Физическая культура как дисциплинарное пространство формирования телесности

Общая информация

Рубрика издания: Телесность в образовательной среде: проблемы и перспективы

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Мухамитянов Ф.Д. Физическая культура как дисциплинарное пространство формирования телесности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Тело и телесность. За всю историю изучения и осмысления феномена тела представителями разных научных дисциплин накоплено достаточно материала для возникновения уверенности в том, что телесность – предмет глубоко и детально изученный, прочитанный, истолкованный. Однако  в полной мере это может касаться только естественнонаучной парадигмы (анатомия, физиология, антропология, биомеханика, сексология, гигиена и др.) Тело как материальный субстрат, значимый для изучения и понимания психических процессов, развития человеческого сознания все более широко изучается психосоматикой, психофизиологией. В. Мухина [1] объясняет данный интерес  тем, что реальное пространство, в котором развертывается и функционирует наша психика и реально представлено  наше «Я», есть пространство челове­ческого тела. 

Тысячелетия насчитывает практическая «работа» с телом в области медицины, оздоровительных технологий и т.д. Словом, для «наук о природе» человеческое тело, по вполне понятным причинам, – предмет давнего и пристального внимания.

Полный текст

Тело и телесность. За всю историю изучения и осмысления феномена тела представителями разных научных дисциплин накоплено достаточно материала для возникновения уверенности в том, что телесность – предмет глубоко и детально изученный, прочитанный, истолкованный. Однако  в полной мере это может касаться только естественнонаучной парадигмы (анатомия, физиология, антропология, биомеханика, сексология, гигиена и др.) Тело как материальный субстрат, значимый для изучения и понимания психических процессов, развития человеческого сознания все более широко изучается психосоматикой, психофизиологией. В. Мухина [1] объясняет данный интерес  тем, что реальное пространство, в котором развертывается и функционирует наша психика и реально представлено  наше «Я», есть пространство челове­ческого тела. 

Тысячелетия насчитывает практическая «работа» с телом в области медицины, оздоровительных технологий и т.д. Словом, для «наук о природе» человеческое тело, по вполне понятным причинам, – предмет давнего и пристального внимания.

Помимо употребления понятия «тело » в последние годы широко ис­пользуется понятие «телесность». В связи с этим возникает вопрос: тело и телесность это одно и тоже или это разные понятия? Что же собой представляет телесность в отличие от тела?

Анализ телесности, с достаточно полным обзором и классификацией различных исследовательских подходов к изучению телесности человека представлен в трудах современных отечественных исследователях И.М. Быховской (1994) (в социально-культурологическом аспекте) и В.Л. Круткина (1993) (в онтологическом аспекте). И. М. Быховская [2] по этому поводу считает, что под термином «телесность» подразумевается не естественное  само по себе тело, а его пре­ображение, «благоприобретенное» состояние, которое возникает не взамен, а в дополнении к естественному.

 «Телесность» - это в той или иной степени культивированное тело, приобретшее в дополнение к своим изначальным данным, естественным характеристикам те свойства и модификации, которые продуцированы особенностями бытия человека телесного в конкретном со­циально-культурном контексте. То есть телесность-это новообразования тела, которые с первых этапов развития и становления человека обеспечи­вало выживание через адаптацию тела к природной, а затем к материальной искусственной (техногенной  и социальной) среде, она, есть резуль­тат программы социализации, развернутой в историческом плане)

Можно согласится с В.М. Розиным [3], который   с пози­ции психологической науки определяет, что телесность  - не биологический организм, не  то, что мы осознаем как свое тело, а культурно-исторический и семиотический феномен; новообразование, вызванное новой формой поведения, то, без чего это поведение не могло бы состояться, это реализация определенной культурной и семиотической схемы ( концепта) т.е. определенный модус тела. своеобразный текст.   

К. Хейнеманн (1980)  телесность называет «социальной структурой» тела. С его точки зрения общества сделали  из тела как физической (биологической) структуры   различные вещи. А именно, потребность есть и пить, способность плакать и смеяться, необходимость переносить боль и болезни остаются постоянными.  Однако их биологические предпосылки в различных культурах окрашены различными социальными оттенками. Наше тело всегда представляет собой «социальную структуру» и является выражением дейст­вующих социальных условий, как мы воспринимаем  и контролируем наше физическое «Я», как используем наше тело в качестве экспрессивного сред­ства выражения, как мы обращаемся с нашим телом и контролируем его, как пользуемся нашим телом, располагаем им и относимся к нему.

Если говорить о теле как социальной структуре, то он выделяет четыре аспекта: («технику тела», «экспрессивные движения тела», «этос тела» или отношение к собственному телу, контроль инстинктов и потребностей). 

Анализ литературы по вопросам телесности позволяет выделить внешние и внутренние составляющие телесности.

Внешние проявления телесности:

  • форма тела;
  • украшения тела (татуировка, перья, костюмы и т.д.);
  • экспрессивные движения тела, т.е. положения тела, жесты, выражения лица и т.д.;
  • «техника тела» (социальное нормирование движений) 
  • (способы ходьбы и бега, ритм шагов, движение рук и ног, способы основных двигательных действий).
  • телесная дистанция (проксемика).

Внутренние проявления телесности:

  • отношение к собственному телу (принятие - непринятие);
  • физическая подготовленность и физические качества;
  • состояние внутренних органов и систем;
  • контроль за проявлением биологических программ (инстинктов и потребностей). 

Различие трех пространств – природного, социального и культурного,- в которых пре­бывает человек позволяет ставить вопрос и о соответствующих уровнях су­ществования, проявления, использования человеческого тела. И.М.Быховская [2] помимо природного и социального тела («социальная структура» по К.Хайземанну) выделяет и культурное тело

Под «природным телом» понимается биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития жи­вого организма.

 «Социальное тело» — результат взаимодействия   природного тела  с соци­альной средой: с одной стороны, это проявление его объективных, спонтан­ных влияний, стимулирующих реактивные и адаптивные “ответы” тела; с другой, оно производно от целенаправленных воздействий на него, от созна­тельной адаптации к целям социального функционирования, инструмент, ис­пользования в различных видах деятельности.

Под «культурным телом» подразумевается продукт культуросообразного формирования и использования человеком своего телесного начала.

Под культурным телом мы понимаем такую телесность, которая формиру­ется у спортсмена, пожарного, спасателя, манекенщицы,  актера и т.д. в про­цессе осознанного формирования в процессе подготовки к специализирован­ной деятельности.

В обществе существует феномен преобразования человеческого тела, ко­торый  изучается рядом гуманитарных наук: философией, антропологией, социологией, психологией и др.  Всесторонняя культивация тела с целью приспособления чело­века для тех или иных общественных функций осуществлялось еще с древ­ности. И развитие человека в обществе перестало быть чисто природным и стихийно социализируемым процессом, оно стало относительно управляемым.

Формирование телесности. Б.В.Марков 4] определяет телесность как особое дисциплиниро­ванное тело, а способ формирования телесности (дисциплинированных тел) это создание специальных дисциплинирующих (дисциплинарных) про­странств в рамках которых происходит замена прежней системы стимулов и реакций на новые желания и стремления. К таким дисциплинарным про­странствам он относит: семью, школу, религию, медицину, искусство …, ко­торые в виде разного рода моделей и рекомендаций способствует формиро­ванию новообразований тела.

С первых этапов развития и становления человека выживание обеспечи­валось адаптацией тела к природной, а затем к материальной «искусственной »(техногенной) и социальной среде. Тело раба и господина, рыцаря и свя­щенника, ученого и рабочего значительно отличаются друг от друга и при этом не столько внешне, сколько внутренне по типу реакций, влечений, спо­собности самоконтроля и самоуправления.  Игры и танцы, раскраска и татуи­ровка, выработка манер  и жестов, контроль над эффектами – все это способ­ствует управлению телом, его потребностями и влечениями.  

Б.В  Марков [4] выделяет «внутреннее тело», как совокупность внутренних органических ощущений, напряжений мускулов, влечений, желания, потребности, переживания страха, гнева, восторга и т.п. и внешнее: строение, наружность. Внутреннее тело преобразуется в процессе вытеснения витальных переживаний и замещения их этическими ценностями. Для внешнего тела значимыми выступают эстетические нормы… Формирование  наружности, внешнего вида и манер осуществляется сначала на основе жестких регламентаций, а затем становится делом вкуса и внутреннего такта отдельного человека. В различные исторические периоды тело контролировалось по-разному. В традиционных обществах власть регламентирует внешнее тело: форма одежда, маска, личина, поза, жесты, манеры и церемонии - все это жестко определяет поведение и является подлинным документом, удостоверяющим социальную принадлежность….По мере развития  общественных отношений контроль переносится с внешнего на внутреннее…..В современном обществе, казалось бы, отсутствуют жесткие запреты и каноны, регламентирующие внешний вид, манеры и каноны, регламентирующие внешний вид, манеры, одежду и т.п.. Однако, существуют неявные коммуникативные нормы, организующие как форму, так и внутренние аффекты тела. Сначала религия, а затем и художественная литература искусством словесного портрета и описания душевных переживаний  выработали образцы для подражания, в соответствии с которым организуется внешность, манеры, чувства, и переживания  людей. 

В ходе  истории формируются различные типы телесности, и каждый общественный уклад  вносит свою лепту в общецивилизационный процесс контроля и управления телом. В современной цивилизации наблюдается  особенно интенсивный процесс производства новых и экзотических форм телесности, который радикализируется  искусством, кино, рекламой, фотографией, компьютерной техникой.

 В последние годы модификации тела привлекают к себе повышенный интерес общества в качестве новых экстравагантных тенденций современной моды. В наиболее общем виде модификации тела представляют собой различные формы и способы видоизменения тела через повреждение кожи (нанесение порезов, шрамирование, клеймение, прокалывание, татуировку, ампутации и другие хирургические вмешательства), осуществляемые добровольно, самостоятельно или с помощью специалистов  по модификации тела ради достижения психологических, эстетических, духовных, идеологических целей Выделенные формы  модификации тела отражают трудности социальной адаптации и совладения со стрессорами и выступают признаком проблемного поведения с высоким риском развития аутодеструктивных форм поведения. Исследователи приходят к выводам, что наличие модификаций тела коррелирует со злоупотреблением алкоголем и наркотическими веществами, сексуальными отношениями, фактами насилия и школьными проблемами  (Польская Н.А., 2007).

Освоение человеком своей телесности происходит, прежде всего, на обыден­ном уровне через действия, которые предпринимаются им под влиянием на­мерений и желаний, связанных с повседневностью. Это великое множество обыденных движений нашего микроповедения, образующих мир «обыденной культуры», в сферу которой входят также навыки гигиены, косметики, укра­шения, парикмахерское искусство, парфюмерия, «сокрытие» и «раскрытие» тела в одеждах с помощью переменчивой моды.

 По степени специализации ученые выделяют два уровня  культуры -обыден­ную  и спе­циализированную. Обыденная культура- владение обычаями по­вседневной жизни и национальной среды, в которой человек проживает, сфера общепонятийных зна­ний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общение в малой группе (семья, ровесники, родня); обучение в школе и по­лучение общего образования; средства массовой информации  Процесс  освоения обыденной культуры называется в науке общей социали­зацией и инкультурацией личности.

Традиционная культура предъявляет к телу сложившиеся требования: ребенок должен освоить «правильные» позы, осанку, посадку головы - все то, что создает этнический, национальный тип физической представленности человека среди других людей. К концу детства у ребенка складывается представление образа тела как представителя определенного пола и определенной культуры. Телесная стать, осанка и пластика  начинают играть принципиальную роль для половой идентификации в подростковом и юношеском возрасте.   Стать – общий склад телосложения, осанка  человека, манера держаться, так же, как и пластика – согласованность, соразмерность движений и жестов, имеют культурное содержание [1].

В «обыденной культуре» происходит осознание и осмысление собственной телесности, воздействие на нее, управление ею, максимальное использование ее возможностей. Особой областью обыденной культуры, имеющей дело с человеческой телесностью, является медицина, точнее ее валеологические разделы. Физическая культура и спорт тоже относится к сфере обыденной культуры. Основным функциональным предназначением их является выявление, развитие, совершенствование телесно-двигательных способностей человека [5].

Физическая культура как пространство формирования телесности. На протяжении развития человечества создавались  специализированные  социокультурные практики по преобразованию телесно-двигательных качеств человека: афинская и спартанская системы физического воспитания; рыцарская система военно-физической подготовки; немецкая, шведская, сокольская системы гимнастики; йога; ушу; цигун и т.д. В конце 19 века усиление культурного обмена между странами, взаимопроникновения  культур, в том числе, систем физического воспитания, развития психосоциального направления в системах физического воспитания индустриальных государств и с углублением понимания социальных и культурных  функций физических упражнений для описания широкого круга проблем  привело к появлению термина обобщающего существующие в то время социокультурные практики. Таким термином в ряде стран стал термин «физическая культура»

Не углубляясь в теоретические споры относительно сущности физической культуры, выделим основные подходы:

  • деятельностный (В.М.Выдрин, Л.П.Матвеев и д.р.)
  • ценностный (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров и д.р.)            
  • культурологический (И.М. Быховская)

Нам больше импонирует культурологический подход, согласно которому физическая культура - это область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных  способностей человека в соответствии с принятыми в культуре (субкультуре) нормами, ценностями и образцами  [2].

Данный взгляд вбирает в себя как деятельностный, так и ценностный подходы.

С позиции трёхмерной модели культуры, предложенной А. С. Карминым (2003), сложившиеся социокультурные практики (компоненты физической культуры) имеют пространство образованное тремя плоскостями: технологической, социально-ценностной и когнитивно-ценностной. Технологическая (регулятивно-когнитивная) составляющая пространства представлена  двигательными действиями, правилами  выполнения действий, составом допустимых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой),  инвентарем, оборудованием, площадками и стадионами, формой одежды.

Когнитивно-ценностная составляющая - это теория и методика подготовки, т. е. знания, которые обеспечивают успешность действий спортсмена, терминология.

Социально-ценностная составляющая - это взаимоотношения, которые складываются между членами одной команды, соперниками, участниками соревнованиями, судьями и болельщиками, объединения болельщиков (клубы фанатов команд или спортсменов), нормы поведения, сленг.

Человек, погружённый в такое социокультурное пространство   «впитывает» в себя, осваивает и присваивает социально-культурный опыт, т. е. происходит процесс социализации, в том числе формирование телесности.

В. Мухина [1] отмечает, что в соревновательных играх с правилами развивается рефлексия, способность к физическому и волевому подражанию. Именно в процессе соревнования непосредственно в тесном телесном взаимном общении ребенок учится рефлексии на других и на себя. Он учится «читать» по выразительном позам, движениям, мимике сверстника его намерения, что облегчается самой соревновательной ситуацией; он учится диалогу жеста, мимики и взгляда; в то же время он учится «прятать» свои намерения, скрывать свою мимику и телесные выразительные позы и движения. Он обретает способность скрывать свои состояния  и истинные намерения. Рефлексивный опыт ребенка в условиях игры и соревновательных отношений продвигает  его в плане социального и личностного развития.

Соревновательные игры дают целый ряд возможностей для развития личности ребенка. В соревновании дети ориентируются на достижения сверстников. Стремление «быть как все» стимулирует физическое развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В тоже время, соревнуясь,  ребенок притязает и на то, чтобы стать победителем. Стремление к победе стимулирует соревнующегося. В случае успеха ребенок обретает позу победителя: плечи развернуты, голова высоко поднята. Лицо румяно, глаза сияют.

В соревновании заложена и возможность  неуспеха в сравнении с другими. В случае неуспеха ребенок сразу ломается – поза его выражает удрученное состояние: плечи приподняты, голова опущена, взгляд печален, на глазах слезы. Нереализованные притязания на успех в физических упражнениях и играх могут лишить ребенка стремления к достижению: он может начать отказываться от участия в физических упражнениях и соревнованиях. 

Таким образом, можно констатировать, что физическая культура представляет собой социокультурное пространство, в котором происходит формирование телесности человека, начиная с детского возраста и особенно интенсивно в подростковом и юношеском возрасте.

Литература

  1. Мухина В.С. Плоть и дух//Развитие личности. 2000. №3 С. 65-94.  
  2. Быховская И.М. Физическая (соматическая) культура // Морфология культуры. Структура и динамика /Г.А.Аванесова, В.Г. Бабаков, Э.В. Быкова и др. Уч. пос. для вузов. М.: Наука,1994. С. 305-323.
  3. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека: Учебное пособие. М.: Росс. открытый университет, 1994 .
  4. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997.
  5. Косяк В.А. Эпистимиология человеческой телесности. Сумы: Университетская книга, 2002.

Информация об авторах

Мухамитянов Фанис Давлетханович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ЧГИФК, Чайковский, Россия, e-mail: fanis55@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4030
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0