Влияние танцевальной терапии на психомоторику больных шизофренией в процессе реабилитации

Общая информация

Рубрика издания: Измерения психологического аспекта телесности

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Оганесян Н.Ю. Влияние танцевальной терапии на психомоторику больных шизофренией в процессе реабилитации // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Теория и практика реабилитации больных шизофренией в России была разработана коллективом психиатров и психологов в НИИПНИ им. В.М. Бехтерева  в 70-х годах прошлого века и  внедрена в психиатрические учреждения страны.   Создателем теории  и  основателем направления реабилитации  (восстановление личностного и социального статуса психически больных -  личностный подход в психотерапии) являлся директор института проф. М.М.Кабанов [1].  Большую роль в развитии личностного подхода, реализуемого  психотерапевтическими методами, сыграл главный психотерапевт России проф. Б.Д. Карвасарский [2]. Исследования процесса реабилитации и  групповых (когнитивно-поведенческих) методов психотерапии больных шизофренией, а также научной оценки  их эффективности проводились под руководством профессоров Воловика В.М. и  Вида В.Д. [3].     

Адаптированный применительно к условиям нашей страны  проф. Эйдемиллером Э.Г., метод краткосрочной психодрамы, положил начало применению других краткосрочных психотерапевтических техник в реабилитации больных шизофренией, в том числе и  танцевальной терапии.

Полный текст

Теория и практика реабилитации больных шизофренией в России была разработана коллективом психиатров и психологов в НИИПНИ им. В.М. Бехтерева  в 70-х годах прошлого века и  внедрена в психиатрические учреждения страны.   Создателем теории  и  основателем направления реабилитации  (восстановление личностного и социального статуса психически больных -  личностный подход в психотерапии) являлся директор института проф. М.М.Кабанов [1].  Большую роль в развитии личностного подхода, реализуемого  психотерапевтическими методами, сыграл главный психотерапевт России проф. Б.Д. Карвасарский [2]. Исследования процесса реабилитации и  групповых (когнитивно-поведенческих) методов психотерапии больных шизофренией, а также научной оценки  их эффективности проводились под руководством профессоров Воловика В.М. и  Вида В.Д. [3].     

Адаптированный применительно к условиям нашей страны  проф. Эйдемиллером Э.Г.,  метод краткосрочной психодрамы, положил начало применению других краткосрочных психотерапевтических техник в реабилитации больных шизофренией, в том числе и  танцевальной терапии.

В настоящее время всё большее применение в реабилитации психически больных среди невербальных форм психотерапии  находят арт-терапевтические методы. В начале развития реабилитационного направления в психотерапии были попытки среди методов невербальной психотерапии использовать пантомиму  и лечебную гимнастику, которые дальнейшего развития и научно обоснованного исследования, к сожалению, не получили. Но эти исследования продолжились автором с 2003 г. и психогимнастика органично вошла в структуру танцевально-терапевтической сессии.

Разработанная автором танцевальная терапия является элементом системного подхода в реабилитации психически больных. Танцевальная терапия органично вошла в эту систему, а метод и методика проведения танцевальной терапии учитывают цели задачи и механизмы реабилитации больных шизофренией. 

Танцевальная терапия является одной из перспективных форм невербальной психотерапии,  которая  тренирует моторные и эмоциональные компоненты поведения, задействуя в процессе сессии также и когнитивные функции. В танцевальной терапии  велика роль личностного подхода, так как главной задачей танцевального терапевта является не только раскрытие на невербальном уровне личности самого больного, но и коррекция его нарушенных взаимоотношений с окружающим миром.

Теоретической основой  танцевальной терапии, являются:  аналитическая психология К.-Г. Юнга - «active imagination» - использование танца, как выражение бессознательного в активном воображении. Танцевальная терапия работает над раскрытием внутренней индивидуальности больных шизофренией  и формированием и поддержкой их личности, что позволит им в дальнейшем вступать в более устойчивые взаимоотношения с миром. Многие танцевальные терапевты описывают и оценивают танцевальные импровизации своих пациентов с юнгианских позиций. Большое значение для танцевальной терапии имела также индивидуальная психология А. Адлера, на языке которой формулируются цели танцевальной терапии, «основанные на развитии счастливого Я, человека креативного, ответственного и сильного». Существенное  значение в теоретическом развитии основ танцевальной терапии имела холистическая телесноориентированная  психология и психотерапия В.Райха и А.Лоуэна.

Необходимо отметить, что танцевальная терапия строится на основе интегративного подхода в современной психотерапии, включающего в себя практическую, коммуникативную и сценическую составляющие.

Для структурирования танцевально-терапевтических сессий, их описания и оценки эффективности, в зарубежной танцевальной терапии используются работы её основоположников - Т. Шуп, Л. Эспенак, М. Уайтхауз и М. Левенталь. Они заложили основы танцевальной терапии для пациентов психиатрических клиник, и их практический опыт работы явился той платформой, на основании которой получила своё дальнейшее развитие теория и методика танцевальной психотерапии в реабилитации больных шизофренией.

На основе зарубежных методик проведения танцевальной терапии автором был  разработан краткосрочный танцевально-терапевтический курс, состоящий из 10 сессий периодичностью 2 – 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 1,5 – 2 часа. Как правило, большая часть группы по окончании этого курса выписывается из больницы.Структурирование сессий осуществляется в зависимости от конкретных нужд пациентов.

Структура применяемых  танцевально-терапевтических сессий является семичастной:

  • разминка, гимнастика ци-гун или корригирующая гимнастика по системе профессора Ю.А. Афанасьева;
  • обсуждение темы сессии;
  • танцевальная импровизация, индивидуальная или групповая;
  • показ картины - мишени, обсуждение темы и ее цветового решения, проработка какой-либо установки;
  • релаксация по теме картины;
  • рисование собственного видения темы картины;
  • заключение: общий танец.

Главные цели разработанной  групповой модели танцевальной терапии – усилить ресурсы пациентов, снять психоэмоциональные зажимы с помощью танца, физических упражнений и релаксации, усилить личность пациентов и удлинить «период здоровья».

С давних пор делались попытки определить взаимосвязь между двигательными характеристиками человека и его поведением, особенностями функционирования отдельных систем, конституцией и психическим складом личности. Психологи давно обратили внимание на то, что ощущения, моторика, реагирующая на раздражения извне, являются внешним отображением психических переживаний и индивидуальных различий, в зависимости от нервно-психического статуса человека (А.Р. Лурия 1923). В последнее время психомоторика и ее показатели все активнее используются в психодиагностике в качестве объективных индикаторов психических свойств и состояний личности. Учитывая интегрирующий характер психомоторики, наиболее продуктивным является ее изучение с позиций системного подхода. Именно данная методологическая стратегия позволяет раскрыть и описать большинство феноменов психомоторики.

Впервые анализом движений и их оценкой начал заниматься Р. Лабан. Он разработал систему анализа движений под названием Effort / Shape (система форм усилий) или LMA=Laban Movement Analysis (Анализ движений Лабана). К сожалению, эта система оценки не совсем подходит для нашей страны, так как профессиональных телесных аналитиков у нас пока  не готовят.

Танцевальная терапия в реабилитации больных шизофренией начала применяться у нас в стране сравнительно недавно, первое научное исследование влияния танцевальной терапии на психомоторное, эмоциональное и коммуникативное состояние больных шизофренией было проведено  с 2003-2006 [4]. Опросник «Анализ телесного компонента интеллекта» [5], используемый для самоанализа телесных напряжений в процессе танцевальной терапии, показал, что 85% больных шизофренией не могли оценить свои телесные напряжения до танцевальной терапии, т.к. имели нарушения телесного осознавания. Только к 5-7-ой танцевально терапевтической сессии 75% больных шизофренией смогли дифференцировать свои телесные ощущения, а  в конце курса танцевальной терапии 95% оценивали свои телесные напряжения.    В дальнейшем  встал вопрос углубления анализа развития психомоторики больных шизофренией.

В процессе дальнейших исследований, проводимых в ГПБ №6 Санкт -Петербурга, на основе телесных тестов Лабана, автором была разработана система оценка развития психомоторики больных шизофренией в процессе танцевальной терапии.

 Во время танцевальной терапии проводились  видеозаписи  (с письменного согласия больных) нескольких танцевально-терапевтических сессий, в которых участвовало всего 140 больных шизофренией. Полученный видеоматериал анализировался с помощью разработанных автором специальных информационных карт, входящих в «Диагностически-инструментальную карту динамики состояния больных в процессе танцевальной терапии», включающую 230 признаков. В эту карту были включены 74 признака развития моторики больных шизофренией, анализирующих как групповую так и индивидуальную динамику психомоторного состояния в процессе танцевальной терапии. Этот анализ использовался для самооценки пациентами, проходящими танцевальную терапию, а также танцевальным терапевтом,  независимыми психологами и врачами - психиатрами, после предварительной подготовки. Разработанные анкеты представлялись для анализа непосредственно после танцевально - терапевтической сессии (3-ей и 10-ой – только пациенты и танцевальный терапевт) и во время просмотра видео материала (пациенты, танцевальный терапевт, психологи, врачи).

Исследования, полученные нами с помощью разработанной информационной карты, показали, что пациенты в начале танцевальной терапии используют в танце главным образом руки и в меньшей степени ноги, корпус практически неподвижен,  они стоят на одном месте – 84%. Причём их движения носят хаотичный характер, они напоминают движения маленького ребёнка, которого только что распеленали. В процессе танцевальной терапии движения становятся более сильными, в разных плоскостях – фронтальных 100%, сигитально- латеральных 76%, трансференсных 64%. Расширяется диапазон движений и пациенты начинают импровизировать образный танец, а затем  рассказывать, что они изображали.

Обобщая результаты исследования видеозаписи танцевально-терапевтических сессий  можно сделать следующие выводы:

  • просмотр пациентами видеозаписей собственной работы на танцевально-терапевтической сессии не явился фрустрирующим  фактором для 94% больных;
  • особенно следует отметить, что у 92% больных  оценка моторно-эмоциональной и коммуникативной выразительности в процессе танца была адекватной, особенно хочется подчеркнуть, что это дефицитарные больные;
  • а в 83% случаях самооценка танцевальных импровизаций пациентов и их оценка врачами, психологами и танцевальным терапевтом совпала. Особенно следует отметить что пациенты, которые поступают в больницу через 7-10 месяцев и снова приходят на танцевальную терапию демонстрируют сохранную моторную и образную память.

Разработаны общие подходы и конкретные рекомендации к психомоторной диагностике и социально-психологической реабилитации больных шизофренией, что позволит на качественно ином уровне решать важные практические задачи, связанные с психологическим обоснованием медицинской, профилактической и психокоррекционной помощи данному контингенту. Кроме того, полученные результаты исследования могут быть полезны в условиях танцевально-терапевтического консультирования здорового контингента населения, как детей так и взрослых. Конкретные рекомендации по танцевально терапевтической работе в  семейном консультировании не только больных но и здоровых, сформулированные по результатам исследования могут использоваться в образовательных, консультативных и лечебных учреждениях практическими психологами, социальными работниками, врачами.

Полученные результаты могут быть полезны в работе психологов и педагогов для уточнения и содержательной квалификации динамики танцевальной терапии  при проведении психокоррекционных мероприятий с «трудными» и «проблемными» подростками.

Апробация методики была также проведена танцевальными терапевтами,  обучающимися на курсе «Психологическое консультирование - танцевальной терапии» в ГПУ им. А.И.Герцена на кафедре клинической психологии, которые подтвердили не только её эффективность, но  краткость и удобство проведения.

Разработанная обучающая программа по танцевальной терапии на базе ГПУ им. А.И. Герцена является первой в клинической практике. А выпускники, получившие дипломы, успешно работают в психиатрических стационарах, районных реабилитационных центрах  и диспансерах.

Резюмируя, можем отметить, что танцевальная терапия в психиатрическом стационаре является одной из ступеней реабилитации и реадаптации больных шизофренией, а исследование психомоторики даёт возможность научного анализа влияния танцевальной терапии на психоэмоциональные, психомоторные и коммуникативные функции больных шизофренией.

Литература

  1. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л.: Медицина, 1985. 216с.
  2. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледер. М.: Медицина, 1990. 383с.
  3. Вид В.Д., Воловик В.М., Гончарская Т.В., Днепровская С.В. Методы групповой психотерапии психически больных: Методические рекомендации//Л.: ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1982. 36с.
  4. Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств:   Автореферат дисс. на соискание уч. степени к. псих.н. СПб., 2005. 18с.
  5. Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004. 286с.

Информация об авторах

Оганесян Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургской Медицинской Академии Последипломного Образования, докторант кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии под рук. проф. Э.Г. Эйдемиллера; ИДО РГПУ им. А.И. Герцена; ведущий курса переподготовки по специальности «Танцевальная терапия», медицинский психолог, танцевальный терапевт ГПБ № 6 (г. Санкт-Петербург), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: anais_og@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2984
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3