Особенности адаптации студентов-первокурсников, не удовлетворенных своим физическим обликом

Общая информация

Рубрика издания: Телесность в образовательной среде: проблемы и перспективы

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Переломова И.В. Особенности адаптации студентов-первокурсников, не удовлетворенных своим физическим обликом // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Телесно ориентированная терапия широко распространена как в восточных, так и западных оздоровительных системах (у-шу, цигун, тай цзи цюань, йога, методика Александера, Фельденкрайса, Хеллера и др.). Наряду с коррекцией отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (позвоночник, стопа),  большое значение для улучшения функционального состояния человека в этих методиках имеет и оптимизация психической сферы.

В последние годы интерес к нетрадиционным оздоровительным методикам в связи с доступностью информации через Интернет среди студентов  значительно возрос, в связи с чем  отдельные элементы этих систем стали использоваться в  педагогическим процессе на кафедре физического воспитания и спорта ТулГУ. Вместе с тем, психологические особенности студентов, не удовлетворенных своим физическим обликом или имеющих недостаточную (не соответствующую  паспортному возрасту) гибкость в суставах позвоночника, представляются изученными недостаточно, что и явилось целью настоящей работы.

Полный текст

Телесно ориентированная терапия широко распространена как в восточных, так и западных оздоровительных системах (у-шу, цигун, тай цзи цюань, йога, методика Александера, Фельденкрайса, Хеллера и др.). Наряду с коррекцией отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (позвоночник, стопа),  большое значение для улучшения функционального состояния человека в этих методиках имеет и оптимизация психической сферы.

В последние годы интерес к нетрадиционным оздоровительным методикам в связи с доступностью информации через Интернет среди студентов  значительно возрос, в связи с чем  отдельные элементы этих систем стали использоваться в  педагогическим процессе на кафедре физического воспитания и спорта ТулГУ. Вместе с тем, психологические особенности студентов, не удовлетворенных своим физическим обликом или имеющих недостаточную (не соответствующую  паспортному возрасту) гибкость в суставах позвоночника, представляются изученными недостаточно, что и явилось целью настоящей работы.

Проанализированы данные тестирования 127 студентов-первокурсников (90 девушек и 37 юношей), поступивших на медицинский факультет и обследованных в сентябре 2007 года с использованием компьютерной программы «Allonic.NET 4.3» (Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Самсонова Г.О., Саулин А.А., 2003-2006), включающей 45 вопросов и 9 тестов. Статистическая обработка проведена  по методу Стьюдента (Excel 11.0) с определением достоверности различий между подгруппами. Данные представлены как M±m.

22 из 90 девушек  (24,4±4,5%,) отметили, что они не полностью удовлетворены физическим «Я». Наиболее частой причиной явилась избыточная масса тела (ИМТ) – 9 случаев (10%), у 5  девушек – плоскостопие (5,6%). Остальные предложенные программой варианты ответов встретились одинаково часто – по 2 случая (2,2%): нарушение осанки, сколиоз, слабое развитие мускулатуры и прочие отклонения.

Среди 37 юношей не удовлетворены своим физическим обликом 20 человек (54,1±8.2%, P<0,01 по сравнению с девушками). Причинами явились плоскостопие (5 человек, 13,5%), ИМТ (4 юноши, 10,8%), нарушение осанки и слабое развитие мускулатуры – у 6 человек (по 8,1%). Сколиоз и другие причины также были названы одинаково  часто – по 2 случая (5,4%). 

 Следует отметить, что свою массу тела оценили как избыточную 17 девушек, однако доставляет психологический дискомфорт она только 9 из них (52,9%). У 16 респонденток ИМТ была с детства, у 1 появилась недавно. 9 девушек считают, что ИМТ отрицательно влияет на уровень здоровья, остальные 8 – что нет. Пробовали корригировать массу тела 7 из 17 студенток, из них 4 – путем ограничения в питании, 1 –специальной диетой и 2- физическими нагрузками.

В группе юношей 2 из 6 студентов не считают ИМТ недостатком. У 4 из 6 она была с детства, у 2 – появилась недавно, в том числе у считающего так юноши, вес которого при росте 168 см составляет 68 кг. Пытались снижать МТ 4 человека, из них 2 – с помощью физических нагрузок, 1 – диетой и 1 – биологическими добавками. 

Средний рост девушек, удовлетворенных физическим «Я» (1 подгруппа) составил 171,3±1,09 см. вес – 61,0±1,5 кг, а девушек, имеющих проблемы (2 подгруппа) – 169,6±1,7 см и 68,6±4,6 кг; у юношей, соответственно, 167,0±2,0 см и 58,8±2,2 кг и 168,0±1,9 см и 63,9±3,5 кг. По уровню АД выделенные подгруппы не различались (124,0/73,0 и 130.2/78,4 мм рт.ст.  у девушек и 121,5/75,0 и 125,6/74,8 мм рт.ст. у юношей). Однако частота сердечных сокращений (ЧСС) у девушек 2 подгруппы была достоверно больше (87,4±3,0 и 77,3±1,0 уд/мин), в то время как у юношей различий не выявлено.  Время задержки дыхания на выдохе (проба Генча) у  девушек 2 подгруппы также было достоверно короче, что может быть связано с активацией тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Неудовлетворенность своим физическим обликом сопровождается отрицательными изменениями в системе биоритмов: достоверно хуже  субъективно оцениваемое качество сна как у юношей, так и у девушек, у которых еще и выше сонливость в первые полчаса после подъема. Юноши 2 подгруппы высокодостоверно ниже оценивают свой уровень здоровья, чем 1 подгруппы, а у девушек различия не достигли критерия достоверности.

Хотя уровень психоэмоциональной напряженности в цветовом тесте М.Люшера (ЦТЛ, 8-цветовой ряд) не различался,  наблюдались особенности в выборе отдельных цветов. Так, красный цвет у девушек 2 подгруппы располагался достоверно дальше от начала ряда, занимая 3,91±0,33 позицию, чем в 1 подгруппе (2,94±0,22), что может указывать на снижение качества стеничности.

У юношей достоверные различия выявлены в позиции желтого цвета: у юношей 2 подгруппы этот цвет занимал 5,05±0,55 позицию по сравнению с 3,5±0,57 позицией в 1 подгруппе, что может символизировать отказ от перемен, увеличение разочарованности и завистливости. Кроме того, у юношей достоверно выше уровень тревожности (позиция коричневого цвета).

Не имеют желания учиться на начальном этапе 8,8% девушек первой  и 22,7% 2 подгруппы (в 2,5 раза чаще), а также, соответственно, 11,1 и 21,0% юношей. Студенты с неудовлетворенным физическим «Я» отметили, что им учиться трудно, несколько чаще, чем лица без проблем (девушки – в 73 и 69%, юноши – в 74 и 50%). Следует отметить, что юноши 2 подгруппы  достоверно чаще не удовлетворены и своими отношениями с преподавателями (26,3 и 5,5%).

Кроме того, повышенная критичность студентов 2 подгруппы распространяется и на оценку характера своего питания. Им недовольны 31,8% девушек и 31,5% юношей (в 1 подгруппе – 10,3 и 0%). В стрессовой ситуации обвиняют окружающих  36,6 и 25,0% девушек   (P>0,05), а у юношей с физическими проблемами экстрапунитивный тип реагирования встречается достоверно чаще, в 36,8%, чем в подгруппе без проблем (5,5%).

Достоверных различий в музыкальных предпочтениях (классическая или эстрадная музыка), а также в громкостном уровне прослушиваемой  музыки мы не нашли. Вместе с тем, студентки с неудовлетворенным физическим обликом   несколько чаще обнаружили интерес к восточным оздоровительным  системам (54,4% и 37,9%), а у юношей наблюдается обратное соотношение, однако различия статистически недостоверны. 

Мотивация к исправлению имеющихся физических проблем представляется у 17-18 летних подростков следующей. Не верят в реальность их исправления  36,4% и 30% юношей; считают, что нет времени – 40,9% девушек и 30% юношей, не находят возможности это сделать 10% юношей. Весьма важным представляется тот факт, что 22,7% девушек (5 человек) и 6 юношей (30%) не знают, как это сделать. Можно предположить, что именно с этим контингентом работа может быть наиболее успешной.

Снижение уровня гибкости отмечено у 53,3% девушек и 40,5% юношей. Основными особенностями адаптации этих студентов являются:

  • ухудшение качества сна у девушек,
  • стремление в пролонгированному сну в свободный день у юношей,
  • увеличение ЧСС и индекса ЦТЛ у девушек,
  • относительное смещение к концу цветового ряда зеленого и желтого цвета у девушек и красного – у юношей,
  • большие субъективно оцениваемые трудности в учебе у девушек;
  • отказ от высокого громкостного уровня прослушиваемой музыки у юношей.

Понимая, что индивидуальная коррекция, в том числе и психотерапевтическая, в силу ряда обстоятельств вряд ли может быть организована. И также в целях повышения интереса к тестированию в программу «Allonic.NET» были заложены комплексы физических упражнений по исправлению имеющихся физических проблем и развитию гибкости, которые вместе с результатами  выдаются в электронном виде. По данным массовых исследований определены также алгоритмы риска развития ИМТ даже при нормальных показателях роста и веса.

Таким образом, осознание несовершенства собственного тела и недостаточная гибкость в суставах позвоночника у студентов-первокурсников сопровождается  снижением уровня адаптации по данным комплексного исследования. В дальнейшем целесообразно проведение  психологического тестирования для верификации  уровня (суб) депрессии. 

Информация об авторах

Веневцева Юлия Львовна, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней Тульского государственного университета,, e-mail: ketava@rambler.ru

Мельников Александр Христофорович, доктор медицинских наук, зав. отделом функциональной диагностики клинико-диагностического центра Тульской областной больницы, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней медицинского института Тульского Государственного университета, Россия, e-mail: meln@tula.net

Переломова И.В., кандидат биологических наук, доцент

Метрики

Просмотров

Всего: 2291
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2