Творчество как способ разрешения телесных проблем

Общая информация

Рубрика издания: Телесность в образовательной среде: проблемы и перспективы

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Колесниченко Т.В. Творчество как способ разрешения телесных проблем // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Согласно Юнгу, развитие – это процесс превращения энергии и направления её по каналам. Поскольку, согласно представлениям Юнга, энергию нельзя «заставить» двигаться и изменяться, должен быть какой-то способ осуществления этих изменений. Зрительный образ, который спонтанно создаётся бессознательным, обеспечивает силу, привлекающую психическую энергию. Символ облегчает  преобразование энергии и направляет нас на получение желаемого или новой, значимой для нас информации.

Психическое развитие не может быть достигнуто только за счёт намерения и воли, оно нуждается в привлечении символов. Но формирование символов произойти не может, пока разум не задержится достаточно долго на элементарных фактах, т.е. можно сказать, пока внутренняя или внешняя потребности жизненного процесса не станут причиной преобразования энергии.

Полный текст

Я  сказал: «У меня есть для тебя ещё одна загадка. К чему это относится? «Как мне хочется выпить, алкоголя разумеется, после прочтения нескольких сложных глав по квантовой механике?»
Внук ответил: «Не понимаю. Я не знаю квантовой механики».
«А тебе и не нужно её знать, - сказал я, - можно дать и неграмотный ответ».
Милтон Эриксон «Мой голос останется с вами»

Согласно Юнгу, развитие – это процесс превращения энергии и направления её по каналам. Поскольку, согласно представлениям Юнга, энергию нельзя «заставить» двигаться и изменяться, должен быть какой-то способ осуществления этих изменений. Зрительный образ, который спонтанно создаётся бессознательным, обеспечивает силу, привлекающую психическую энергию. Символ облегчает  преобразование энергии и направляет нас на получение желаемого или новой, значимой для нас информации.

Психическое развитие не может быть достигнуто только за счёт намерения и воли, оно нуждается в привлечении символов. Но формирование символов произойти не может, пока разум не задержится достаточно долго на элементарных фактах, т.е. можно сказать, пока внутренняя или внешняя потребности жизненного процесса не станут причиной преобразования энергии.

Целью воспитания в Древней Руси было подготовить детей к жизни и труду для обеспечения вечного  продолжения жизни народа. Детей рано включали в трудовую деятельность, развивали трудовые умения и навыки. Средствами физического воспитания были закаливание, подвижные игры и труд. Исторические предания, легенды, былины воспевали подвиги богатырей, воспитывали гордость за своё отечество. Особое место занимали на Руси праздники, составной частью которых были игры. Неотъемлемой частью педагогического наследия древних славян является устное народное творчество: колыбельные песни,  сказки, пословицы, былины. Воспитание было направлено на формирование необходимых зрительных образов. «Развитие Древней Руси осуществлялось через подражание сильным, одарённым, духовным, целостным  личностям, что создавало динамику развития государства.  Раннее занятие физическим трудом, закаливание, физические упражнения, подвижные игры формировало сильную, свободную личность, готовую в необходимый исторический период преодолеть инстинкт личного самосохранения для защиты и сохранения народа Древней Руси» [1].

Былина – целостный образ, состоящий из символов разного превращения энергии, т.е. сохраняющий все возможные варианты развития событий. В зависимости от силы природной энергии, от силы внутреннего напряжения реализовывался один из вариантов развития событий. Меняющиеся символы этого образа заставляли прочувствовать текущий через них процесс самопознания.

Неотъемлемой частью педагогического наследия древних славян являются не только былины, но и сказки, пословицы. «Степного коня на конюшне не удержать». «Ему же много дано, много и взыщется». «Лебедь по поднебесью, мотылёк над землёй, всякому свой путь». «Бог по силе крест налагает».

Работая психиатром в клинике, Юнг обнаружил, что спонтанные реакции его пациентов, творения их рук, сновидения и фантазии являлись ограничением таких продуктов культуры, как сказки, мифы и религиозные истории.

«Эта аналогия, равно как восстановление непрерывной духовной традиции, идущей от гностиков, давали ему устойчивою опору. Его типологические исследования, начало которым было положено в занятиях мифологией, получили новый импульс. Он считал, что без истории нет психологии бессознательного. Поскольку мифология является общественным, т.е. национальным продуктом культуры, она трансперсональна: её разделяет группа, а не просто индивид. Юнг выдвинул гипотезу, что эти символы пришли с более глубокого универсального уровня психики, который он называет «коллективным бессознательным». Коллективное бессознательное творчески и в соответствии с собственной логикой соединяет образы и энергии. Эта логика открылась Юнгу, когда он изучал алхимию, которую он понял как процесс создания нового человека» [2,258].

В детском возрасте, пока мы открыты и доверяем окружающему миру, окружающим людям, особенно родителям, от которых зависим, мы вынуждены принимать их мыслеформы  либо без сопротивления, либо с сопротивлением, которое они умеют преодолевать. Мы принимаем в своё ментальное тело пищу – информацию целостными «кусками», не дробя на части. Аналитическая функция ума включается позже, когда ментальное тело уже загромождено почти до предела.

Маленький ребёнок познаёт радость существования, возможности быть самим собой. Взрослея, он познаёт страдание оттого, что быть самим собой нельзя. Больше неулаженных проблем остаётся с тем из родителей, с кем у ребёнка или подростка было, казалось бы, больше взаимопонимания. Вместе с любовью и пониманием этот родитель отдаёт ребёнку и свои проблемы. Чтобы избежать страданий, ребёнок уступает и, в конце концов, строит из себя новую личность, соответствующую тому, чего хотят от него взрослые. Он создаёт в себе новые личности, маски. Создание масок – это следствие нашего стремления скрыть от самих себя или от других людей нашу неулаженную проблему. Проблема может быть в том, что нас отвергли, покинули, а может быть, унизили, предали. И мы принимаем маску-образ беглеца, зависимого, маленького ребёнка или какую-то другую. Образ-маска представляет соответствующий ей тип личности, поскольку в человеке развиваются многочисленные верования, которые определяют и его внутреннее состояние, и его поведение – как нормальные для принятой маски. Образы-маски, создаваемые с целью самозащиты, проявляются в телосложении и внешности человека. Наше тело настолько осознанно, что оно всегда находит способ сообщить, что у нас не в порядке, не улажено. В действительности это наш внутренний Бог использует тело для сообщений. Не зря на Руси говорили: «Знать сокола по полёту, а доброго молодца по походке».

Сколько мучений, какое неблагодарное времяпрепровождение в страданиях астрального тела из-за невозможности избежать воздействия негармоничного, раздражающего фактора. В нашем тонком астральном теле происходит совершенно аналогичный процесс раздражения, как и в теле биологическом. Некая вибрация (цветовая, звуковая, запаховая, вкусовая, тактильная) является инородной для вибрирующей ткани нашего астрального тела, не может быть им усвоена. Эта инородная вибрация попадает на ткань астрального тела и начинает его разъедать, разрушать тонкую материю. Инстинкт самосохранения заставляет астральное тело избавиться  от разрушительной вибрации.

И только после того, как мы признаем индивидуальность ментального тела, мы сможем заняться его исследованием. Мы будем заинтересованно прислушиваться к его мнению, воспитывать его свободу, а значит гармонию внутреннего мира. И тогда мы сбрасываем свои образы-маски и становимся самими собой, вследствие этого преображается наше тело. «По щучьему веленью, по моему хотенью – стать мне добрым молодцем, писаным красавцем».

Более тонкие наши тела (эмоциональное и ментальное) преображаются за более короткий период времени после того, как в глубине нашего существа принято – с любовью – определённое решение; физическое тело всегда изменяется медленнее. У Емели произошло вначале внутреннее изменение, и только потом он стал «писаным красавцем». А вот Иван-царевич поспешил, сжёг лягушечью кожу царевны-Лягушки, и пришлось ему Василису Премудрую искать за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…

«Индивидуальность абстрактного ума заключается в том, что он воспринимает принципы, а не частности. Если поискать аналогию в нашей повседневной реальности, то принципы – это скелеты всех существующих форм жизни. Принципы – универсальны, это некие «общие знаменатели» - для многочисленных и разнообразных «числителей». Что такое скелет в физическом теле человека? Опорная конструкция для мягких тканей всех видов, органов, систем. По сравнению с телом – скелет бессмертен. Принципы, находящиеся «внутри» всех форм жизни, бессмертны, как скелеты внутри всех форм человеческих тел, поэтому их можно найти в коллективном бессознательном» [3,145].

Согласно восточной философии, диапазон возможного использования подсознания и сверхсознания в деятельности текущей жизни называется индивидуальным сознанием. Каждый человек имеет индивидуальное сознание, объём которого определяется предшествующим опытом. При большем опыте границы сознания шире, и человек может глубже погружаться в подсознание и сверхсознание.

Под воздействием духа душа формирует тонкие тела человека, создаёт энергоинформационную голограмму, по которой затем строит физическое тело. На момент рождения человека индивидуальное сознание полностью закрыто. По мере развития ребёнка в нём зарождается и начинает развиваться интеллект. Интеллект характеризуется получением информации извне, её запоминанием, логическими операциями, свободной игрой воображения и в конечном итоге рассматривается как способность к синтезу информации.

С первыми проблесками интеллекта начинается раскрытие индивидуального сознания: интеллект является посредником между индивидуальным сознанием и физическим телом, благодаря чему индивидуальное сознание проявляет себя в физическом мире и одухотворяет его. Оно начинает управлять интеллектом, но степень влияния зависит от его раскрытия и чистоты. И поскольку интеллект принимает на себя весь груз предрассудков, привычек, догм и стереотипов, им иногда крайне трудно управлять. Задачей человека является как можно скорее раскрыть индивидуальное сознание.

Условно интеллект обычно рассматривают с двух позиций: внешнее сознание и самосознание. Внешнее сознание направлено на окружающий мир и позволяет человеку добывать о нём знание, приспосабливаться к нему, постигать его законы, вести успешную деятельность. Внешнее сознание «нарабатывает» память и формирует ум. Самосознание человека возникает в результате его взаимодействия с окружающим миром, с людьми. Оно позволяет нам познавать самих себя, свои возможности и способности.

Наша мысль обладает огромной силой, как созидающей, так и способной разрушать. Позитивно направленная мысль поможет исправить «ошибки судьбы», добиться победы. Мысль воплощается в реальной жизни.

Наш организм – это суперсистема. Задавая этой системе цель (здоровье, победу) и  наполняя её энергией (зрительный образ), мы запускаем в действие самовосстановительный механизм. Именно мысль кодирует наши поступки во внешнем мире и она же заведует всем нашим внутренним состоянием. Образ будит эмоцию, на эмоцию откликается организм. Организм реагирует на наши мысли точно так же, как на сигналы внешнего мира. Внутреннее достоинство, всегда заметное в человеке, - признак здоровой, хорошо сбалансированной энергетики. Это качество свойственно независимым, уравновешенным и нравственно чистым натурам.

Сказки учат, а практика утверждает, что полное исцеление или победу над собой человеку несёт только самопознание и духовное саморазвитие, а мысль в этом процессе – единственный и феноменально действенный инструмент. Физика человека подчинена духовным началам. Мысль – инструмент духа, она управляет энергетикой тела, она способна влиять на всё, что творится в нас.

Образ, который мы рисуем в воображении, наше поведение и сопутствующие физические проявления – составляющие одного и того же явления. Бом сделал вывод: «Воображение – это уже создание формы; оно уже обладает намерением и зародышем всех необходимых последующих воплощений. То есть творение берёт начало из наиболее тонких слоёв импликативного порядка, проходит сквозь них до тех пор, пока не воплотится в экспликативном порядке» [4,101]. Поэтому мы должны искоренять любые верования и образы, имеющие негативные последствия для нас. Тела реагируют не на реальность, а на то, как мы её себе представляем. Одна из базовых доктрин квантовой физики заключается в том, что мы не просто постигаем действительность, а сами участвуем в её создании.

Если организм человека можно сравнить с суперкомпьютером, то состояние творчества – это особая «программа», которая позволяет изменить «настройки» организма, пробудить механизм самовосстановительных процессов.

Кто-то может сказать так же, как и внук Эриксона: «Но я же не знаю квантовой механики».

Пусть  голос Эриксона останется и с вами: «Можно дать и неграмотный ответ.  Смотри. Нужно вбить два столба в землю, примерно в полуметре друг от друга. Положить на них сверху перекладину так, чтобы она на несколько сантиметров выступала по бокам столбов. Вот тебе и неграмотный ответ».

Внук Эриксона задумался на несколько минут, а затем воскликнул: «Никогда в жизни я не думал, что возможен такой ход мысли!» [5,92].

«Неграмотный» ответ представляет собой образ числа «Пи». Число букв в каждом слове английского предложения «Как мне хочется выпить…» равно 3, 14159265358979…

Сознательно ли или благодаря развитой интуиции, Эриксон, с помощью решения своей задачи в виде образа иррационального числа «Пи», представляющего бесконечную периодическую дробь, привёл нас к символу бесконечности, чисто-квантовому состоянию,  творчеству. Эриксон учит доверять своему бессознательному, которое всегда поможет отыскать новые пути преодоления привычных ограничений для того, чтобы в «безликом» чисто-квантовом состоянии, имеющем бесконечный «счёт обличий», найти свою подлинную суть.

Литература

  1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. заведений /И.А.Андреева, Т.С. Буторина, З.И.Васильева и др.: Под ред. З.И.Васильевой. М.; Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
  2. Катчмер Дж. Дао биоэнергетика. Восток – Запад. Пер. с англ. Н.Г.Шпет. К.: «София», 1998. 256с.
  3. Первушина Т. Преодоление самоограничений. Кн. 2. М.: Росткнига, 2001. 189 с.
  4. Талбот М. Голографическая Вселенная /Перев. с англ. М.: Издательский дом «София», 2004. 368 с.
  5. Эриксон М. Мой голос останется с вами: пер. с англ. СПб.: Издательство «Петербург – XXI век». 1995. 256с.

Информация об авторах

Колесниченко Татьяна Викторовна, учитель-методист , гимназия №8 , ст. преподаватель художественно-графического факультета Южноукраинского государственного педагогического университета им. Ушинского, Украина, e-mail: kolo_47@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2275
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4