (суб) депрессии.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2326
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4