Виртуальная реальность телесности

Общая информация

Рубрика издания: Телесные метафоры и их значение в жизнедеятельности человека

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Дубовый Л.М. Виртуальная реальность телесности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Виртуальная реальность, в отличие от всех других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает её не как порождение своего собствен­ного ума, а как объективную реальность.

С точки зрения Н.А. Носова генезис человека можно представить следующим образом: «Новорожденный обладает совершенно вирту­ализированной психикой. Примерно до трёх лет генезис ребёнка за­ключается в овладении собственной телесностью. Ребёнок овладева­ет своим телом и окружающим его миром в пространственно-теле­сном отношении. С трёх лет уже возможна отработка специальных телесных навыков (лепка, рисование, игра в конструктор и т.д.), и генезис ребёнка теперь заключается в освоении реальности созна­ния. Собственное индивидуальное сознание появляется у ребёнка примерно к семи годам» (Н.А. Носов, 1999).

Полный текст

Виртуальная реальность, в отличие от всех других психических производных, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает её не как порождение своего собствен­ного ума, а как объективную реальность.

С точки зрения Н.А. Носова генезис человека можно представить следующим образом: «Новорожденный обладает совершенно вирту­ализированной психикой. Примерно до трёх лет генезис ребёнка за­ключается в овладении собственной телесностью. Ребёнок овладева­ет своим телом и окружающим его миром в пространственно-теле­сном отношении. С трёх лет уже возможна отработка специальных телесных навыков (лепка, рисование, игра в конструктор и т.д.), и генезис ребёнка теперь заключается в освоении реальности созна­ния. Собственное индивидуальное сознание появляется у ребёнка примерно к семи годам» (Н.А. Носов, 1999).

С виртуальной точки зрения, для младенца его телом, его собс­твенностью является весь мир. Поэтому у ребёнка совершенно оди­наковая реакция, одинаковый плач в ответ и на боли в животике, и на громкий звук. Генерализованная реакция младенца есть не реакция ребёнка на какой-то – внешний или внутренний — раз­дражитель, а есть смена состояния всего мира. Сам ребёнок не знает, где кончается его сфера телесности в овладении элементами порождающейся реальности и сфера восприятия и где начинает­ся «не он». Генезис ребёнка до трёх лет заключается в овладении собственной телесностью и девиртуализации единой (физически­психически-родовой) реальности. С психологической точки зрения здесь происходит возникновение представления о телесности (ве­щах, предметах, их отношениях, в том числе о собственном теле),в отличие от предшествующего времени, когда была одна единая телесность (реальность).

Появление новой психической реальности – реальности собс­твенной телесности, в отличие от единой, названо Н.А. Носовым феноменом удвоения реальности. Речь идёт именно о психической реальности, а не только о явлении выделения собственного физи­ческого тела из окружающей среды, поскольку ребёнок начинает отличать события в собственной телесности от событий, проис­ходящих на уровне смыслов, а не физических явлений. Феномен удвоения реальности заключается не в том, что появляются две реальности, а в том, что каждая из них даёт новое видение мира, новое его различение. Феномен удвоения означает, что произошло различение прежде единого, что означает его девиртуализацию. Генезис человека относительно процесса девиртуализации отде­льной реальности заключается в том, что до возникновения фено­мена её удвоения, т.е. до её девиртуализации, человек овладевает этой реальностью как новой для себя, а после её девиртуализации он её осваивает как уже привычную, лишь расширяет сферу владе­ния этой реальностью, уже без качественного сдвига во взаимоот­ношениях с этой реальностью.

Реальность телесности имеет самостоятельную функцию в жиз­ни человека на всей её протяженности. Так, если рассмотреть один из аспектов реальности телесности, а именно соотнесение человека с местом его жизни, с пространственным аспектом его жизни, то можно увидеть, что для человека пространство его окружающее, ни­когда не было пустым, индифферентным. Издревле человек делил пространство на своё и чужое. Своё – известное, освоенное, струк­турированное. Чужое – неизвестное, враждебное, опасное. Понят­но, что это деление на «своё-чужое» не географическое деление, а онтологическо-психологическое. Своё пространство не обязательно должно быть доброжелательным к человеку. Оно хотя и своё, но са­мостоятельно может повернуться к человеку любым боком. Оно име­ет свой норов.

Чужие силы могут оказать воздействие на человека даже в его родном доме, что особенно хорошо видно на ритуальных ограни­чениях, связанных с новорожденным и роженицей: 40 дней нельзя выносить ребёнка из дома; нельзя ночью выливать воду, в которой купали ребёнка; нельзя никому давать взаймы и т.д.

Между своим и чужим пространством нет связи, переход из одного в другое всегда дискретен, это реальности разного типа, даже если они внешне наглядно не разделены. Например. Чело­век, находящийся на дороге, входящей в лес, не встречает пре­пятствий на своём пути. Но, входя в лес, он исчезает из обозрения других людей, он не наблюдаем ими. Это всё равно, что умереть. Поэтому возвращение оттуда есть всегда чудесное возращение. Человек, вернувшийся оттуда, всегда несёт на себе печать друго­го мира.

Четыре рода связей определяют место жизни человека. Первое – связь с небесами: Богом, Космосом и т.п. Эта связь олицетворяется храмом или другими культовыми сооружениями. Второе – связь с землёй, связь с родом, предками. Эта связь олицетворяется местом захоронения. Третье – связь с другими людьми, живыми действую­щими лицами, с общиной. Эта связь олицетворяется местом общего сбора – форум, рынок. Четвёртое – связь с самим собой, связи внутри человека, определяющие его как существо существующее, персони­фицирующее его место, где «я есть я». Эта связь олицетворяется род­ным домом, очагом.

Таким образом, «телесность человека» -это не только его тело, но и те пространства, физические и смысловые, которые составля­ют его самого как человека. В нашем представлении о телесности нет различения на физическое, биологическое, с одной стороны, и психическое — с другой. Фактически, на вопрос «что такое чело­век?» нет абсолютного ответа. Человек, как один крайний вариант, может быть тождественным всему мирозданью, в том смысле, что микрокосмос, тождественен макрокосмосу. Как другой крайний ва­риант, человек – это ничто. В том смысле, что он не имеет никакого собственного содержания. Реально каждый конкретный человек имярек – это нечто промежуточное между этими двумя крайнос­тями.

В процессе развития человек постоянно меняется: в нём появля­ются новые реальности и каждая реальность присутствует в каждом человеке сугубо индивидуализировано. В афористичной форме можно сказать, что человек это то, чем он себя представляет, если его поведение соответствует этому представлению. Вовсе не обязатель­но в своём представлении идентифицироваться с кем-то другим или какой-то ролью, главное – реально понимать объём своего чело­веческого бытия. Реальность телесности, пространственно-телесные отношения – это не только реальность физического пространства, т.е. имеет не только физическое измерение. Психическая телесность может «распространяться» и на самые высшие уровни бытия, на трансцендентные реальности. И у каждого человека своя виртуаль­ная реальность телесности: определённого уровня в иерархии бы­тия и определённого объёма. Каждый человек в понятие телесности вкладывает свой смысл.

Понимание механизмов формирования реальности телеснос­ти позволяет более осмысленно подойти к использованию методов телесной терапии при коррекции психических состояний и неко­торых характеристик личности, а также определению места в онто­генезе, где произошло нарушение освоения реальности телесности. Коррекцию характеристик личности следует проводить именно с этого момента, потому что деформация психического состояния или соматического статуса происходит и закрепляется в онтогенезе с указанного периода. Некоторое подобие описанным действиям на психологическом уровне можно проследить при разработке, напри­мер, после перелома руки. Здесь также надо вначале восстановить управление крупными мышцами спины, затем плеча и предплечья, и лишь после этого притупить к овладению тонкими движеньями пальцев руки. Т.е., мы повторяем путь формирования управления движениями кисти и пальцев руки, как это происходило в онтогене­зе в раннем детстве.

Изучение психологических механизмов овладения реальностью телесности позволяет объяснить психологические механизмы влия­ния телесных упражнений на коррекцию состояния и характерис­тик личности и осознанно использовать те или иные методы в каж­дом конкретном случае.

Информация об авторах

Дубовый Леонид Михайлович, декан факультета психологии ПГПУ им. В.Г.Белинского, Пенза, Россия, e-mail: Leo_200737@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2226
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5