Тест «автопортрет - телесное состояние». Результаты психодиагностики в неврологическом отделении детской больницы

Общая информация

Рубрика издания: Измерения психологического аспекта телесности

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Милковская Н.А. Тест «автопортрет - телесное состояние». Результаты психодиагностики в неврологическом отделении детской больницы // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Тест «Автопортрет - телесное состояние», используемый нами в работе с больными детьми как дополнительное средство целостной оценки функционального состояния человека в рамках деятельного подхода, раскрывает сенситивный мир человека, отражает  впечатления  рисующего о своем теле, проявляя как психических, так и соматических дисфункции, помогает дополнить  «психофизический» портрет индивидуальности [1].

Перед началом рисования предлагается прочувствовать характер телесных ощущений, вспомнить наиболее частые и типичные комфортные и дискомфортные проявления в разных частях тела и попытаться изобразить его на бумаге при помощи простого карандаша. Достоверность диагностики телесных проявлений в рисунке подтверждается реальными ощущениями ребенка, чувством дис­комфорта, напряжения, а часто боли в различных частях тела, о которых он рассказывает психотерапевту.  Рисуночный тест «Автопортрет - телесное состояние», наиболее полно описанный отечественным психологом В. Никитиным [1], относится к так называемым проективным методикам, раскрывающим вне контроля сознания внутренний план личности, его структуру самосознания и коррелирует с популярны­ми у  психологов тестами К. Маховер «Нарисуй человека» (Machover, 1949), «Ав­топортрет» в интерпрета­циях Р. Бернса (Торрей, 1990) и Г. Рида (Романова, Потемкина, 1991). Качество диагностики зависит, на наш взгляд, не столько от умения респондентов рисовать, а от опыта психотерапевта наблюдать и чувствовать индивидуальность и умело вести клиническую беседу.

Полный текст

Тест «Автопортрет - телесное состояние», используемый нами в работе с больными детьми как дополнительное средство целостной оценки функционального состояния человека в рамках деятельного подхода, раскрывает сенситивный мир человека, отражает  впечатления  рисующего о своем теле, проявляя как психических, так и соматических дисфункции, помогает дополнить  «психофизический» портрет индивидуальности [1].

Перед началом рисования предлагается прочувствовать характер телесных ощущений, вспомнить наиболее частые и типичные комфортные и дискомфортные проявления в разных частях тела и попытаться изобразить его на бумаге при помощи простого карандаша. Достоверность диагностики телесных проявлений в рисунке подтверждается реальными ощущениями ребенка, чувством дис­комфорта, напряжения, а часто боли в различных частях тела, о которых он рассказывает психотерапевту.  Рисуночный тест «Автопортрет - телесное состояние», наиболее полно описанный отечественным психологом В. Никитиным [1], относится к так называемым проективным методикам, раскрывающим вне контроля сознания внутренний план личности, его структуру самосознания и коррелирует с популярны­ми у  психологов тестами К. Маховер «Нарисуй человека» (Machover, 1949), «Ав­топортрет» в интерпрета­циях Р. Бернса (Торрей, 1990) и Г. Рида (Романова, Потемкина, 1991). Качество диагностики зависит, на наш взгляд, не столько от умения респондентов рисовать, а от опыта психотерапевта наблюдать и чувствовать индивидуальность и умело вести клиническую беседу.

Среди рассматриваемых нами особенностей рисунка выделялись классические параметры: изображение фигуры (полное или частичное),  размеры фигуры, ее расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигуры, изоб­ражение или отсутствие одежды, наличие фона. Специальное внимание обращалось на такие детали рисунка, как отсутствие различных частей тела, диспропорции, штриховку, количество и распределение деталей, исправления и другие особенности стиля. Учитывалось также место, отводимое в рисунках каждой из основных частей тела [2].

Исследование проводилось в психоневрологическом отделении 2-ой детской клинической больницы города Минска Республики Беларусь. Участвовали в нем дети в возрасте от 10 до 15 лет с различными диагнозами:

*F – 0-0,9; 70-79 – 9 больных детей с органическими заболеваниями;

*F – 10-39; 60-69; 80-89;  90-99 – самая многочисленная группа детей с личностным развитием по психопатическому типу – 29 человек;

*F – 40-59 — 11 детей с заболеваниями невротического типа [3].

Всего 49 человек. Мальчиков – 28 человек, девочек – 21 человек.

Естественно, в исследуемой группе были больные с комбинированными диагнозами: например, невротическое развитие личности на органическом фоне или расстройства поведения и сердечно-сосудистые, нефрологические заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д. Прежде всего, мы обратили внимание на тот факт, что дети психоневрологического отделения в большинстве своем отказывались от рисования, проявляя нервозность и аффективную реакцию. Безусловно, недоразвитость мелкой моторики, художественного креативного мышления, способности к пространственной ориентации ограничивает изобразительные возможности, снижает качество рисунка [1], но так же большое значение имеет отношение к себе, и оценка любой собственной деятельности и ее результатов. Снижение самооценки до критического уровня (неприятие себя) характерно для больных детей данного отделения, что подтверждалось результатами методики исследования качества жизни.

Анализ результатов тестового рисунка «Автопортрет - телесное состояние» в исследуемой группе  (49 человек) позволил нам выделить ряд наиболее важных критериев для описания и создания психоло­гического портрета больного ребенка психоневрологического отделения.

Рисунки всех участвующих в исследовании мальчиков не отвечали возрастным нормам, более трети респондентов изобразили только голову. Из 28 рисунков 5 нарисовали туловище, руки, ноги. Нарисованные полностью фигуры смещены из центра листа вниз. Рисунки схематичны, фигуры наклонены влево или вправо, руки и ноги разногой величины. Видимые фиксации на ушах (отсутствуют вообще или большие), глазах (пустые либо зачерненные глазницы), губах (клоунские рты). Рисующими явно игнорировались конечности (стопы ног, кисти и паль­цы рук); фигуры изображались статичными, тяжелыми в однообразной позиции анфас, с укороченным туловищем либо с туловищем в виде «палочного человечка»; в рисунках подростков отсутствовали эмо­циональные проявления и чувства. На рисунках, где изображена только голова, лицо прорисовано схематично, фиксации на чертах лица идентичны ранее описанным. Пять рисунков являются шаржами.

Из 21 рисунка девочек половина нарисовала себя с туловищем, другая половина участвующих в исследовании подростков изобразила только лицо (пять человек) или лицо, шею и плечи (пять человек). Лица прорисованы более старательно, чем у мальчиков (глаза, губы более выразительны). Тщательнее нарисована одежда. Только на одном рисунке девочки изображены уши. Фигура также статична, анфас, пластика тела отсутствует, стопы и кисти рук отсутствуют или руки спрятаны за спину. Изображения не уравновешены, пропорции и размеры не соблюдены. Один рисунок является шаржем.

Если бы не подписи на рисунках (большинство подростков отказывались подписать рисунок, за них это делал психолог; из 49 рисунков только два рисунка девочек подписаны самостоятельно), то трудно было бы различать рисунки по половому признаку, настолько они внеличностны и не отображают внутренний мир подростков.

5 рисунков из 49 изображают человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты, больничной палаты.

Анализ рисуночного теста «Автопортрет - телесное состояние» дал психологам дополнительную возможность распознать психические и физические дисфункции у больных детей и использовать результаты по данному тесту для стабилизации эмоционального состояния, поиска ресурсных возможностей, которые практически у всех детей были крайне слабы или недостаточно ими использовались.

Проанализировав рисунки, сравнив результаты рисуночного теста с опросниками, проведя клинические беседы, психологи приблизились к пониманию психологической сущности больных детей, взаимосвя­зи их психических и телесных проявлений. Увеличивались коррекционные возможности, в ходе которых широко использовались игровая, механо и танцевальная терапия. Результаты поразительны! Несколько занятий в стихийных малых группах (два раза в неделю) сняли некоторые навязчивости, раздражение, вялость, страхи, напряжения в теле, способствовали более полному осознанию подростками себя.

Литература

  1. Никитин В.Н. Энциклопедия тела. М., 2000.
  2. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы психологической диагностики. М., 1992.
  3. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте (МКБ – 10).  М., 2003.

Информация об авторах

Милковская Наталья Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, лаборатория клинической психологии и психологического консультирования факультета психологии БГПУ имени Максима Танка, e-mail: uliad94@tut.by

Метрики

Просмотров

Всего: 6603
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 4