Физическая культура как дисциплинарное пространство формирования телесности
Общая информация
Рубрика издания: Телесность в образовательной среде: проблемы и перспективы
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Мухамитянов Ф.Д. Физическая культура как дисциплинарное пространство формирования телесности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Тело и телесность. За всю историю изучения и осмысления феномена тела представителями разных научных дисциплин накоплено достаточно материала для возникновения уверенности в том, что телесность – предмет глубоко и детально изученный, прочитанный, истолкованный. Однако в полной мере это может касаться только естественнонаучной парадигмы (анатомия, физиология, антропология, биомеханика, сексология, гигиена и др.) Тело как материальный субстрат, значимый для изучения и понимания психических процессов, развития человеческого сознания все более широко изучается психосоматикой, психофизиологией. В. Мухина [1] объясняет данный интерес тем, что реальное пространство, в котором развертывается и функционирует наша психика и реально представлено наше «Я», есть пространство человеческого тела.
Тысячелетия насчитывает практическая «работа» с телом в области медицины, оздоровительных технологий и т.д. Словом, для «наук о природе» человеческое тело, по вполне понятным причинам, – предмет давнего и пристального внимания.
Полный текст
Тело и телесность. За всю историю изучения и осмысления феномена тела представителями разных научных дисциплин накоплено достаточно материала для возникновения уверенности в том, что телесность – предмет глубоко и детально изученный, прочитанный, истолкованный. Однако в полной мере это может касаться только естественнонаучной парадигмы (анатомия, физиология, антропология, биомеханика, сексология, гигиена и др.) Тело как материальный субстрат, значимый для изучения и понимания психических процессов, развития человеческого сознания все более широко изучается психосоматикой, психофизиологией. В. Мухина [1] объясняет данный интерес тем, что реальное пространство, в котором развертывается и функционирует наша психика и реально представлено наше «Я», есть пространство человеческого тела.
Тысячелетия насчитывает практическая «работа» с телом в области медицины, оздоровительных технологий и т.д. Словом, для «наук о природе» человеческое тело, по вполне понятным причинам, – предмет давнего и пристального внимания.
Помимо употребления понятия «тело » в последние годы широко используется понятие «телесность». В связи с этим возникает вопрос: тело и телесность это одно и тоже или это разные понятия? Что же собой представляет телесность в отличие от тела?
Анализ телесности, с достаточно полным обзором и классификацией различных исследовательских подходов к изучению телесности человека представлен в трудах современных отечественных исследователях И.М. Быховской (1994) (в социально-культурологическом аспекте) и В.Л. Круткина (1993) (в онтологическом аспекте). И. М. Быховская [2] по этому поводу считает, что под термином «телесность» подразумевается не естественное само по себе тело, а его преображение, «благоприобретенное» состояние, которое возникает не взамен, а в дополнении к естественному.
«Телесность» - это в той или иной степени культивированное тело, приобретшее в дополнение к своим изначальным данным, естественным характеристикам те свойства и модификации, которые продуцированы особенностями бытия человека телесного в конкретном социально-культурном контексте. То есть телесность-это новообразования тела, которые с первых этапов развития и становления человека обеспечивало выживание через адаптацию тела к природной, а затем к материальной искусственной (техногенной и социальной) среде, она, есть результат программы социализации, развернутой в историческом плане)
Можно согласится с В.М. Розиным [3], который с позиции психологической науки определяет, что телесность - не биологический организм, не то, что мы осознаем как свое тело, а культурно-исторический и семиотический феномен; новообразование, вызванное новой формой поведения, то, без чего это поведение не могло бы состояться, это реализация определенной культурной и семиотической схемы ( концепта) т.е. определенный модус тела. своеобразный текст.
К. Хейнеманн (1980) телесность называет «социальной структурой» тела. С его точки зрения общества сделали из тела как физической (биологической) структуры различные вещи. А именно, потребность есть и пить, способность плакать и смеяться, необходимость переносить боль и болезни остаются постоянными. Однако их биологические предпосылки в различных культурах окрашены различными социальными оттенками. Наше тело всегда представляет собой «социальную структуру» и является выражением действующих социальных условий, как мы воспринимаем и контролируем наше физическое «Я», как используем наше тело в качестве экспрессивного средства выражения, как мы обращаемся с нашим телом и контролируем его, как пользуемся нашим телом, располагаем им и относимся к нему.
Если говорить о теле как социальной структуре, то он выделяет четыре аспекта: («технику тела», «экспрессивные движения тела», «этос тела» или отношение к собственному телу, контроль инстинктов и потребностей).
Анализ литературы по вопросам телесности позволяет выделить внешние и внутренние составляющие телесности.
Внешние проявления телесности:
-
форма тела;
-
украшения тела (татуировка, перья, костюмы и т.д.);
-
экспрессивные движения тела, т.е. положения тела, жесты, выражения лица и т.д.;
-
«техника тела» (социальное нормирование движений)
-
(способы ходьбы и бега, ритм шагов, движение рук и ног, способы основных двигательных действий).
-
телесная дистанция (проксемика).
Внутренние проявления телесности:
-
отношение к собственному телу (принятие - непринятие);
-
физическая подготовленность и физические качества;
-
состояние внутренних органов и систем;
-
контроль за проявлением биологических программ (инстинктов и потребностей).
Различие трех пространств – природного, социального и культурного,- в которых пребывает человек позволяет ставить вопрос и о соответствующих уровнях существования, проявления, использования человеческого тела. И.М.Быховская [2] помимо природного и социального тела («социальная структура» по К.Хайземанну) выделяет и культурное тело
Под «природным телом» понимается биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития живого организма.
«Социальное тело» — результат взаимодействия природного тела с социальной средой: с одной стороны, это проявление его объективных, спонтанных влияний, стимулирующих реактивные и адаптивные “ответы” тела; с другой, оно производно от целенаправленных воздействий на него, от сознательной адаптации к целям социального функционирования, инструмент, использования в различных видах деятельности.
Под «культурным телом» подразумевается продукт культуросообразного формирования и использования человеком своего телесного начала.
Под культурным телом мы понимаем такую телесность, которая формируется у спортсмена, пожарного, спасателя, манекенщицы, актера и т.д. в процессе осознанного формирования в процессе подготовки к специализированной деятельности.
В обществе существует феномен преобразования человеческого тела, который изучается рядом гуманитарных наук: философией, антропологией, социологией, психологией и др. Всесторонняя культивация тела с целью приспособления человека для тех или иных общественных функций осуществлялось еще с древности. И развитие человека в обществе перестало быть чисто природным и стихийно социализируемым процессом, оно стало относительно управляемым.
Формирование телесности. Б.В.Марков 4] определяет телесность как особое дисциплинированное тело, а способ формирования телесности (дисциплинированных тел) это создание специальных дисциплинирующих (дисциплинарных) пространств в рамках которых происходит замена прежней системы стимулов и реакций на новые желания и стремления. К таким дисциплинарным пространствам он относит: семью, школу, религию, медицину, искусство …, которые в виде разного рода моделей и рекомендаций способствует формированию новообразований тела.
С первых этапов развития и становления человека выживание обеспечивалось адаптацией тела к природной, а затем к материальной «искусственной »(техногенной) и социальной среде. Тело раба и господина, рыцаря и священника, ученого и рабочего значительно отличаются друг от друга и при этом не столько внешне, сколько внутренне по типу реакций, влечений, способности самоконтроля и самоуправления. Игры и танцы, раскраска и татуировка, выработка манер и жестов, контроль над эффектами – все это способствует управлению телом, его потребностями и влечениями.
Б.В Марков [4] выделяет «внутреннее тело», как совокупность внутренних органических ощущений, напряжений мускулов, влечений, желания, потребности, переживания страха, гнева, восторга и т.п. и внешнее: строение, наружность. Внутреннее тело преобразуется в процессе вытеснения витальных переживаний и замещения их этическими ценностями. Для внешнего тела значимыми выступают эстетические нормы… Формирование наружности, внешнего вида и манер осуществляется сначала на основе жестких регламентаций, а затем становится делом вкуса и внутреннего такта отдельного человека. В различные исторические периоды тело контролировалось по-разному. В традиционных обществах власть регламентирует внешнее тело: форма одежда, маска, личина, поза, жесты, манеры и церемонии - все это жестко определяет поведение и является подлинным документом, удостоверяющим социальную принадлежность….По мере развития общественных отношений контроль переносится с внешнего на внутреннее…..В современном обществе, казалось бы, отсутствуют жесткие запреты и каноны, регламентирующие внешний вид, манеры и каноны, регламентирующие внешний вид, манеры, одежду и т.п.. Однако, существуют неявные коммуникативные нормы, организующие как форму, так и внутренние аффекты тела. Сначала религия, а затем и художественная литература искусством словесного портрета и описания душевных переживаний выработали образцы для подражания, в соответствии с которым организуется внешность, манеры, чувства, и переживания людей.
В ходе истории формируются различные типы телесности, и каждый общественный уклад вносит свою лепту в общецивилизационный процесс контроля и управления телом. В современной цивилизации наблюдается особенно интенсивный процесс производства новых и экзотических форм телесности, который радикализируется искусством, кино, рекламой, фотографией, компьютерной техникой.
В последние годы модификации тела привлекают к себе повышенный интерес общества в качестве новых экстравагантных тенденций современной моды. В наиболее общем виде модификации тела представляют собой различные формы и способы видоизменения тела через повреждение кожи (нанесение порезов, шрамирование, клеймение, прокалывание, татуировку, ампутации и другие хирургические вмешательства), осуществляемые добровольно, самостоятельно или с помощью специалистов по модификации тела ради достижения психологических, эстетических, духовных, идеологических целей Выделенные формы модификации тела отражают трудности социальной адаптации и совладения со стрессорами и выступают признаком проблемного поведения с высоким риском развития аутодеструктивных форм поведения. Исследователи приходят к выводам, что наличие модификаций тела коррелирует со злоупотреблением алкоголем и наркотическими веществами, сексуальными отношениями, фактами насилия и школьными проблемами (Польская Н.А., 2007).
Освоение человеком своей телесности происходит, прежде всего, на обыденном уровне через действия, которые предпринимаются им под влиянием намерений и желаний, связанных с повседневностью. Это великое множество обыденных движений нашего микроповедения, образующих мир «обыденной культуры», в сферу которой входят также навыки гигиены, косметики, украшения, парикмахерское искусство, парфюмерия, «сокрытие» и «раскрытие» тела в одеждах с помощью переменчивой моды.
По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры -обыденную и специализированную. Обыденная культура- владение обычаями повседневной жизни и национальной среды, в которой человек проживает, сфера общепонятийных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общение в малой группе (семья, ровесники, родня); обучение в школе и получение общего образования; средства массовой информации Процесс освоения обыденной культуры называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности.
Традиционная культура предъявляет к телу сложившиеся требования: ребенок должен освоить «правильные» позы, осанку, посадку головы - все то, что создает этнический, национальный тип физической представленности человека среди других людей. К концу детства у ребенка складывается представление образа тела как представителя определенного пола и определенной культуры. Телесная стать, осанка и пластика начинают играть принципиальную роль для половой идентификации в подростковом и юношеском возрасте. Стать – общий склад телосложения, осанка человека, манера держаться, так же, как и пластика – согласованность, соразмерность движений и жестов, имеют культурное содержание [1].
В «обыденной культуре» происходит осознание и осмысление собственной телесности, воздействие на нее, управление ею, максимальное использование ее возможностей. Особой областью обыденной культуры, имеющей дело с человеческой телесностью, является медицина, точнее ее валеологические разделы. Физическая культура и спорт тоже относится к сфере обыденной культуры. Основным функциональным предназначением их является выявление, развитие, совершенствование телесно-двигательных способностей человека [5].
Физическая культура как пространство формирования телесности. На протяжении развития человечества создавались специализированные социокультурные практики по преобразованию телесно-двигательных качеств человека: афинская и спартанская системы физического воспитания; рыцарская система военно-физической подготовки; немецкая, шведская, сокольская системы гимнастики; йога; ушу; цигун и т.д. В конце 19 века усиление культурного обмена между странами, взаимопроникновения культур, в том числе, систем физического воспитания, развития психосоциального направления в системах физического воспитания индустриальных государств и с углублением понимания социальных и культурных функций физических упражнений для описания широкого круга проблем привело к появлению термина обобщающего существующие в то время социокультурные практики. Таким термином в ряде стран стал термин «физическая культура»
Не углубляясь в теоретические споры относительно сущности физической культуры, выделим основные подходы:
-
деятельностный (В.М.Выдрин, Л.П.Матвеев и д.р.)
-
ценностный (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров и д.р.)
-
культурологический (И.М. Быховская)
Нам больше импонирует культурологический подход, согласно которому физическая культура - это область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных способностей человека в соответствии с принятыми в культуре (субкультуре) нормами, ценностями и образцами [2].
Данный взгляд вбирает в себя как деятельностный, так и ценностный подходы.
С позиции трёхмерной модели культуры, предложенной А. С. Карминым (2003), сложившиеся социокультурные практики (компоненты физической культуры) имеют пространство образованное тремя плоскостями: технологической, социально-ценностной и когнитивно-ценностной. Технологическая (регулятивно-когнитивная) составляющая пространства представлена двигательными действиями, правилами выполнения действий, составом допустимых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), инвентарем, оборудованием, площадками и стадионами, формой одежды.
Когнитивно-ценностная составляющая - это теория и методика подготовки, т. е. знания, которые обеспечивают успешность действий спортсмена, терминология.
Социально-ценностная составляющая - это взаимоотношения, которые складываются между членами одной команды, соперниками, участниками соревнованиями, судьями и болельщиками, объединения болельщиков (клубы фанатов команд или спортсменов), нормы поведения, сленг.
Человек, погружённый в такое социокультурное пространство «впитывает» в себя, осваивает и присваивает социально-культурный опыт, т. е. происходит процесс социализации, в том числе формирование телесности.
В. Мухина [1] отмечает, что в соревновательных играх с правилами развивается рефлексия, способность к физическому и волевому подражанию. Именно в процессе соревнования непосредственно в тесном телесном взаимном общении ребенок учится рефлексии на других и на себя. Он учится «читать» по выразительном позам, движениям, мимике сверстника его намерения, что облегчается самой соревновательной ситуацией; он учится диалогу жеста, мимики и взгляда; в то же время он учится «прятать» свои намерения, скрывать свою мимику и телесные выразительные позы и движения. Он обретает способность скрывать свои состояния и истинные намерения. Рефлексивный опыт ребенка в условиях игры и соревновательных отношений продвигает его в плане социального и личностного развития.
Соревновательные игры дают целый ряд возможностей для развития личности ребенка. В соревновании дети ориентируются на достижения сверстников. Стремление «быть как все» стимулирует физическое развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В тоже время, соревнуясь, ребенок притязает и на то, чтобы стать победителем. Стремление к победе стимулирует соревнующегося. В случае успеха ребенок обретает позу победителя: плечи развернуты, голова высоко поднята. Лицо румяно, глаза сияют.
В соревновании заложена и возможность неуспеха в сравнении с другими. В случае неуспеха ребенок сразу ломается – поза его выражает удрученное состояние: плечи приподняты, голова опущена, взгляд печален, на глазах слезы. Нереализованные притязания на успех в физических упражнениях и играх могут лишить ребенка стремления к достижению: он может начать отказываться от участия в физических упражнениях и соревнованиях.
Таким образом, можно констатировать, что физическая культура представляет собой социокультурное пространство, в котором происходит формирование телесности человека, начиная с детского возраста и особенно интенсивно в подростковом и юношеском возрасте.
Литература
- Мухина В.С. Плоть и дух//Развитие личности. 2000. №3 С. 65-94.
- Быховская И.М. Физическая (соматическая) культура // Морфология культуры. Структура и динамика /Г.А.Аванесова, В.Г. Бабаков, Э.В. Быкова и др. Уч. пос. для вузов. М.: Наука,1994. С. 305-323.
- Розин В.М. Психология и культурное развитие человека: Учебное пособие. М.: Росс. открытый университет, 1994 .
- Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997.
- Косяк В.А. Эпистимиология человеческой телесности. Сумы: Университетская книга, 2002.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4073
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1